Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
Случайность – состояние изменений, которое не вытекает из особенностей данного процесса взаимодействия, а может и не реализоваться (напр., летальный исход при авто- или авиакатастрофе). Степень случайности определяется в каждом конкретном случае с учетом свойств объектов (напр., при бросании монеты).
Существуют законы соотношения случайности и необходимости:
1) Случайность – дополнение
необходимости. Необходимость реализуется
в своей непосредственности, а
случайность – абсолютно
2) Случайность – форма
Учет необходимости и случайности обязателен в науке.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура – их методологическое значение в медицине.
Вся изученная современным естествознанием Вселенная (от 10^–15 см до 10^28 см) представляет собой систему, характеризующуюся структурностью.
Структура – это внутренняя расчлененность материального бытия. Она бесконечна как во времени, так и в пространстве. Однако, это не означает, что материя бесконечно делима.
Из принципа неопределенности Гейзенберга следует, что кинетическая энергия частицы резко увеличивается с уменьшением занимаемого ею объема. Т.о., невозможно построить мелкую структуру данной массы, используя составные элементы меньших масс, занимающих все меньшие объемы в структуре данного объема. Вероятно, более крупные структуры состоят из более фундаментальных частиц, обладающих большими массами. По этому принципу строятся П-мезоны из более тяжелых нуклонов и антинуклонов, нуклонов – из частиц еще больших по массе – кварков.
Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования выступает понятие "система".
Определение Л. Бертоланфи – одного из основоположников общей теории систем:
Система – это комплекс взаимодействующих элементов.
Под комплексом элементов понимается отграниченное множество их. Решающее значение в понимании понятия системы принадлежит понимание слова "элемент". Критериальное качество элемента – его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него (к.-л. элемента) система существовать не может. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения.
Напр., в человеческом организме отдельные атомы, молекулы, клетки не будут выступать его элементами; ими оказывается нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т.д. (точнее будет сказать, что эти системы есть не элементы, а подсистемы организма). Подсистемами клеток выступают отдельные внутриклеточные образования, а по отношению к организму они – компонент его содержания, но не элемент, не подсистема.
Понятие “подсистема” выработано для анализа сложноорганизованных, саморазвивающихся систем, когда между элементами и системой имеются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Они объединяют в себе разные части (элементы) системы, в своей совокупности способные к выполнению единой (частной) программы системы. Будучи элементом системы, подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Т.о., вся материя представляется как бесконечная система систем.
Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами (общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п.). Наиболее значимы закономерные связи элементов, а среди них – интегрирующие связи (или интегрирующие структуры), которые обуславливают интегрированность сторон объекта.
Напр., в системе производственных отношений имеются связи трех родов: относящиеся к формам собственности, к обмену деятельностью и к распределению. Все они существенны и закономерны, но интегрирующую роль в них играют отношения собственности (формы собственности) – это ведущая основа системы.
Качество системы определяется:
1) элементами (их природой, свойствами, количеством),
2) структурой – т.е. связью между элементами.
По характеру связей между элементами, по степени интегрированности элементов и структур выделяют типы систем.
Типы систем:
1. Суммативные системы –
2. Целостные системы – четко выражены элементность состава, зависимость генезиса и существования системы от каждого элемента и, наоборот, зависимость элементов от системы, ее свойств. Интегративные качества, составляющие специфику целостности, принципиально новые по сравнению с теми, что имеются у компонентов (элементов), а нередко и прямо противоположные (напр., свойства молекулы воды Н2О и свойства отдельно взятых атомов Н и О).
Также системы классифицируются по разным основаниям:
ü органические, неорганические;
ü механические, физические, химические, биологические, социальные;
ü статичные, динамичные;
ü нефункциональные, функциональные, развивающиеся;
ü открытые, закрытые, изолированные;
ü энтропийные, антиэнтропийные;
ü детерминированные, вероятностные;
ü естественные, искусственные, смешанные (человек-прибор);
ü прогрессивные, регрессивные.
Также выделяют идеальные системы, подразделяемые на эйдетические и концептуальные, на эмпирические и теоретические и т.д.
Содержание – это всё, входящее в систему: элементы, отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Для обозначения фрагмента содержания пользуются словом "компонент" системы (а не "элемент", "часть").
Форма – это (1) внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация предмета, его внешние пространственные и временные границы; (2) способ существования материи; (3) внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы (в этом случае понятие формы совпадает с понятием структуры).
Понятия формы и содержания относительны. Напр., производственные отношения являются содержанием по отношению к надстройке и формой – по отношению к производительным силам общества.
Форма и содержание характеризуются:
1) их неразрывностью (где одна, там и вторая);
2) неоднозначностью их связи (одна
форма может иметь много
3) противоречивостью единства (содержание стремится к изменению, а форма, как структура, - к устойчивости);
4) оптимальностью развития –
при соответствии формы
Сущность и явление можно трактовать как фундаментальные атрибутов материального объекта (В.П. Бранский), а все другие атрибуты (качество, изменение, закон, возможность, причинность и др.) характеризуют различные стороны этих атрибутов или различные аспекты взаимоотношения между ними.
Явление – это форма проявления сущности, его внешнее обнаружение (внешние свойства и их системная структурированность).
Сущность – главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание происходящих с ним изменений.
Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обуславливают другие ее свойства и отношения. Явление же – это свойства и отношения системы, обусловленные ее сущностью.
Сущность одна, явлений множество. Явления богаче сущности (т.к. они "для-других-бытие"), но сущность глубже явления и всех своих явлений вместе взятых (т.к. она "для-себя-бытие"). В явлении, кроме необходимого, общего и существенного, есть ряд случайных, индивидуальных, временных моментов.
Явление выражает лишь одну из сторон сущности, никогда полностью не совпадая со всей сущностью. В свою очередь сущность никогда полностью не совпадает со всеми явлениями, ни взятыми порознь, ни в совокупности.
Познание сложных систем идет от явления к сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой.
28. Общество как система
бытия. Теоретические модели
Общество – это часть бытия, существующая по законам, созданным в процессе деятельности людей. Это определение абстрактно, оно уточняется в рамках социальной философии, социальной логики и науках о конкретных состояниях общества.
Социальная философия – это философская наука о сущности, законах, качествах общества как самостоятельной части бытия. Она создана в середине 19 века в трудах гр.Ф. и учениях: материалистическая социальная философия – Маркс, Энгельс и их сторонники, позитивистская – Конт, Спенсер.
В 20 веке социальная философия развивается вне идеологизации в трудах ученых всей мировой культуры.
Установлены такие всеобщие признаки общества как системы:
1. Негэнтропийный эффект – такое состояние системы бытия, при котором не происходит саморазрушение и деструкция, а постоянно воссоздается достигнутый уровень сложности (развития). Согласно науке, такой особенностью обладает общество, потому что даже человек в индивидуальном развитии достигает состояния энтропии после смерти.
2. Интегральный прогресс – последовательное усложнение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате противоречивого взаимодействия людей с природой и социальных групп между собой в процессе общественной жизни. Прогресс общества относительно отдельных государств и народов – проблематичный процесс, потому что включает не всеобщее конкретное движение прогресса, а результат взаимодействия народов, при котором уничтожаются отдельные результаты, а победившие система и государство используют все достижения общества и осуществляет общий прогресс человечества.
Напр., Др. Рим уничтожил науку Др. Греции, Месопотамии, этрусков, народов центральной и северной Европы, но в результате этого были достигнуты выдающиеся успехи в математике. Римскую Империю уничтожили народы-предки германской нации и народы Ближнего Востока в составе Византии. В результате к 10 в. н.э. европейская цивилизация достигла более высокого уровня развития, чем Др. Рим, потому что заменила рабовладельческий строй. Но в 17 веке была уничтожена.
3. Наличие субстратного основания общественного целого – человека в его активности.
Субстрат – это элементарный носитель свойств целого, благодаря которому в результате сложных взаимодействий и создается это целое.
Для медицины человек может быть разделен на органы и функциональные системы, но для социальной философии человек – предел возможного деления на части.
4. Наличие субстанционального
5. Сложное внутреннее строение, в котором выделяется четыре основных части: ЭСО, ССО, ПСО, ИСО (экономическая, социальная, политическая и идеационная системы общества).
6. Культурно-программированный
Ноосфера – это состояние общества, в котором все природные и биологические процессы реализуются на основе разума, благодаря чему устанавливается подлинный гуманизм – полное обеспечение витальных и духовных потребностей человека.
Модели познания сущности общества
Модель – это теоретический аналог реально существующих процессов, в котором выделены основные качества, сущность данного объекта в данной системе общества.
1. Модель социологического идеализма – понимание сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности духа (идеального бытия). Реально это означает, что в обществе первична воля Бога (Фома Аквинский), разум (Гегель), воля человека (Шопенгауэр и сторонники психологизации).
Недостатки модели: отсутствие экспериментальных подтверждений, т.к. ни Бог, ни разум, ни воля ничего предметно не создают.
Модель популяризуется в целях развития духовности и пропаганды.
2. Модель социологич. натурализма – понимание сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности природных законов в общественном бытии. Существует в двух вариантах:
а) географический детерминизм – учение о том, что состояние и развитие общества определяются качеством флоры и фауны. Теоретики: Мечников, Бокль, Монтескье.
б) учение Л.Н. Гумилева об этногенезе – о том, что первичной является проявление биохимической энергии личностей, которые в результате подражания заставляют часть нации действовать в заданном направлении, преодолевая природный эгоизм.
3.Модель социологич. материализма – объяснение сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности материального производства, экономики, техники. Впервые сформулировали Маркс и Энгельс, развили философы ХХ в. в Германии (Хабермас, Юнкер, Фромм, Адорно и др.). Эта модель практически используется во всех цивилизованных странах, потому что ориентирует государство, народы, соц. группы на эффективную деятельность по обработке природы с целью увеличения комфортности жизни и повышения ее эффективности.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
Природа – это часть бытия, которая существует по своим законам независимо от деятельности человека.
Для общества природа – это