Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Вложенные файлы: 2 файла

Философия_шпор.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

ü экономические формы организации – банки, из них самый крупный – Банк Святого Духа;

ü политические союзы: женские, молодежные, профессиональные, партии;

ü религиозные общины: самтхи в буддизме, монастыри в исламе и христианстве;

ü типы религиозных объединений – церковь (официальное) или секта (оппозиционное официальному). Секты более всего представлены в рамках протестантизма.

Официальные варианты религий:

а) Мировые:

- буддизм – с 3 в. до н.э.

- христианство – с 1-2 в. до н.э.

- ислам – с 7 в. н.э.

(В 21 веке предполагается создать  мировую религию, без разделения  на указанные три фундаментальных  типа религии, но затруднения  вызывают экономические аспекты  деятельности церкви)

б) Национальные:

- иудаизм – 7 в. до н.э. (первая монорелигия),

- древнеегипетская религия –  сер. 1 в. до н.э. (первая политеистическая  религия),

- синтоизм (Япония),

- индуизм (Индия).

Религия полезна для культуры общества, но негативна для развития науки и свободомыслия, что доказано периодом средневековья.

Свободомыслие значимо для общества как реалистичный вариант мировоззрения, благодаря которому развивается наука, техника и материальное производство, а значит и комфортабельность личной жизни человека.

Современное значение религии – нравственное, а не догматическое.

 


37. Личность и её ценностные  ориентации.

40.000 лет назад сформировался  человек в своей видовой определенности (homo sapiens). По настоящее время развитие  человека полностью контролируется  общественными качествами его  жизни. Поэтому для общества человек первичен как личность, а не как индивид, индивидуальность (просто человек).

Индивид – единичный представитель рода человеческого или какой-либо группы людей, это человек в единстве его природных и общественных качеств, которые одинаковы у всех остальных людей.

Индивидуальность – человек в единстве его неповторимых природно-общественных качеств. Развитая индивидуальность – всегда выдающееся общественное качество человека (не только исторические личности!).

Личность – человек в единстве его общественных качеств, благодаря которым он выступает носителем сознательной деятельности и ответственности за её результаты перед обществом, государством, близкими, самим собой.

В философии сложилась многофакторная модель личности, в которой учитываются достижения разных наук о человеке.

I.  Психологический уровень личности – общественное качество человека, зависящее от темперамента, характера, мотивации, способностей, возраста, которые связаны с внутренним миром человека.

Самый глубокий уровень психологии – "Я" – комплекс, уровень самостоятельности человека (самостоятельный человек не подвержен никаким внешним давлениям).

Но личность только частично представлена внутренним миром. В реальной жизни человек связан с социальной средой.

II.  Социологический уровень личности является основным в философском понимании личности.

Основные признаки личности в рамках социологического уровня:

1. Социальная адаптация – способность индивида приспосабливаться к условиям жизни в обществе. Она бывает в 2 формах:

ü в активной форме: "приспосабливаясь", человек изменяет других;

ü в пассивной: приспосабливаясь, человек полностью соответствует условиям среды

ü в многомерной форме: приспособление динамичное, но положительность оценки сохраняются несмотря на любые условия.

2. Социальный контроль – регулирование социальной средой поведения личности и управление личностью – социальной средой (для выгоды руководителей).

Формы социального контроля определяются типом государства (демократическое или тоталитарное), формой собственности в нем. Социальный контроль создает проблему свободы личности. Существует пять правил решения этой проблемы:

1) Свобода одной личности ограничена  правом другой личности на  свободу;

2) Свобода не должна противоречить  правовым и моральным нормам;

3) Свобода неотделима от ответственности;

4) Свобода есть право выбора  формы поведения в данной среде;

5) Свобода должна контролироваться  самосознанием человека.

3. Выполнение человеком  социальной роли – реализация строго установленных применительно к данной среде норм и правил поведения, общения, мышления. Эта социальная роль зависит от социального статуса человека – положения в обществе к данному времени.

Статусы: половозрелый (естественный), профессионально-должностной, приобретенный (положение в обществе, получаемое по наследству или независимо от усилий человека).

Правила реализации социальной роли:

1) Состояние эмоциональности (minimus, maximus, optimus).

2) Масштаб распространения социальной  роли.

3) Формализация – исполнение  по строго фиксированным стандартам речи, жестов, движений и речевой коммуникации.

4) Способ получения.

5) Мотивация, причины реализации.

4. Социализация – процесс усвоения индивидом норм и правил окружающей его социальной среды. Социализация – индивидуальное воспроизведение культуры общества. Без нее личность невозможна.

III. Сущностный уровень личности – устанавливается в рамках философии. Включает следующие признаки:

1. Личность – мера цельности, гармонии, совершенства человека.

2. Личность – индивидуальное  системное единство общественных отношений, этических, правовых, эстетических и всевозможных общественных норм.

3. Личность – система потенциалов (возможностей), которые безграничны  для человека. К ним относятся:

1) Творческий потенциал личности.

2) Аксиологический потенциал личности, т.е. возможность к усвоению и созданию ценностей.

3) Познавательный потенциал личности  – возможность к усвоению информации.

4) Художественно-эстетический потенциал  личности – возможность переживания, познавания, создания произведений  искусства

5) Коммуникативный потенциал личности – возможность к оптимальному общению.

6) Предметный потенциал – возможность  к трудовой, производственной и  профессиональной деятельности.

4. Деятельностная сущность личности  – это тип изменений, в процессе  которых преодолевается хаос, неопределенность окружающей среды и утверждается способ бытия для данного действующего фрагмента бытия. Человеческая деятельность – это активные и пассивные преобразования среды, реализуемые человеком для утверждения целей и потребностей личности.

Деятельность имеет сложное содержание:

1. Субъект деятельности – носитель целенаправленной активности или пассивности, тех изменений, которые организовывает человек в конкретный пространственно-временной период жизни.

2. Цель – тот результат деятельности, который человек формулирует с определенной степенью четкости. Человек, у которого не определены цели, действует стихийно и выполняет цели других людей, либо реализует биологическую программу своей жизни. Чем более рационально развита цель, тем более эффективна деятельность.

3. Средства – предметные, энергетические, материальные, идеальные, знаковые – используются субъектом для реализации цели

4. Объект деятельности – конкретный фрагмент, часть бытия, который преобразовывается материально, идеально, знаково.

5. Результат – целенаправленное, организованное воздействие субъекта на объект. Это основа деятельности. Потому что положительное либо отрицательное действие становится основой для новой деятельности или прекращает эту деятельность.

6. Связи, в т.ч. законы – повторяющиеся или актуальные зависимости между субъектом, целями, результатом и объектом.

 

Деятельность – сущностная основа личности, потому что:

1) Чтобы стать личностью, нужно  проявить активность и устроить  добровольно или насильственно  те нормы общества, государства, социальной среды, в которых человек живет.

2) Развитие личности не осуществимо  автоматически (стихийно), а возможно  только при максимальном развитии  рациональности поведения, т.е. четком  определении целей, средств и  результатов своей жизни.

Чем более демократично общество, тем более преобладающей становится деятельность личности. В тоталитарном обществе за человека многое выполняется государством (напр., соцобеспечение, уравниловка, высокий уровень физического труда, который в техногенном обществе вторичен и не способствует интеллектуальному и профессиональному развитию человека).

Ценностные ориентации – это совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Ценностные ориентации образуют некий базис сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Это критерий норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

 

Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать как предметные и субъектные ценности.

Как предметные ценности – с позиций добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.

К субъектным ценностям относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей.

Шибутани: "Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес".

 

 

 

 


38. Содержание глобальных  проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.

[роль медицины придумай самостоятельно]

Понятие «глобальные проблемы» получило распространение с конца 60-х годов. Глобальными являются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества. Наконец, эти проблемы воплощают в себе неразрывность социальных и природных сторон жизни.

Первая группа глобальных проблем — интерсоциальные проблемы. Установление мира между государствами становится насущной задачей современности. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации - это одновременно и решение проблемы здоровья людей, решение проблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мирa в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Остановка гонки вооружений - это одновременно предотвращение загрязнения окружающей среды в планетарном масштабе. Как видим, интерсоциальные проблемы неотделимы от проблемы взаимодействия общества и природы.

Вторая группа глобальных проблем включает проблемы, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемы природных ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоение Мирового океана и космоса.

Третья группа глобальных проблем - это проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования). В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни человека, опосредованных социальными условиями. Так, например, по данным статистики, образование - это фактор, способствующий продлению срока человеческой жизни в среднем на 10 лет.

 


39. Наука в системе  культуры общества и личности. Наука и медицина.

Понятием "наука" обозначаются состояния общественной жизни, связанные получением, систематизацией и передачей знания.

Определения науки различны, потому что она составляет основу современного техногенного общества и все положительные результаты жизни людей связаны с наукой.

Отрицательные же моменты появляются из-за неправильного использования её достижений.

Напр., открытие радиоактивности дало человечеству огромное количество дешевой энергии, снизило загрязнение окружающей среды и т.д., но радиоактивность стали использовать против мирного населения.

Поэтому ученые и философы стремятся совершенствовать науку и приспособить её для нравственного развития личности, но это сложный процесс, т.к. связан с политикой и идеологией, которые стремятся развивать материальное богатство одного человека в ущерб остальному населению.

Наука – это система сознания и деятельности (идеальной, знаково-смысловой и общественно-предметной), направленной на достижение максимально достоверного знания о любом объекте бытия.

Ценность науки определяется объемом истинного знания, поэтому естествознание и медицина – это приоритетные науки в любом типе общества. Однако, традиционные общества не стимулируют развитие науки, т.к.:

1) её результаты требуют значительных  материальных средств на ее  развитие,

2) массовое распространение науки  среди населения не является задачей управления в таких обществах,

3) наука обеспечивает только  элиту.

В техногенном обществе господствует научная рациональность, потому что управление обществом ориентируется на демократические методы – привлечение населения в решение производственных, политических и социальных в целом проблем.

Наука максимально соответствует потребностям общества и общество увеличивает расходы на науку. Напр., цивилизованные страны (Германия, США, Япония) обеспечивают растущее финансирование науки и достигают положительных результатов. Так, на рубеже 19-20 вв. телефон, автомобили, средства вооружения (танки, самолеты) – все созданы в США и Германии. Все достижения в создании медикаментов – в Англии, Германии, США.

Если вам понравились шпаргалки, скажите мне спасибо ).doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"