Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, шпаргалка
Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека.
3) общественно-экономическая
формация представляет собой
этап в развитии общества
Исходя из этих положений, отметим, что общественно-экономическая формация - это конкретный исторический тип общества, целостная социальная система, основанная на определенном способе производства и выступает как степень общественного прогресс.Обоснование категории общественно-экономическая формация позволило Марксу провести периодизацию исторического процесса Он выделил пять типов формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, ка алистична, коммунистическая, каждая из которых имеет специфические законы возникновения и развития, мировой же процесс он понимал как линейное восхождение от одной формации к другой В свою очередь в каждой исторической фор ции действуют и общие законы, связывающие их в единый процесс мировой историії.Рассматривая понятие \"общественно-историческая формация\", следует иметь в виду, что оно, как абстракция высокого уровня, отражает главные черты объективной действительности и абстрагируется от отдельных явлений и случаев Однако некоторые исследователи, используя понятие \"формация\" в чистом виде, накладывают его на реальный исторический процесс и, если не находят полной тождественности понятий \"формация\" и \"действительность\", обнажат ошують учение о формации фикцией Историческая практика также показала, что не все страны и народы обязательно проходят в своем развитии все формации или их фазы Некоторые из них (например, древние германцы и славяне) обходили рабовладельческую формациюВ формационного подхода, разработанного Марксом, много положительных черт, и сегодня он имеет большое количество сторонников Это связано с тем, что данный подход и материалистическое понимание истории в целом д позволили не только сформулировать сам принцип исторического развития общества, но и ответить на те принципиальные вопросы, поставленные историей развития общества, создать теорию общественного прогрессу.
Однако в формационного подхода есть и определенные недостатки Ошибочным был не сам подход Маркса к объяснению исторического развития, а его догматизация и абсолютизация Ряд исследователей, анализируя формационный подходов ид, называют такие его слабые места Во-первых, неправомерно утверждать, что на любом этапе истории только социально-экономические отношения определяют жизнь общества в целом Во-вторых, монистической е представление о закономерном восхождения от одной формации к другой не оставляет места для свободы человека, для выбора альтернативных путей развития человечества В-третьих, реальную историю народов, обществ, дер жал нельзя вложить в пределы формационного развития по восходящей При таком подходе теряется своеобразие и самобытность каждого народа и цивилизации, в данном случае является лишь предпосылкой для совершенстве го общества майбутньогтнього.
Таким образом, в современных условиях односторонность толкования исторического процесса как линейной схемы, состоящей из пяти общественно-экономических формаций, становится все более очевидной Всемирно-исторический процесс с богаче такую ??теоретическую модель Поэтому актуально дополнить это толкование другим, нелинейным подходом к пониманию истории, которым является так называемый цивилизационный подходовід.
Цивилизаций ный, или культурологический, подход к пониманию философии истории сложился в XIX-XX вв Его главной особенностью является утверждение идеи о существовании множества культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественности, отрицание твердой однолинейной схемы общественного прогресса Понятие цивилизация (от лат civilis - гражданский, государственный) - чрезвычайно емкое понятие, применяемое широким спектр ом наук и поэтому употребляется на разных уровнях абстракции Очень часто это понятие используется как синоним культуры В социально-философском контексте под цивилизацией, как правило, понимают уровень, студенты пень общественного развития, материальной и духовной культурьтури.
Одним из основателей такого подхода был русский социолог и естествоиспытатель Николай Данилевский (1822-1885), выдвинувшего концепцию отдельно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций), находят свое выражение через четыре важнейшие формы деятельности или \"основы\" (самопроявления) цивилизаций - религиозную, культурную, политическую, социально-экономическую Подобно биологическим организмам, культурно-исторических и типы находятся в процессе неустанной борьбы с внешней средой и друг с другом и проходят стадии зарождения, возмужания, старения и гибели (вымирания, или деградации до уровня аморфной етног рафичнои сырья - для других культурно-исторических типов) Содержание всемирной истории Данилевский видел в выявлении особенностей самовыражения культурно-исторических типов народов, развивающихся по своим особыми законамими законами.Данилевский определил некоторые законы развития культурно-исторических типов: 1) народы, которые говорят на одном или близкими языками, составляют один культурно-исторический тип, 2) для возникновения и развития культ турно-исторического типа необходима определенная политическая независимость, 3) успехи цивилизации зависят от разнообразных элементов культурно-исторического типа, 4) процесс формирования цивилизации длительный, а пе д их расцвета - короткий, 5) цивилизации развиваются замкнуто и изолированно, но это отнюдь не означает, что они не влияют друг на од.Выделив тринадцать культурно-исторических типов, Данилевский наибольшее внимание уделяет славянском типа - молодому и качественно новом, призванном наполнить настоящим содержанием будущую историю человечестваЕще одним представителем локальных цивилизаций является английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889-1975), который, развивая мысли Данилевского и Шпенглера о цикличности истории, рассматривает ее как суку упнисть историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он насчитывает их 23, а затем сокращает до С) Рассматривая цивилизации как \"динамические образования эволюционного тип в \", Тойнби выделяет в каждой из них основные стадии исторического существования: возникновение, рост, надлом и разложение После прохождения этих основных фаз цивилизация, как правило, погибает, уступая мы сцем другой цивилизаций цивілізації.Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Тойнби пытался вывести на этом основании некоторые формальные эмпирические законы повторяемости общественного развития позволяющие предсказывать глобальные события в обозримом будущем Содержание же всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.Цивилизация, по мнению историка, возникает из примитивных обществ результате \"жизненного вызова\", порождаемого исключительным обстоятельствам различного характера и успешного ответа на этот вызов Вызовы статью во быть как природными, так и человеческими Движущей же силой развития цивилизаций является творческое меньшинство, которое, удачно отвечая на вызовы, возникающие ведет за собой \"инертное меньшинствоінертну меншість".Сравнив формационный и цивилизационный подходы, можно сделать следующие выводы:1) формационный подход стремится в процессе анализа охватить все общество и акцентирует внимание на Его динамике, цивилизационный - исследует часть общества (отдельную цивилизацию), а общество в целом сп принимает как статическое2) формационный подход особое внимание уделяет экономическим факторам жизни общества, цивилизационный же-акцентирует внимание на духовных факторах
Вопрос 63 Проблемы и перспективы современной цивилизации.
За свою историю человечество многое
сделало для того, чтобы вырваться из зависимости
от природных условий его бытия, чтобы
общество стало собственным свободным
делом каждого индивида, чтобы достичь
общезначимых идеалов гуманизма. Вместе
с тем история человеческой цивилизации,
и особенно ее современный этап, показывает,
что движение по пути социального прогресса
идет совсем не просто, что на этом пути
человечество столкнулось с серьезнейшими
проблемами комплексного характера, которые,
если их не решить в достаточно короткие
сроки, могут привести к необратимым последствиям.В
этой тревожной ситуации очень важно осознать,
что единственно верной социальной и жизненной
стратегией может быть стратегия, направленная
на сохранение нашей планеты, ее атмосферы
и околоземного космического пространства,
на воспитание на всех континентах, во
всех уголках Земли человека, смыслом
жизни которого было бы созидание.
Современный этап развития земной цивилизации
кратко можно охарактеризовать как нестабильный,
неравномерный, противоречивый процесс,
для которого характерными являются такие
черты, как: разнонаправленность, нелинейность
и неравномерность социальных изменений;
неравновесность и неустойчивость сложившейся
системы межгосударственных отношений;
резкое ускорение темпов социально-экономического
и научно-технического развития, связанных,
прежде всего, с внедрением новых информационных
технологий; нарастание тенденций к взаимосвязи,
целостности, единству всего человечества;
обострение противоречий интересов человечества
с региональными интересами индустриально
развитых стран и стран «развивающихся»,
возможностей биосферы Земли и растущих
потребностей ее жителей и др.
Первая системная оценка состояния и тенденций
развития человеческой цивилизации была
сделана во второй половине XX в. международной
общественной организацией ученых «Римского
клуба». Авторы глобального прогноза под
названием «Пределы роста» (Медоуз и др.)
построили динамичную модель мира, учитывающую
такие параметры изменений мировой системы,
как численность населения, вкладываемые
в материальное производство капиталовложения,
площадь водной поверхности и суши, загрязнение
среды и использование природных ресурсов.
Среди глобальных проблем, связанных с
судьбами культуры, но остающихся как
бы на втором плане в их еще не закрытом
списке, некоторые ученые особо выделяют
проблему растущего отчуждения современного
человека от себе подобных и от окружающей
среды.
Как известно, понятие отчуждения в нравственном
смысле разрабатывал еще Гегель, понимая
под ним некое состояние внутреннего разлада,
духовной «дезинтеграции» человека, утраты
личностью своего единства с миром, извращение
и разрыв естественных связей с ним. Проблему
отчуждения в его конкретных общественно-экономических
проявлениях неоднократно ставил и Маркс.
Так или иначе трудно отрицать, что появление
огромных масс людей, страдающих и несчастных,
стандартно похожих друг на друга и относящихся
негативно или равнодушно к идее общечеловеческой
солидарности и окружающей их природе,
было следствием глобальной индустриализации
и в свою очередь привело к нынешним экологическим
бедам.
В области духа ярким симптомом отчуждения
стала уже известная нам «массовая культура»,
которая в данном случае должна рассматриваться
как своеобразный наркотик, позволяющий
людям забывать свое прошлое, не думать
о другом и в состоянии бездумного «кайфа»
бежать от ответственности перед обществом
и природой.
Таким образом, глобальные проблемы затрагивают
коренные интересы всего человечества
в целом и каждого жителя Земли в отдельности;
оказывают существенное влияние на решение
частных проблем, стоящих перед тем или
иным государством или обществом; что
они могут быть разрешены не силами одного
или нескольких государств, а только объединенными
усилиями всех стран.
На передний план, начиная с 70-х гг. XX в.,
выдвинулась группа социально-экологических
проблем, получивших широкое признание,
поисковую и нормативную разработку в
связи с деятельностью известного Римского
клуба, которым руководил итальянский
экономист и общественный деятель А. Печчеи.
Особую важность приобрели такие социально-экологические
проблемы, как: предотвращение дальнейшего
загрязнения и отравления окружающей
человека среды обитания: земли, воды и
воздуха; спасение от разрушения озонового
слоя атмосферы, предохраняющего все живое
на Земле от губительных космических излучений;
деградация живой (фауна, флора) и неживой
(неорганической) природы; прогрессирующее
исчерпание естественного потенциала
планеты (водных, земельных и др. ресурсов);
утилизация огромных и непрерывно увеличивающихся
производственных и бытовых отходов, в
том числе радиоактивных.
Международное сообщество стремится воспрепятствовать
разрушению окружающей среды. Под эгидой
ООН и её учреждений действует ряд исследовательских
учреждений в данной области, разрабатываются
и начинают осуществляться программы,
цель которых - предотвращение экологической
катастрофы.
Наблюдается двусторонний процесс политизации
экологии и экологизации политики. В начале
60-х гг. XX в. возникли экологические движения,
альтернативные союзы и «зеленые» политические
партии и организации. Приоритетные задачи
глобального развития выдвигаются в рамках
концепции экологической безопасности.
К сожалению, предпринимаемые здесь меры
пока совершенно неадекватны той реальной
опасности, которая угрожает самому существованию
человечества.
Во второй половине XX в. одним из наиболее
значимых параметров цивилизации становится
экологическая культура. Началом проявления
экологической культуры можно считать
оптимизацию взаимодействия природных
и социальных, естественных и искусственных
процессов. Это предполагает, что человечество
- равноправность двух систем - природной
и искусственной, взаимодействующих друг
с другом. Экологическая культура применительно
к процессам взаимодействия человечества
и природы, предполагает реализацию новых
принципов жизнедеятельности людей в
их природной среде обитания: использование
ее природных богатств (природопользование);
охрану природы как естественной среды
обитания человека и разумное регулирование
природных процессов, в первую очередь
их восстановление, сохранение и улучшение.
На рубеже XX и XXI вв. резко обозначилась
группа социальнодемографических проблем.
Она обусловлена беспрецедентным ростом
мирового народонаселения за счет развивающихся
стран. Острота этой проблемы состоит
в том, что непропорционально высокий
рост населения Земли по отношению к экономическому
развитию является одной из причин массовых
бедствий, голода, нерешенности социальных
вопросов (неграмотность, отсутствие нормального
жилья и медицинской помощи, массовая
безработица и др.) в этой зоне мира. Речь
идет об общечеловеческой проблеме, тем
более что уже сейчас население развивающихся
стран составляет значительное большинство
населения планеты.
С возникновения цивилизации удвоение
численности народонаселения происходило
за 2500 лет; в условиях античной эпохи (Древняя
Греция и Древний Рим) население удваивалось
в течение 1 тыс. лет. Эволюция демографического
процесса привела к тому, что в первой
трети XIX в. народонаселение Земли впервые
достигло миллиардной численности. Таким
образом, для достижения данной отметки
человечеству потребовались многие десятки
веков. Но через одно столетие, к 1930 г. людей
насчитывалось уже свыше 2 млрд. В послевоенный
период темп удвоения жителей планеты
сократился до 37 лет и их количество к
середине 90-х гг. составило 5,7 млрд, а летом
2000 г. - 6 млрд. На первую половину XXI в. демографы
прогнозируют разные варианты динамики
народонаселения. Есть данные ООН, согласно
которым, его рост замедлится, но к 2050 г.
численность людей может составить 10-12,5
млрд чел.
Глобальные проблемы можно решить только
при условии, что новый миропорядок будет
основываться на следующих исходных принципах,
составляющих суть современной культуры
мышления: признание приоритета общечеловеческих
ценностей, отношение к человеческой жизни
и миру как высшим ценностям; отказ от
войны и насильственных революций как
средства для решения спорных вопросов,
неустанный поиск во всех случаях политических
путей разрешения конфликтов и проблем;
признание права народов свободно и самостоятельно
выбирать свою судьбу; понимание современного
мира как целостного и взаимосвязанного
сообщества людей. Правомерно заключить,
что культурная эволюция человека и мировая
солидарность человечества представляются
как единственное средство спасения жизни
планеты и выживания человека, его цивилизации,
радикального духовного обновления всего
человечества.
Что такое цивилизация?
«Принято считать, что разделение духовной
культуры и технической цивилизации восходит
к шпенглеровскому Закату Европы, в котором
цивилизация рассматривается как стадия
«заката» культуры. На самом деле трудно
найти великого европейца, который бы
до Шпенглера или одновременно с ним не
бил тревогу...
Л.Н. Толстой: “Нет сомнения в том, что
никогда не было в истории подобного матерьяльного
успеха, т.е. овладения силами природы,
как тот, который достигнут в XIX веке. Но
нет сомнения и в том, что никогда в истории
не было примера такой безнравственной
жизни, свободной от каких-либо сдерживающих
животные стремления человека сил, как
та, которою живет, все больше и больше
оскотиниваясь, наше христианское человечество.
Успех матерьяльный, до которого достигли
люди XIX века, действительно велик; ноуспех
этот куплен и покупается таким пренебрежением
к самым элементарным требованиям нравственности,
до которого еще никогда не доходило человечество
даже во времена Чингис-хана, Атиллы или
Нерона”. <...>
1. Проблема личности.
Цивилизация прочными узами связана с
культурой: какова культура - такова цивилизация.
И вообще всегда происходит то, что может
произойти: и культура, и цивилизация -
это мы; то, что происходит с нами - тоже
мы. Поэтому речь должна идти не о кризисе
или закате, а о доверии или недоверии
самим себе. То, что человек безумствует
на земле, не секрет, но не секрет и восхождение
культуры, и духовная эволюция, и уровень
жизни, о котором невозможно было мечтать
каких-либо сто лет назад».
Вопрос 64Глобальные проблемы современности и перспективы их решения.
Одна из особенностей современности – обострение глобальных проблем. Термин «глобальные проблемы» происходит от латинского «глобус», – то есть Земля [1]Некоторые исследователи в 70-е годы считали, что достаточное условие признание проблемы «глобальной» состоит в порождаемой ею угрозе для человека и человечества в целом. Другие считали главным критерием глобальности географические масштабы распространения проблемы [1]Термин «глобальный» имеет 3 значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий. Глобальные проблемы представляют собой переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире [2].
1. Анализ глобальных проблем современности
Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма. Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. С3500 г. до н.э. произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник в доисторическую эпоху. Его причинами были и изменение климата, и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария [3].
Экологическую катастрофу устраиваем мы с вами своим собственным поведением. Окружающий мир – это продолжение тела человека, и если он загрязняет, разрушает среду обитания, то, прежде всего, вредит себе [2].
Терроризм в современности приобретает характер глобальной проблемы. Терроризм – это форма преступности, направленная против человека, угрожающая его жизни и за счет этого стремящаяся достичь своих целей. Можно выделить два вида причин возникновения терроризма: субъективные и объективные. Субъективные причины – это стремление обогатиться. И существует терроризм, имеющий объективные причины, т.е. тот, который не ставит цели личного обогащения, но преследует какие-либо политические и иные цели. Основной источник терроризма - в социально-экономических проблемах современного мира, в несправедливом перераспределении богатств. В подтверждение глобального распространения терроризма приведем небольшой перечень террористических акций в различных регионах мира:1993 г., февраль – террористы взорвали бомбу в торговом центре в Нью-Йорке, что привело к многочисленным жертвам;2002 г., 23 октября – театральный центр «Норд-Ост» в Москве был захвачен вооруженными чеченцами;2004 г., 1 сентября – захват средней школы в Беслане, погибли 338 человек, более 700 – ранены [1].
Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Темпы роста населения Земли постоянно увеличиваются, достигая 2% в год, что дало основание говорить о «демографическом взрыве». Демографические процессы на рубеже ХХ-ХХI вв. во многом определяют две тенденции: демографический «взрыв» в странах Азии, Африки, Латинской Америки, начиная с 60-х годов и «нулевой прирост» населения в странах Западной Европы [1].
СПИД, наркомания и вредные привычки все более распространяются в обществе. К началу2001 г. в мире насчитывалось 40 млн. больных СПИДом, и более 16 млн. уже умерли. В России по неофициальным данным заражены около 500 тыс. человек. Быстро в России распространяется наркомания. Проблема связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией [4].
2. Пути и возможности решения глобальных проблем
Обострение глобальных противоречий ставит в повестку дня общую для всех проблему выживания человечества. Масштаб измерений выживания предполагает: продолжение общественного прогресса, достойное существование всех стран и народов; гарантию естественного права на жизнь и развитие каждого индивида; приоритет естественного и природного начала над научно-техническим компонентом. Таким образом, для оптимального решения глобальных проблем современного этапа общественного развития необходимы две группы предпосылок: научно-технические и социально-политические. На ближайший период единственным путем решения глобальных проблем является развертывание взаимовыгодного международного сотрудничества. Необходимо переосмысление всей системы ценностей и смена жизненных установок, смещение акцентов со средств жизни на цели жизни. И тогда «глобальная катастрофа» обернется не гибелью людей, а восхождением их на новую ступень. Все глобальные проблемы выражают те или иные стороны единого процесса социоприродного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они ведут к последствиям более чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека Центральное звено стратегии решения глобальных проблем – развитие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разнообразных усилий всего человечества. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете. Проблема в том - сумеет ли оно воспользоваться этой возможностью [2].
ЗаключениеДанные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современности планетарный характер. Время возникновения глобальных проблем, примерно, в середине ХХ в. Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы – это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным: возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне; возможность всемирной экологической катастрофы; духовно-нравственный кризис человечества. Интересно то, что при решении третьей проблемы первые две решаемы автоматически. Ведь духовно и нравственно развитый человек никогда не примет насилия ни по отношению к другому человеку, ни по отношению к природе. Решить третью глобальную проблему, которая, по сути, является первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механическим путем. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.