Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

Согласно этой идее человек  не может полностью понять мотивов  своих действий; даже удерживая какую-то цель, он не может соотнести ее с  имеющи-мися средствами, сделать свою деятельность в полном смысле слова целесооб-разной. Культура нашего времени породила несколько феноменов, где такое понимание человека доминирует: образ врага становится необходимой частью политических доктрин; искусство сюрреализма отвергает возможность творчества вне прорывов бессознательного; современный кинематограф все чаще обращается к проблеме сумасшествия, а ежедневное сознание сейчас ориентировано на опознание патологий.

39 Проблематизация понятия «смысл жизни».

37. Причины обострения проблемы смысла жизни в современной культуре.

38. Понятийная сетка мышления о смысле жизни в классическом рационализме.

40. Экзистенциализм: основные идеи и представители.

На первый взгляд, смысл  жизни есть абсолютно философская проблема, то есть такая, которая может интересовать исключительно философов-профессионалов. Обычный же человек, занятый повседневными делами, скло-нен считать эту проблему едва ли не надуманной, или, по крайней мере, редко встречающейся и очень далекой от ежедневных хлопот. Однако, XX век, ставший эпохой величайшего самопознания человека, вывел неожиданную формулу: смысл жизни — эта, в общем-то, довольно эфемерная структура, — необходим человеку для поддержания биологической жизни.

Наблюдения известного психолога  В. Франкла, прошедшего нацистские концентрационные лагеря, показали, что узники, утратившие понимание того, для чего они живут, умирали очень быстро. Исследование личностей студентов различных учебных заведений Америки, совершивших суицид, дали достоверные сведения о том, что абсолютное большинство из них были вполне благополучными молодыми людьми, как в социальной, так и в личной жизни. Единственное, что отмечали их друзья, была утрата смысла жизни. Казалось бы, сказанное противоречит нашему ежедневному опыту — по улице не ходят люди, постоянно размышляющие о смысле жизни. Если бы осознанная доктрина смысла жизни была бы необходима как удовлетворение наших первичных биологических потребностей, то человек сразу бы отбросил все лишнее и сконцентрировался только на этой проблеме.

Отсутствие постоянной сосредоточенности  на этой проблеме, тем не ме-нее, не говорит о её второстепенности. Напротив, как раз отсутствие осознанного смысла жизни говорит о том, что он уже жестко определен, но не самим человеком, а обществом. Ведь неопределённость целей жизни, отсутствие ответа на вопрос «для чего я живу?», влечет за собой невозможность воздействовать на человека, лишает общество возможности его контролировать. Общество, поэтому, оказывается заинтересованным внедрить то или иное понятие о смысле жизни в головы своих граждан. Мы не размышляем о смысле жизни, так как имеем о нём то представление, которое без нашего ведома было внедрено в наше сознание общественными институтами. Экспликация этих структур, проверка их на реальность-иллюзорность, а также прояснение вопроса о смысле жизни является несомненной задачей философии.

Рубеж тысячелетий обострил проблему смысла жизни. Это вызвано  не-сколькими причинами. Во-первых, материальные проблемы решены в большей части стран западного мира; исполнилась вековая мечта человечества — впервые появился человек, для которого задача обеспечения ежедневного существования не стоит актуально. Перестав заботится о хлебе насущном, человек как никогда остро осознал необходимость понимания для чего и почему он живет. Во-вторых, наше время стало периодом возрастающей социальной мобильности: человек часто меняет профессию, а то и сферу деятельности или даже страну проживания. Во время этих изменений, он не может больше оправдывать своё существование через принадлежность к социальному слою. Перерыв в социальном континууме вызывает необходимость личного решения проблемы смысла жизни. В-третьих, сейчас активно происходит разрушение тех культурных идей, которые могли оправдывать жизнь европейцев на протяжении последних столетий, придавая ей несомненный смысл. Поставив под сомнение идею социального прогресса, ценность научного знания, необходимость без-удержного развития технологии, европейцы утратили культурную оправдан-ность своих действий.

Смысл жизни достаточно давно  стал предметом рассмотрения философии. Исходя из  основных принципов классического  рационализма, смысл жизни может  быть представлен как понятие, логически  требующее других понятий. Так образуется понятийная "сетка", в которую  мы улавливаем проблему смысла жизни.

Первым из этих понятий  будет, естественно, смысл. В отношении  к по-ставленной проблеме это понятие обозначает уверенность в том, что жизнь не исчерпывается чередой ежедневных событий, напротив, ежедневность является заместителем чего-то другого, что и обозначается как смысл жизни. Если жизнь исчерпывается обыденностью, понятие «смысл жизни» бессмысленно, вернее, лишено содержания. Затем, нам следует дать себе отчет в том, что бесконечная жизнь не имела бы смысла. Бесконечное по объёму понятие является бесконечным и по содержанию, то есть безразличным к содержанию. Так образуется второе понятие — предел, выраженный в человеческой жизни смертью. Свобода — третье понятие из этого ряда. Только при наличии свободы выбора возможен смысл жизни. Машинизированная жизнь, лишенная вариантов, обессмысливает проблему смысла жизни. Возможность инициировать новую цепь событий (свобода) влечет за собой ответственность, которая в классическом рационализме обычно рассматривалась как возможность возложить на человека ответствен-ность за совершенные им действия (вменяемость).

Для существования смысла жизни и человеческой свободы  в особом мире классического рационализма, который представлялся системой абсолютно необходимых идей, следовало  согласовать человеческие действия и строй мира, обычно строго детерминированный. Названная проблема так не нашла  непротиворечивого решения в  новоевропейском классическом рационализме. Идея Лейбница о предустановленной  гармонии в применении к смысложизненным установкам была осмеяна уже Вольтером.

К счастью, дедукция (выведение) понятий — не единственный способ рассмотрения проблемы смысла жизни. В XX веке сложилось влиятельное философское  направление — экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — основной темой которого и был смысл жизни. Наиболее известными представителями этого философско-литературного движения были Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр (Франция); М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия). Экзистенциализм сложился на основании философских опытов XIX века о человеке (прежде всего С. Кьеркегор, Ф. Ницше), литературных опытов (более всего Ф.М. Достоевский), методологии феноменологии (Э. Гуссерль); а также исторического опыта двух мировых войн и тоталитарных диктатур первой половины XX столетия. Экзистенциализм был властителем дум послевоенной европейской интеллигенции, он присутствовал в студенческой революции рубежа 60 – 70-х годов на уровне едва ли не идеологии.

Мартин Хайдеггер (1880–1976) — немецкий философ-экзистенциалист. Он считал, что лишь человеку свойственно  осмысление бытия, которое он называл  экзистенцией. Для вопрошающего человека бытие проявляется и раскрывается через познавательную и практическую деятельность. Человек смотрит на мир сквозь призму своего мировоззрения, которое формирует особенности постижения действительности. Для Хайдеггера время является наисущественнейшей характеристикой бытия, т.к. вся жизнь конечна, поэтому личность в попытке уйти от безысходности вводит для себя ориентацию на будущее, дающую ей подлинное существование, заслоняя миром повседневных вещей грядущий конец. Личность осознает свою уникальность и в тоже время смертность. Хайдеггер сосредоточился на индивидуальном начале в бытии человека, характеризующемся личным выбором, ответственностью, поисками собственного Я. В дальнейшем ученый перешел к анализу категории бытия в более широком контексте. Для постижения бытия он вводит термин «вслушивание», считая, что язык, открывают «истину» бытия.

Карл Ясперс (1883–1969) —  выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей  экзистенциализма. Подлинной философией он считал сам процесс философствования, которому свойственна жизненность  «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени, осмысление нашего бедственного существования. «Существование есть сознание, — писал Ясперс, — и я существую как сознание... Анализировать существование значит анализировать сознание». Философия призвана «осветить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, т.е. помочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непостижимо для научного познания, но присуще сознанию. Ясперс разделил бытие на три уровня. Первым является предметное бытие («бытие-в-мире») или «существование», открывающееся человеку в критические моменты жизни (страдания, смертельной болезни и т.д.). Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир, его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, который освещает новым смыслом и человеческую экзистенцию. Второй уровень бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души. Третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, свя-занную с осознанием Бога. Итогом философствования выступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, то философская является результатом размышления.

Жан Поль Сартр (1905–1980) —  французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы  воли, считая, что каждый отдельно взятый человек, обладая свободой воли, несет  ответственность за все, что творится в мире. Он считал, что человек  созидает себя с самого начала своей  жизни, тем самым возводя возможности  человека в абсолют.

Возможно, понимая всю  относительность такого шага, выявить  основные идеи экзистенциализма. Человек  не имеет устойчивой сущности, его  духовная составляющая не может быть опредмечена, то есть его развитие не может быть предсказано однозначно как любой другой предмет, человеческое бытие уникально и невыразимо на языке понятий. Жизнь лишена смысла, в том виде как его понимала классическая философия, то есть однозначно найденного и распространяемого на всех. Смерть уравнивает все способы жизни. Следовательно, человек полностью свободен, вернее он является результатом собственного выбора.

  28. сознание, 29 культура.

Самым удивительным созданием  на Земле является человек. В наше время внимание ученых все более  и более перемещается с загадок  природы на загадку человека. Человек  начинает рассматриваться как космопланетарный феномен. Понимание того, что есть человек, лежит в основе любой формы культуры, и в этом смысле человек, как говорил Протагор, мера всех вещей.

Человек является объектом многих наук как естественных, так  и гуманитарных. Какую прибавку к  биологическому или социологическому знанию может дать философия? В чем  состоит необходимость исследования «идеи человека»? На первый взгляд, такое исследование бессмысленно, его  эвристическая ценность равна нулю. Не трудно, однако заметить, что идея человека является порождающим элементом  той или иной культуры. Так, демократия, наука, современная система образования  невозможны без понимания человека как существа разумного и сознательного (Homo sapiens), способного анализировать окружающую действительность, выявлять скрытые причины природы и собственного поведения и делать выбор. Иное понимание человека характерно для Средневековья, чем и определяется абсолютно иной строй культуры этой эпохи. Таким образом, понимание человека структурирует культурные феномены вообще.

Наряду с культурным значением  человека, существует и экстраординарное, которое смело можно определить как космопланетарное. В каком смысле человек имеет вселенское значение? Ведь даже исчезновение всего человечества, не говоря уже о конкретном человеке, не окажет сколь-либо заметного влияния на Вселенную. Действительно, человек по своим физическим параметрам бесконечно мал для масштабов известного нам сейчас физического универсума, однако необходимо обратить внимание на несколько идей, придающих человеческому существованию вселенский характер. Во-первых, основные научные теории сформулированы по отношению к существованию человека. Так, теория эволюции просто не представима без человека как последней точки развития биологического мира; именно  по отношению к существованию человека проводится классификация видов и проводится их ранжирование на эволюционной лестнице. Даже космогонические теории, скажем, теория Большого Взрыва, далекие от биологических установок, пытаются пояснить, каким образом во Вселенной сложились или могли сложиться условия, необходимые для возникновения жизни и появления человека. Таким образом, и космологические доктрины вынуждены систематизировать реальность по отношению к существованию человека. Во-вторых, безотносительно к теориям, созданным нами, сам мир таков, что человек существует уже, следовательно, Вселенная в своих основных кондициях скоординирована с человеком. Она такова, что производит человека. И, наконец, в-третьих, технические силы человека уже настолько велики, что их вполне достаточно для преобразования космоса, причём эти силы все время возрастают. В.И. Вернадский ещё в начале XX века отразил в понятии «ноосфера» образование особого конструкта между природой и человеческой деятельностью, равного по масштабу процессов геологическим образованиям, скажем, литосфере. Исходя из факта того, что техническая мощь человечества растёт, известный советский астрофизик И.С. Шкловский утверждал отсутствие разумной жизни технологического уровня в наблюдаемой Вселенной. В противной случае, мы могли бы наблюдать, как целые астрономические объекты сворачивались прямо на наших глазах, преобразованные братьями по разуму в вещество и энергию, необходимые для роста техногенной цивилизации. Таким образом, человек является уникальным объектом, поэтому понять, чем мы являемся в действительности, каковы основания нашего бытия, — важнейшая задача философии.

В современной философии  есть раздел, посвященный изучению человека: «философская антропология». Основоположником философии человека в античном мире являлся Сократ. Для него самопознание было важнейшей  частью философии. В двадцатых годах XX века в Германии была основана философская  школа под названием «философская антропология». Один из её организаторов  М. Шелер (1874–1922) считал, что в Западной культуре есть три традиционных круга  представлений о человеке, дающих разные понятия о нём: 1) это теологическая  антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме  и Еве, рае, грехопадении; 2) философская  антропология опирается на античное  понимание человека как разумного  существа; 3) естественно-научная парадигма, утверждающая, что человек достаточно поздний итог эволюции Земли, связанный со всей биосферой.

В России была предпринята  попытка масштабного всестороннего  научного изучения человека: в 1907 г. наш  выдающийся ученый В.М. Бехтерев организовал  Психоневрологический институт. После 1917 года этот институт был преобразован в Психоневрологическую академию, в  состав которой входило 15 исследовательских  институтов. К сожалению, в тридцатые  годы академия была ликвидирована. В  настоящее время в России создан «Институт человека», издаётся журнал «Человек». Как достижение можно  отметить добытое и подтверждённое наукой убеждение, что решение всех проблем современности зависит  от познания и развития человека, да и сам человек признан глобальной проблемой.

Острейшая необходимость  исследования человека обусловлена  рядом серьёзных объективных  причин. Причины экономические — новейшие технологии во всех видах производства требуют образованного зрелого человека; политические — всё большее значение в жизни общества приобретает самоуправление; психологические — нарастает потребность во всестороннем раскрытии способностей человека; нравственные — усложнение производственных и социальных процессов требует высокой ответственности каждого человека; духовные — работа становится все более творческой, а творчество невозможно без постоянного духовного совершенствования; физические — гармоничное развитие человека необходимо включает физическое совершенствование.

Перечисленные причины всё  более настоятельно требуют глубокого  познания человека. Экономические расчеты  подтверждают, что самое выгодное вложение капитала, приносящее наибольшую прибыль — это вложение средств в развитие человека.

Чтобы лучше понять из чего складывается целостное знание человека перечислим основные направления и уровни исследования.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"