Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:
— славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);
— западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).
В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.
Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.
Характерные черты:
— антропоцентризм;
— гуманизм;
— религиозный характер;
— возникновение
русского космизма
(мистического, теологического).
18. Чувственное и рациональное познание
Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:
— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);
— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);
— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления).
Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:
— понятие;
— суждение;
— умозаключение.
19. Цивилизация, цивилизационный подход к изучению истории.
Цивилизация – это крупные
социокультурные системы со своими закономерностями,
которые не сводятся к закономерностям
Цивилизации могут
определять материальную и духовную
жизнь общества или на нее воздействовать.
Каждая цивилизация самобытна, живет
своей жизнью, имеет свою историческую
судьбу, свои институты и ценности.
Цивилизации взаимодействуют
Функции цивилизаций:
1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.
2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.
Специфичность цивилизации придает духовный фактор.
Отличие формации и цивилизации:
1) для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций.
2) формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.
Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры,
характеризующаяся всеобщей
связью индивидов или первичных,
т.е. базисных общностей в целях
воспроизводства общественных богатств.
20. Человек как высшая ценность. Смысл жизни и деятельности человека.
Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.
Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соцдеятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.
Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация)
Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности.
Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.
Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.
Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.
Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл:
Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.
Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении.
Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла.
Каждый человек ищет в жизни что то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чегото большего, чем собственная жизнь, в конечном счете ради других людей.
Жизнь обретшая
смысл не страшится смерти.
21. Античная философия.
Основными проблемами античной философии были:
Проблема
бытия и небытия, материи и
ее форм. Выдвигались идеи о
принципиальной
Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…);
Проблема
воли и свободы человека.
Проблема
отношения человека и Бога, божественной
воли. Выдвигались идеи
Проблема
синтеза чувственного и
Характерные черты античной философии.
1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне греческого представления о мире.
2. Синкретичность античной философии это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.
3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.
4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.
В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).
В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.
С этим связана
такая характерная черта
Именно поэтому
идеалом человека в античной философии
является мудрец, который созерцает
окружающий мир, размышляет об окружающем мире.
22.
Предпосылки
В данном плане
философская антропология имеет
комплексный характер и охватывает человеческое
существование во всей его полноте, определяя
при этом место и отношение человека к
окружающему миру. Значительный вклад
в философскую антропологию был внесен
психологией и социологией, благодаря
попыткам уточнить понятие личности. В
связи с взаимодействием с другими науками
возник целый ряд областей антропологии
– социальной, педагогической, теологической
и др.
В антропосоциогенезе человек рассматривается
как историческое существо, а общественный
феномен – как явление культуры. Антропосоциогенез
– социально-биологическая эволюция человека.
Во главу угла ставится социальный процесс
в его историческом развертывании и оценка
этого процесса в рамках исторического
рассмотрения.
Важное значение в объяснении антропосоциогенеза
принадлежит выдвинутой Ф. Энгельсом,
а впоследствии детально разработанной
отечественными антропологами и археологами
гипотезе о роли труда в процессе превращения
обезьяны в человека. Разумеется, говоря
о роли труда в современном понимании
этой концепции, надо иметь в виду, что
параллельно с трудовой деятельностью
у человека развивались мыслительные
способности и их атрибуты - язык, мышление.
Оказывая взаимовлияние, они совершенствовали
трудовые навыки, развивали мышление и
взаимно способствовали культурному становлению
человека, формированию первых человеческих
сообществ. Определяющая роль в этом процессе
принадлежит труду.
Поскольку значение труда в становлении
человека играет доминирующую роль, есть
смысл остановиться на этом поподробнее.
Какие же компоненты входят в понятие
труд? Это - субъект труда, предмет труда,
то есть природа, средства труда, результат,
или продукт труда. В своей совокупности
эти компоненты и составляют труд. Субъект
труда - это человек. Приступая к труду,
человек ставит перед собой определенную
цель и стремится получить нужный ему
результат. Человек не только вступает
во взаимодействие с природой и видоизменяет
ее, но и реализует поставленную им свою
сознательную цель. Ради достижения этой
цели он прилагает свои умственные и физические
усилия, вступает в контакт с себе подобными.
Все это способствует развитию у него
мыслительных способностей, социализирует
его отношения с другими людьми.
Люди участвуют в трудовой деятельности
прежде всего из-за необходимости поддержания
своей жизни, (самовозобновления), т.е.
телесных потребностей. У человека существуют
различные биологические и духовные потребности
и, чтобы их удовлетворить, появляется
необходимость диверсификации трудовой
деятельности. Если к этому добавить разнообразие
природных условий, то в совокупности
это ведет к возникновению многообразия
различных видов труда. Указанное многообразие
обусловливается внутренними связями,
возникающими в процессе самого труда.
Субъект труда, средства труда и предмет
труда изменяются самим процессом труда.
Усложнение и интеллектуализация труда
ведут к развитию человеческого мышления,
укреплений отношений между людьми.
При анализе труда надо учитывать, что
сам труд - не что иное, как естественный
процесс, поскольку он призван обеспечить
естественные условия существования человека.
Ничего социального в этом процессе пока
нет. Хотя уже налицо принципиальные отличия
человека от животного. Как бы далеко ни
продвинулся человек в своей трудовой
деятельности, она всегда будет предопределяться
естественной необходимостью и потребностью,
и в этом смысле труд становится для человека
естественной необходимостью.
Особенно важно подчеркнуть, что труд
человека, способствующий в историческом
плане его социализации, протекает именно
как природный процесс, поскольку, воздействуя
своим трудом на внешнюю природу и изменяя
ее, человек в то же время изменяет свою
собственную природу и развивает дремлющие
в ней силы.
Итак, основополагающее значение трудовой
деятельности заключается в том, что благодаря
ей удовлетворяются биологические и духовные
потребности человека, происходит все
более масштабное объединение людей. Через
труд человек может выразить себя, проявить
свои физические и умственные способности.
Огромная роль в становлении человека
и человеческой личности принадлежит
языку. Как известно, язык - система знаков,
с помощью которых люди общаются друг
с другом, выражают свой мысли. Благодаря
языку развивается человеческое мышление.
Имеются веские основания утверждать,
что язык появился и развирался одновременно
с возникновением общества, благодаря
совместной трудовой деятельности первобытных
людей. Возникновение членораздельной
речи сыграло огромную роль в становлении
и развитии человека, формировании межчеловеческих
отношений и образовании первых человеческих
сообществ. С помощью языка одно поколение
передает другому информацию знания, обычаи,
традиции. Без него трудно себе представить
связь между различными поколениями, живущими
в одном и том же обществе. Нельзя не сказать,
наконец, и о том, что с помощью языка государства
устанавливают между собой контакты.