Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
1) географическая среда, т.е. система климата, фауны, флоры, недр и водных ресурсов, с которыми взаимодействует человек в своем трудовом производстве и непосредственно жизненном отношении. Именно географическая среда влияет на производственные показатели, на здоровье и мировоззрение человека.
2) Природа по отношению к
3) Природа – освоенная часть космоса.
Варианты взаимодействия общества с окружающей средой:
1. Господство природы над обществом – в течение первобытного и начала рабовладельческого состояния человечества.
Признаки: 1) Преобладание природных стихий над возможностями человека;
2) Поклонение человека силам природы в образах богов, тотемов, фетишей;
3) Господство собирательного и
пассивно-земледельческого
2. Господство общества над природой – началось с середины 3 тысячелетия до н.э. и продолжается до сих пор. Признаки:
1) Уничтожение флоры и фауны
для удовлет-ворения
2) Превращение человека в "царя природы", т.е. существо, имеющее право уничтожить всех чтобы насытиться. В 20 в. это качество осуждается по этическим нормам и преследуется по юридическим законам из-за чрезмерного проявления.
3) Совершенствование
4) Преобладание индивидуализма
в отношениях людей, потому что
владея совершенной техникой, индивид
может выжить в любой
3. Конструктивное взаимодействие – с конца 20 в.
Признаки:
1) Создание безотходных (экологически обоснованных) технологий в преобразовании природы.
2) Формирование экологической этики – правил гуманного отношения к фауне и флоре. Этот способ отношений утверждается на уровне общественного сознания, а государства не могут его реализовать по причине конкурентных отношений в мире.
3) Становление отношений между
обществом и природой на
Идеальный вариант - создание ноосферы (сферы разума), в которой природа будет развиваться в оптимальном режиме на основе строго научных и технико-экологических программ взаимодействий.
Общество в своем функционировании проходит различные уровни (этапы). Учения выделяют начальный уровень – стадия дикости, варварства, и стадии цивилизации.
Цивилизация – это состояние общества, в котором представлены письменность и государственная форма управления.
Все человечество с 3 тысячелетия до н.э. развивается в рамках цивилизации, а стадия варварства – общества, в котором нет письменности, государства – представлена только как оценочная характеристика отсталых племен Азии и Африки, которые существовали до 19 в., а в настоящее время эта стадия отсутствует, т.к. цивилизация проникла во все части планеты.
Ученые в рамках цивилизации выделяют два типа общества: традиционное и техногенное. Изучение их очень важно для разработки социальной политики в государстве: установлено, что прогресс общества направлен от традиционного общества к техногенному.
► Традиционное общество – цивилизация, в которой преобладает натуральное хозяйство, а отношения людей основаны на консервативных традициях морали, религии и жизненного опыта. Признаки:
1) Производство материальных
2) Жесткое социальное деление общества: элитные группы не допускают переход в нее низших слоев общества.
3) Господство авторитарных форм правления (деспотия, тирания).
4) Преобладание аскриптивной
5) Наличие сложного варианта письменности, отличного от разговорного языка, свойствен-ного социальной культуре, напр., китайские иерография и язык, латинский язык и национальный язык.
► Техногенное общество – цивилизация (общество), основанная на товарном производстве и господстве науки и техники (появилось в 15 в. в Европе).
Признаки:
1) Господство товарного
2) Преобладание научного
3) Преобладание демократических принципов.
4) Господство индивидуализма в отношениях.
5) Ускоренная иннвозвационная
Перспектива России – продолжение техногенных качеств.
30. Содержание проблемы
человека и парадигмы её
Проблема человека – это система познавательных, управленческих и практических вопросов о сущности, качествах, законах, происхождении и смысле жизни человека.
Как и любая проблема, проблема человека, содержит знание о незнании, т.е. минимум информации, от которой исходят в новейших исследованиях с учетом новых методов и возможностей науки. Исторически сложилось пять парадигм.
Парадигма – система знаний, принятая сообществом ученых (или дилетантов) в качестве образца решения проблемы. В парадигме содержится метод, устойчивое знание и аксиологические установки – все они логически обоснованы и определены, а не произвольны.
1. Теоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности сверхестественных и всемогущих сил (Бога и Богов).
Теоретики: Августин Аврелий Блаженный, в ХХ веке – Мариден, Тилих и др.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека –
2) Качества тварные, земные, вещественно-энергетические качества.
3) Биологические законы – плотское желание.
4) Тварно-божественные качества – свобода, воля, душа.
5) Происхождение человека – по воле Бога.
Законы божественного и земного мира:
ü Смысл жизни – любовь и вера в Бога.
ü Соблюдение конфессиональных догматов.
Теоценрическая парадигма положительна для развития нравственности, ограничена в связи с тем, что материальная жизнь человека принижается, а без нее ни общество, ни человек не могут прогрессировать.
2. Натуроцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности законов природы, бытия, которые развиваются по естественным закономерностям без чего-либо сверхъестественного.
Теоретики: Демокрит, Гольбах, Ницше, Фрейд.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – природная, т.к. все в человеке есть результат неорганических и органических процессов.
2) Социальные качества, которые продолжают действие законов природы в условиях, созданных взаимодействиями людей.
3) Смысл жизни – следование природным законам.
Натуроцентрическая парадигма положи-тельна в культуре, т.к. ориентирует личность на реалистичное понимание места человека в жизни; ориентирует государство на поддержку материального уровня жизни, на учет политических влияний, а также идеационной сферы (нравственность, красота).
3. Социоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности общества и социальной среды, в которой существует индивид.
Теоретики: Аристотель, Гегель, Фихте, Шеллинг, Маркс, Энгельс, Дюркгейм.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – общественн
2) Качества – природные и первичные – общественные.
3) Происхождение – в результате
эволюции природы и орудийно-
4) Смысл жизни – подчинение требованиям общества с учетом исторических особенностей.
Парадигма положительна, т.к. обеспе-чивает сплочение людей в максимально возможной мере.
Отрицательна, т.к. не учитывает индивидуальность личности человека.
4. Культуроцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности идеационных, культурных ценностей.
Теоретики: Риккерт, Кассирер, Зиммель.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека –
2) Идеационно культурные
3) Смысл жизни – перфекция, стремление
к постоянному
4) Происхождение человека либо не исследуется, либо – от Бога, либо – согласно научной парадигме.
Положительное значение парадигмы в определении идеалов, высших целей, к которым нужно стремиться.
Отрицательное – в возможности дезорганизации мировоззрения личности, особенно в период обострения общественных противоречий.
5. Антропоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности человека в системе Вселенной (т.е. изученного естествознанием уровня окружающей действительности в пределах условных 20 млрд. световых лет).
Теоретики: Плесснер, Шеллер, частично Бердяев.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – свобода,
произвольность действий в
2) Качества человека – всевозможные (космические, планетарные, биологические, общественные, духовные). Основное качество: человек-микрокосм – существо, которое содержит многообразие форм бытия в концентрированном виде.
Основа всех рассуждений этих парадигм:
1) материализм или идеализм,
2) Рационализм или иррационализм.
31. Сущность и качества
человека в контексте
Установлены две группы качеств человека:
1) природно-биологические – те свойства, которые по наследству от родителей к потомству;
2) общественные – свойства, которые формируются в процессе жизни индивида и не передаются по наследству.
Общественные качества человека:
1. Способность к труду – преобразованию вещества, энергии и информации с помощью приспособлений (орудий, техники) для удовлетворения социогенных потребностей.
2. Культуро-опосредованный способ жизнедеятельности, начиная от рождения и заканчивая смертью. Искусственные посредники – предметы, нормы, знания и оценки – определяют поведение любого индивида.
3. Языковое общение – способ передачи информации и создания смысла в форме искусственно или исторически созданной системы знаков или письма. Языковое общение отличается от сигнального общения животных тем, что выражает абстракции, а не только субъективное содержание.
4. Особый идеальный вариант обработки информации о внешней среде и внутренних особенностях, реализуемый в форме сознания.
5. Универсальность моральных норм, среди которых главные – это нормы совести и справедливости.
6. Деятельность – способность к активным и целенаправленным, предметным, идеальному и знаково-коммуникативному преобразованию объекта.
7. Генетическая программируемость индивидуальности, разнообразия жизни.
8. Продолжительность жизни и возраст.
9. Морфологические признаки (312 морфологических признаков человека не существуют у антропоморфных животных).
Итак, биологические качества подчинены культурной программе и социальным особенностям, поэтому сущность человека – общественная, а природа – биологическая.
Человек – биообщественное живое существо, реализующее свой вариант бытия в культурно опосредованной форме индивидуальной жизни на основе творческой, предметной, идеальной и коммуникативной потребностях.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
Антропогенез – процесс появления человека (homo sapiens sapiens) на Земле.
Существует несколько основных парадигм решения этой проблемы:
1. Теоцентрическая. Человек был создан Богом (богами) одномоментно в современном виде.
2. Научная. Человек сформировался в результате длительной эволюции от Protea до современного вида. (Чарльз Дарвин, 1871 г. - "Происхождение человека и половой отбор")
При этом человек прошел ряд стадий:
ü насекомоядные обезьяны - 2 млн. лет назад,
ü антропоидные (человекообразные) обезьяны – примерно 1,2 млн. лет назад,
ü человек умелый (homo habilis) - 460 тыс. лет,
ü человек выпрямленный (homo erectus) - 160 тыс.,
ü человек разумный (homo sapiens) – человек современного вида (кроманьонец) - 40 тыс. лет
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
Здоровье – состояние физиологического, психического и социального благополучия (в отсутствие болезни).
Здоровье человека должно обеспечивать ему относительно комфортные условия труда и отдыха. Заболевание снижает работоспособность человека и значительно ухудшает его самочувствие.
Здоровье человека – это индивидуальное психосоматическое состояние, при котором человек способен оптимально реализовать свои жизненные потребности.
Установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологии и на 10% - от здравоохранения и медицины.