Правовые основы функционирования Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:03, дипломная работа

Краткое описание

Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ

7
Структура современного банковского законодательства. Нормотворческая деятельность Банка России

7
Правовое регулирование банковского надзора

16
Правовое регулирование безналичных расчетов

37
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТТИ БАНКА РОССИИ

51
Претензионно-исковая работа в учреждениях Банка России

51
Претензионно-исковая работа в Главном управлении Банка России по Чукотскому автономному округу

54
Проблемы правовой деятельности Банка России

56
Совершенствование правовой деятельности Банка России

58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

69

Вложенные файлы: 1 файл

право.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Современная двухуровневая банковская система отвечает требованиям рыночной экономики. Первый уровень представлен  Центральным банком Российской Федерации  как главным банком страны, государственным органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков, оказывающих банковские услуги как самостоятельные юридические лица, представляющих второй уровень банковской системы.

Центральный банк Российской Федерации  не отнесен законодательством ни к одной из ветвей государственной власти. Однако, будучи наделенным особым публично-правовым статусом, сочетающимся со статусом частноправовым, он является основным субъектом управления и правового регулирования финансовых отношений в банковской сфере, обладающим правом принимать правовые акты в целях выполнения своих функций.

Банковская сфера относится  к числу наиболее регулируемых государством экономических отношений. На III Международном банковском форуме “Банки России – XXI век” было отмечено, что основные банковские законы уже написаны, теперь их нужно совершенствовать. Безусловно, этот процесс не может проходить без активного участия Центрального банка Российской Федерации. Важным дополнением к нему является реализация Банком России своей нормотворческой функции. Правовые акты Банка России стали значительной составной частью системы правовых актов Российской Федерации.

В ходе проведённого исследования вопросов регулирования правового статуса  Банка России, было установлено, что:

  • конституционные основы финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации обосновываются как юридически концентрированные, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности и носящие универсальный характер положения, которые определяют функцию Центрального банка Российской Федерации по обеспечению устойчивости и защиты национальной валюты  и его независимость в осуществлении указанной функции от органов государственной власти;
  • Банк России является органом государственной власти особого рода, не принадлежащий ни к одной из обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, наделенный специальной компетенцией по осуществлению государственного управления, банковского регулирования и банковского надзора за функционированием денежно-кредитной системы;
  • обосновывается органичное сочетание в деятельности Банка России функций определения финансово-правовой политики в сфере денежно-кредитных отношений, нормотворческих полномочий по правовому регулированию в сфере денежно-кредитных отношений, осуществления контрольно-надзорных полномочий в банковской системе Российской Федерации, управления государственным имуществом и определенного оказания государственных услуг. Такое сочетание указанных функций проявляется в направленности их на реализацию конституционной функции и законодательно закрепленной цели деятельности Центрального банка Российской Федерации как уполномоченного государством органа по осуществлению финансовой деятельности – защиты и обеспечения устойчивости рубля;
  • надзор и иные рычаги Банка России составляют единую систему мер по обеспечению стабильности национальной валюты, и поэтому выделение части из единого целого без ущерба для качества целостной категории невозможно;
  • правотворчество Центрального банка Российской Федерации представляет собой  форму его деятельности, проявляющуюся в официальном выражении и закреплении правовых норм, которые составляют самостоятельную группу источников права, в большей степени являющихся источниками финансового права;
  • Центральный банк Российской Федерации играет большую роль в финансовой деятельности государства. Им принимаются правовые акты в области банковского кредита, денежного обращения и расчетов, валютного регулирования и валютного контроля,  обслуживания счетов бюджетов и внебюджетных фондов и по другим вопросам законодательно установленной компетенции в области финансовой деятельности как финансово-кредитным органом;
  • разработка и осуществление Банком России Основных направлений единой государственной денежной политики является доктринальной деятельностью. Практика свидетельствует, что для выполнения конституционной функции по поддержанию стабильности национальной валюты Банку России необходимо право самостоятельного оперативного принятия решений и действий по использованию инструментов и методов денежно-кредитной политики.

На основании проведенного исследования делается вывод о: сбалансированности целей, задач, функций и полномочий Центрального банка Российской Федерации в сфере денежно-кредитных отношений, определенных федеральными законами на основании конституционных положений о статусе Банка России, не нуждающихся в кардинальном пересмотре в свете административной реформы, но заслуживающих внимания с точки зрения перспектив развития банковского законодательства, усиления банковского надзора, защиты прав вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, снижения административных барьеров в банковском бизнесе. В указанном аспекте заслуживают внимания и поддержки законопроектные предложения Банка России по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы, сформулированные в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

 

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон  от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (банке России)”;
  3. Федеральный закон  от 02.12.1990 № 395-1 “О банках и банковской деятельности” (с последующими изменениями и дополнениями);
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  5. Административный кодекс российской Федерации;
  6. Положение Банка России от 03.10.2002.№ 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации”;
  7. Положение Банка России от 05.10.2002 № 205-П “Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на территории Российской Федерации”;
  8. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (Приложение к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 г.)
  9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год.

10 Банковские операции. Часть II. Учетно-ссудные операции и агентские  услуги банков: Учебное пособие /Под ред. О.И. Лаврушина. — М.: ИНФРА-М, 1996.

11.Банковское дело: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина, - М.: Финансы и статистика, 2001. Гл.14

12. Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. — М.: Финста-информ, 1994.

 

 




Информация о работе Правовые основы функционирования Банка России