Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

Эмпирический уровень. Здесь  человек предстаёт просто как  живое существо и описывается  в терминах естественных наук. Результатом  исследования является классификация  признаков и свойств, присущих биологическому организму индивида, и этапов его  становления.

Средний уровень. Здесь происходит обобщение научных знаний о человеке, как биологической популяции. В  результате исследования выявляются специфические  закономерности развития биологического вида Homo.

Общенаучный уровень. Здесь  происходит интеграция знаний добытых  естественными, техническими, общественными  науками на основе общенаучных методов  познания. Целью является постижение природы человека.

Философский уровень. Цель —  понять сущность человека, смысл его  существования.

Во всемирной философии  сложилось четыре устойчивых блока  вопросов по проблеме человека, характеризующих  направления работы философской  мысли.

1. Является ли человек только частичкой природы, влекомой её законами, или же он самодеятельное, творческое существо и способен воздействовать на природу.

2. Может ли человек познать себя, общество, мир и практически применять знания для управления собой, обществом, миром? Или человек не в силах проникнуть в тайны бытия и обречён всегда приспосабливаться к движениям слепых сил социума и природы?

3. Каково предназначение рода человеческого на Земле? Способен ли человек разумно строить свои отношения с природой, быть свободным в обществе, или он навсегда останется игрушкой стихийных сил враждебного мира?

4. Каков человек сейчас, и каким он может и должен быть? Он действительно греховное существо, которое удерживается от окончательного падения лишь страхом возмездия или в человеческой природе заложено доброе начало, способность к совершенствованию?

Существуя как целостность  в единстве своих биологических, социальных, культурных проявлений, человек, в первую очередь, есть продукт развития животного мира. Биологическая антропология (наука о виде Homo sapiens) прослеживает развитие антропоидов от общих с обезьянами предков до появления человека современного вида. Важнейшие этапы этого процесса, по данным современной науки, выглядят так:

1) животные-антропоиды, очень  отдаленно напоминающие человека  и жившие около 9 миллионов  лет назад;

2) прегоминиды, приматы, потенциально пригодные для постепенного очеловечивания;

3) Homo habilis — человек умелый, первая форма человека, производившая орудия из камня;

4) Homo erectus — человек выпрямленный, к этой форме относят питекантропа, пекинского человека, яванского человека и т. д.;

5) самая близкая к современному  типу форма — неандерталец, вымершая, возможно, истребленная или ассимилированная  современным человеком форма;

6) человек современного  типа, археологическое название  — кроманьонец (около 40 тысяч  лет назад).

Процесс антропогенеза далеко не однозначен и таит массу проблем: почему среди ныне живущих видов  мы не встречаем ранние стадии существования  человека, даже неандертальца, хотя последний  вполне разумен, а следовательно, приспособлен к окружающей среде значительно лучше, чем любое другое животное; происходит ли процесс дальнейшего развития человека или на уровне современного человека он остановился; и самое главное — в чем причина того, что один из видов животного мира начал долгий эволюционный путь, причём не в сторону накопления только биологических признаков, но и таких экстраординарных черт, как разум и культура?

Возможно выделить биологические признаки, отличающие человека от других видов животных: вертикальное положение тела; ноги длиннее рук; позвоночный столб имеет S-образную форму; мозг уникально большой по отношению к телу; большая часть тела без волосяного покрова. Определение человека не исчерпывается, однако, биологическими особенностями, мало родиться представителем вида «человек». Исследования детей, долго находившихся вне человеческого общества, показывают, что они так и не становятся в полном смысле людьми — плохо усваивают язык, нормы поведения, их интеллектуальный уровень оказывается довольно примитивным.

Человек есть не только комплекс устойчивых телесных характеристик, простой  результат разворачивания генофонда. Человек способен творить себя сам  в рамках того или иного общества. Эта способность делает его вечной загадкой, исключает его однозначное  определение, вполне возможное для  животного. Человек также обладает признаками социальными, которые не заложены генетически, как, скажем, структура  тела. Они формируются только в  результате общественной жизни —  таковы сознание, мышление, членораздельная  речь, труд, то есть то, что наиболее рельефно отличает человека от всех других тварей на Земле. Наряду с комплексом биологических признаков, образуются и надбиологические особенности человека.

С возникновением этой сферы  вид Homo уже не находится целиком в потоке биологической эволюции, человек становится продуктом также и общественных изменений. Он изменяется теперь не в направлении модификации костной структуры, пропорций тела, но в сторону увеличения социальных возможностей, роста силы воздействия на среду обитания, увеличения многообразия социальных ролей и связей. При этом сами биологические характеристики находятся под влиянием социальных факторов, так, продолжительность жизни увеличилась насколько раз за последние столетия отнюдь не по причине биологической эволюции.

Человек находится сегодня  в искусственной среде обитания, второй природе — культуре. Культура есть особый способ поведения, свойственный только человеку и состоящий в  создании предметов и идей. Результатом  культурного развития является этнос (народ), характеризующийся такими чертами, как: 1) язык; 2) территория; 3) традиционный уклад быта; 4) психический склад (менталитет). В зависимости от менталитета  желания, цели, пути их достижения отличаются на Западе и Востоке, в России и  Европе. Территория определяет не только основные занятия людей, но и проявляется  в их особом характере. Так, необозримые  пространства нашей родины вызвали  особый способ поведения людей, сочетающий в себе удаль и бесшабашность. Расположение большей части страны в районах неустойчивого земледелия привела к известной всем «надежде на авось». Традиционные способы жизни и миропонимание того или иного народа фиксируется в языке.

Создание искусственной  среды обитания нельзя рассматривать  отдельно от первоначальной настоящей  природы, оказывающей постоянное влияние  на человека. Культурное преобразование природы происходило и продолжает происходить на двух уровнях: 1) внешней  по отношению к человеку природной  реальности и 2) собственно человеческих структур – телесной и психической. Первоначальным был первый уровень, где камень превращался в орудие труда, шкура убитого зверя –  в одежду, и т.д.; в ходе производственных действий изменялись анатомия кисти, строение позвоночника, мышечная система, развивалась  функциональная асимметрия мозга, а  вместе с нею и вся структура  психики. Функционально-деятельностная потребность формировавшейся культуры определила асимметричное строение кисти руки человека и его стопы: отстоявший большой палец кисти руки и остальные ее четыре длинных и гибких пальца позволили удобнее держать орудие труда, а строение стопы соответствовало функции обеспечения устойчивости всего тела при передвижении вертикально на двух ногах. Асимметрия правой и левой рук была также явлением культуры, ибо она была порождена перекрестной связью рук с работой правого и левого полушарий мозга. Для сравнения, обезьяны в своей жизнедеятельности пользуются передними конечностями в равной степени и ребенок в первые полгода своей жизни является «обоеруким».

Из-за своей природной  неприспособленности к окружающей среде (отсутствие мощных зубов и  клыков для защиты от естественных врагов, плотного волосяного покрова  для сопротивления холоду) Homo sapiens создал для себя искусственную среду обитания — «вторую природу» — и в ходе этой творческой деятельности обрел необходимые для него интеллектуальные и духовные качества — наследственно непередаваемые, формируемые у каждого индивида прижизненно и потому не стабильные, как психические реакции животных, а меняющиеся по содержанию из поколения в поколение, постепенно всё более разнообразные у разных представителей одного поколения.

Человек, таким образом, представляет собой не только результат длительной биологической эволюции, но и воспитания в соответствии с социальными  стандартами, а также усвоения культурных идей в процессе образования и  коммуникации в обществе. Результатом  последнего становится человек не только как часть вида, но член общества, представитель той или иной культуры.


Информация о работе Шпаргалки по "Философии"