Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
Функции диалектики – это значение диалектики как теории и метода развития. Она оказывает особое влияние на достижение нового знания, формирование правильного мышления и выработку ценностных ориентаций личности. Установлены такие функции диалектики:
1. Информационная функция – создание и систематическое изложение знания о сущности, качествах развития в любых системах бытия.
Ни одна форма культуры не занята систематизацией знания о развитии, и только диалектика в философии создает логически упорядоченное знание. По этой причине диалектику называют "наукой о развитии".
2. Методологическая функция –
применение информации о
3. Мировоззренческая функция – применение знания о развитии в создании моделей сущности бытия, смысла жизни человека и отношения человека к миру. Эта функция может быть преувеличена и аксеологизированна, т.е. осмыслена в понятиях ценностно-оценочных зависимостей людей (хорошо-плохо, добро-зло, истина-ложь и т.д.).
4. Эвристическая функция –
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
Развитие – центральное понятие диалектики, определяющееся в основном через выражение таких признаков, как необратимость, направленность, закономерность изменений материальных и идеальных систем в течение относительно длительного времени.
Существуют систематически, качественно различные модели развития:
1. Классическая (логико-рациональная) модель немецкой классической философии (Гегель).
2. Градуалистиская модель (Г.Спенсер): постепенное изменение от однородности (простоты) к разнородности в результате объективных процессов дифференциации и интеграции материи. Эта модель справедлива только для некоторых объектов и неприменима к состояниям революции в обществе и явлениям мутаций.
3. Эмердженская модель (Морган, Бергсон): развитие есть изменение, причиной которого является внутренняя творческая сила, связанная с особым духовным состоянием бытия. Высшие ступени развития несводимы к низшим и не имеют с ними никакого однородного элементарного единства. (Селлерс – современный теоретик, который абсолютизировал различие между началами состояния развития бытия.
4. Натуралистская модель (Дарвин, Берталанфи, Хаксли): Развитие – это качественно необратимое, внутренне противоречивое изменение объекта по универсальным законам, которые одинаковы и в природе, и в обществе, и в духовной культуре. Но т.к. основу законов диалектики они признают только в пределах естествознания, то их вариант отвергается в общественных науках и антропологии.
5. Антропологическая модель (Сартр): Развитие – такое изменение, где есть выбор, свобода, ответственность, целостность, разделение и внутреннее единство. Т.к. таких изменений нет в природе, то развитие есть только на уровне человека.
6. Равновесная модель (Уорд, Спенсер, Богданов) – понимание изменчивости как нарушения устойчивого состояния объектов, которые вынуждены после этого восстанавливать свою устойчивость путем приспособительной реакции к новому состоянию своего уровня сложности и условиям внешней среды.
7. Материалистическая модель (Маркс, Энгельс). Развитие – внутренне противоречивое, необратимое, скачкообразное внутренне зависимое изменение. существует в двух вариантах: 1) идеологизированном и 2) реалистическо-гуманистическом.
Важно четыре варианта развития живой природы:
1. Ламаркизм – понимание развития как изменения живых организмов к усовершенствованию, высшей целесообразности. Это понимание не учитывает влияние внешней среды, преувеличивает телеологизм в явлениях живой природы.
Телеологизм – это стремление живой системы к реализации биологически заданной программы. На современном уровне развития биологии, когда неизвестна такая генетическая программа, ламаркизм вынужден сводить развитие живого а) к проявлению воли Бога и б) к идее, что высшая цель живого – человек ("царь природы").
2. Дарвинизм – понимание развития как процесса накопления более универсального приспособления живого организма к изменяющимся факторам внешней среды на основе естественного отбора.
3. Релятивистская модель: развитие – изменения от простого к сложному в зависимости от четко однозначных критериев и отсутствия единого критерия в живой природе.
4. Регрессивная модель: развитие в живой природе – нарастающее обеднение наследственности, растрата жизненной энергии.
Законы диалектики:
1. Закон диалектического синтеза (закон отрицания отрицания). Характеризует направленность, последовательность развития, в процессе которого старое замещает новое и содержит в себе позитивное содержание от прошлого ,т.к. все развитие и есть связь отрицания, но для закона необходимы такие условия:
- на современной стадии развития должны быть представлены те свойства, которые имелись на первоначальной стадии;
- в процессе изменений от
начальной стадии к
- дважды отрицать предыдущее состояние
Пример: социализм отрицает частную собственность, но поддерживает общественную собственность.
Гегель сформулировал триадичность действия этого закона: ритм изменений, в которых можно условно выделить тезис, антитезис, синтез. Напр., в медицине это будут: здоровье, заболевание, выздоровление.
Закон отрицания отрицания очень существенен для предсказания будущих состояний в изменении объекта и планировании упреждающих профилактических мероприятий по снижению отрицательных последствий нового для нормального состояния объекта. Напр., переход России к капитализму сопровождался значительными негативными признаками и свойствами – перестройка, экологическая напряженность, поэтому для государства важно иметь реалистическую политику, где учитываются возможности преодоления этих негативных следствий развития.
2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений. Закон характеризует механизм, внутренние особенности формирования нового состояния вещественных единичных изменений.
Выражается действие в четырех понятиях:
ü Качество (свойство) объекта, при изменении которого он становится в сущности другим.
Напр., вещество вода превращается при разрушении ковалентной связи в два газа – кислород и водород; однако, при незначительных температурных изменениях это вещество сохраняется в своей определенности, но меняет только форму ("неосновные качества" – твердое, жидкое, газообразное).
ü Количество – свойство объекта, выражающееся числом, которое до определенного предела не вызывает существенного превращения данного объекта в новое состояние.
Напр., нагревание воды до 100ºС при нормальном атмосферном давлении на стадиях 1-100 не приводит к превращению жидкости в газ.
Напр., накопление денежных средств у индивида до определенных размеров также не приводит к появлению качественно новых свойств, а капиталистом человек становится в том случае, если количество его денег позволяет ему приобрести средство производства и наемного работника.
ü Скачок – период перехода от одного качественного и количественного состояния к другому. По Гегелю, скачок – интервал времени, в который интенсивно происходит становление нового на основе базы, созданной количественными изменениями.
ü Мера – единство относительно устойчивого количественного качественного состояния объекта в данный период времени и пространства. В медицине понятие меры означает "норма". На основе закона перехода количества в качество строится планомерная организованная деятельность буквально во всех видах деятельности человека.
Философы утверждают, что количественное накопление – это основной процесс в природе. Если его не учитывать, то невозможно управлять природой.
Напр., тело со скоростью 7910 м/с – падает на землю, а со скоростью 7911 м/с – уходит в космос.
3. Закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей) выражает закономер-ности существования связанных разнонаправленных свойств и процессов, благодаря которым сохраняется определенность объекта и создаются условия для его сохранении во времени. Этот закон выражается в понятиях:
ü противоположность – соотносительно взаимоотрицающие и взаимополагающие состояния, свойства объекта, благодаря которым поддерживается устойчивость и изменчивость.
Напр., существование Северного и Южного полюсов, процессов ассимиляции и диссимиляции в организме, добра и зла, ♂ и ♀
ü единство противоположностей – принадлежность взаимоотрицающих свойств отдельному объекту или множеству.
ü борьба противоположностей – состояние нарушения относительного равновесия между едиными противоположностями.
ü противоречие – состояние развития, при котором борьба в рамках целого нарушает устойчивость объекта и неизбежно приводит к переходу в новое состояние.
Для философии и практики важно управлять развитием противоречий:
а) Уничтожение одной из сторон противоречия
б) Компромисс двух сторон,
в) Гармонизация связей,
г) Полная гармония.
Закон единства и борьбы противоположностей методологичен, т.к. абстрактное знание противоречивости применяется только конкретно специфично в каждой науке, где философия оказывается по содержанию не предметным знанием, а только знанием, направляющим познавательные интересы, методы, ориентацию ученого на знание именно данного объекта, а не философское рассуждение о нем.
Напр., для медицины это значит противопоставить здоровье болезни, которые имеют постоянную разность, характеризующую применительно к пациенту конкретную болезнь. В политике закон противоположности помогает манипулировать общественным мнением населения, применяя такие оппозиции: мы – они, свой – чужой, богатый – бедный, лучший народ – худший и т.д.
Специалисты, владеющие философским знанием и конкретностью науки, политики, практики, всегда востребованы обществом.
26. Категории детерминизма:
причина и следствие, необходимость
и случайность, возможность и
действительность – их
Категории детерминизма – это понятия, в которых выражены существующие состояния изменений, развивающихся объектов в течение определенного промежутка времени.
Категории состава – это понятия, в которых выражены относительно устойчивые состояния достигнутого уровня в развитии объектов.
Детерминизм – всеобщая обусловленность и взаимосвязь объектов бытия, разделенных в пространстве и времени.
Варианты детерминизма:
1. Теологический вариант: все в мире связано по воле сверхъестественных сил.
2. Социальный вариант: все в обществе определяется не личными взаимодействиями людей, а взаимодействиями социальных групп и системами управления индивидами.
3. Антропоэтический: все в обществе и частично в природе определяется доброй или злой волей человека.
4. Материалистический:все в мире природы, общества, жизни человека определяется объективными реальными связями, которые могут быть изучены к данному времени или непознаны.
Напр., явление радиоактивности было открыто в 1885 г., а до этого оно было неизвестно, но оказывало свое вредное действие.
Основу детерминизма составляет система знаний о причинности – таких связях бытия, когда достаточно четко фиксируется порождение одних объектов другими – генетическая связь. Т.к. связь порождения одного объекта другим непосредственно есть самое главное для существования и успешного выживания в изменяющихся условиях среды, то все ученые совершенствуют учение о причинности бытия.
Основные идеи причинности:
1. Четкое определение понятий "причина" и "следствие".
Причина – это состояние бытия, которое в данных условиях взаимодействия с другими объектами является генетически порождающим новые состояния объекта, окружающей среды и своих внутренних изменений.
Следствие – все, что есть результат этого.
Изучение объектов микромира, поведения человека привело к тому, что генетическая связь является только основой причинности, а основа функционирует в составе факторов – условий взаимодействия объектов, без которых она не сможет реализоваться в итоге.
Полная причина – понятие используется при изучении сложных состояний развития, включает:
1) специфизирующую (основную) причину,
2) неосновную причину (причины),
3) инициирующую причину – повод.
Напр., при сходе снежной лавины основная причина – нарушение равновесия между потенциальной и кинетической энергией вещества в определенных условиях, неосновная причина – крутизна склона, инициирующая – крики.
2. Временная ассиметрия – предшествие во времени причины по отношению к следствию и невозможность следствия вызвать причину.
Напр., движение Земли вокруг своей оси есть причина смены дня и ночи, но не наоборот.
3. Однозначное соответствие причины и следствия в данных условиях (одна и та же причина в тех же условиях вызовет то же самое следствие).
4. Несводимость содержания свойств следствия к содержанию свойств причины. Следствие – всегда нечто новое, у которого лишь частично могут появляться свойства причины.
Учение о причинности дополняется в детерминизме изучением новых связей.
Функциональные связи – зависимости, которые генетически не порождают следствия, но жизненно значимы для объекта.
Напр., в кишечнике термитов обитают простейшие, которые расщепляют древесину.
В детерминизме есть две группы категорий – необходимость и случайность. Это понятия, раскрывающие неизбежность возникновения нового именно в данных условиях развития.
Необходимость – состояние изменения объекта, которое основано на внутренних причинах, сущности объекта и в данных параметрах (условиях). Взаимодействие с другими объектами происходит безальтернативно (так, а не иначе). Любая вещественная закономерность, катастрофа, заболевание всегда обусловлена конкретными причинами, подчиняющимся законам. Необходимость – это проявление закона конкретной пространственно-временной зависимости объектов.