Оценка стоимости бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Переход России к рыночной экономике потребовал углубленного развития ряда новых областей науки и практики. Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества, формируют потребность в новой услуге - оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала. Вместе с тем практика показывает, что применяемые сейчас методы оценки предприятий по стоимости их имущества несовершенны, поскольку они оценивают фактически лишь затраты на создание собственности.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы определения рыночной стоимости бизнеса 5
1.1 Принципы оценки бизнеса 5
1.2 Подходы к оценке стоимости бизнеса 6
1.2.1 Доходный подход 7
1.2.2 Затратный подход 8
1.2.3 Сравнительный (рыночный) подход 10
2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «РАТАНГ» 16
2.1 Маркетинговые исследования рынка услуг 16
2.1.2 Конкуренты 17
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 17
2.2.1 Анализ уплотненного баланса 17
2.2.2Анализ структуры активов предприятия 18
2.2.3 Анализ структуры пассивов баланса 19
2.2.4 Экспресс анализ ликвидности баланса 19
2.2.6 Анализ ликвидности активов предприятия 21
2.2.7 Анализ финансовой устойчивости 21
2.2.9 Финансовое прогнозирование деятельности предприятия 25
3. Определение рыночной стоимости ООО «РАТАНГ» 26
3.1 Определение рыночной стоимости предприятия затратным подходом 26
3.1.2 Определение рыночной стоимости оборудования 48
3.1.4 Определение стоимости запасов 56
3.1.6 Определение рыночной стоимости кредиторской задолженности 57
3.3 Определение рыночной стоимости предприятия доходным подходом 58
3.3.1 Расчет чистой прибыли предприятия 59
3.3.2 Определение ставки капитализации 60
3.4 Согласование результатов 64
Заключение 66

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 186.70 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 4

1. Теоретические основы определения рыночной стоимости бизнеса 5

1.1 Принципы оценки бизнеса 5

1.2 Подходы к оценке стоимости бизнеса 6

1.2.1 Доходный  подход 7

1.2.2 Затратный  подход 8

1.2.3 Сравнительный  (рыночный) подход 10

2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «РАТАНГ» 16

2.1 Маркетинговые  исследования рынка услуг 16

2.1.2 Конкуренты 17

2.2 Анализ финансового состояния предприятия 17

2.2.1 Анализ  уплотненного баланса 17

2.2.2Анализ  структуры активов предприятия 18

2.2.3 Анализ  структуры пассивов баланса 19

2.2.4 Экспресс  анализ ликвидности баланса 19

2.2.6 Анализ  ликвидности активов предприятия 21

2.2.7 Анализ  финансовой устойчивости 21

2.2.9 Финансовое  прогнозирование деятельности предприятия 25

3. Определение рыночной стоимости ООО «РАТАНГ» 26

3.1 Определение рыночной стоимости предприятия затратным подходом 26

3.1.2 Определение  рыночной стоимости оборудования 48

3.1.4 Определение стоимости запасов 56

3.1.6 Определение рыночной стоимости кредиторской задолженности 57

3.3 Определение рыночной стоимости предприятия доходным подходом 58

3.3.1 Расчет чистой прибыли предприятия 59

3.3.2 Определение ставки капитализации 60

3.4 Согласование результатов 64

Заключение 66

Список литературы 67

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход России к рыночной экономике потребовал углубленного развития ряда новых областей науки  и практики. Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход  коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества, формируют  потребность в новой услуге - оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении  рыночной стоимости его капитала. Вместе с тем практика показывает, что применяемые сейчас методы оценки предприятий по стоимости их имущества  несовершенны, поскольку они оценивают  фактически лишь затраты на создание собственности.

Для того чтобы оценка стоимости  бизнеса была достоверной и точной, необходимо строго соблюдать технологию оценки. Технология включает в себя ряд последовательных этапов: определение  цели и функции оценки, разработка плана оценки объекта, определение  наилучшего и наиболее эффективного способа использования объекта, сбор и анализ необходимой информации. Точность оценки стоимости бизнеса  зависит также и от правильности использования методов оценки.

Важной причиной развития оценки является расширение сферы залогового кредитования. В силу того, что обычно величина стоимости активов по бухгалтерской  отчетности резко отличается от их физической стоимости, требуется их оценка. Повышение риска, характерно для рыночной экономики, ведет к  дальнейшему развитию страхования, в процессе которого возникает необходимость  определения стоимости предприятия  в преддверии возможных потерь. Потребность  в оценке возникает и при решении  вопроса о том, в какую деятельность инвестиции более доходны.

Целью работы является отработка  применения методов оценки при определении  стоимости бизнеса. В соответствии с этой целью основная задача работы состоит в подготовке типовых  схем применения тех или иных методов  оценки с иллюстрацией их применения на примере оценки стоимости конкретного  бизнеса.

В первой части работы подробно освещаются основные понятия, термины  и определения, используемые в процессе оценки собственности, в том числе  бизнеса.

Рассмотрены основные методы оценки бизнеса – затратный подход, сравнительный подход, доходный подход. В процессе рассмотрения каждого  метода показаны их сущность, достоинства  и недостатки, область применения, процедура проведения.

Во второй части работы проведен финансовый анализ деятельности оцениваемого бизнеса, чтобы как  можно более досконально изучить  финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия и на основе полученных данных дать объективную характеристику финансового состояния бизнеса. Так же такое подробное исследование помогает выявить «больные» места  бизнеса, его скрытые и нереализуемые  возможности.

В третьей части работы определена рыночная стоимость бизнеса  с применением затратного подхода  и доходного подхода.

Расчет стоимости предваряет описание сферы деятельности бизнеса, самого объекта оценки.

В ходе оценки стоимости  объекта затратным подходом определена стоимость чистых активов бизнеса.

Сравнительный подход, при  оценке данного объекта не применялся.

Применение доходного  подхода позволило определить стоимость  объекта методом капитализации  прибыли.

Итогом работы является определение  рыночной стоимости оцениваемого бизнеса  на основе данных, полученных двумя  подходами.

 
 

1. Теоретические основы определения  рыночной стоимости бизнеса

 

 

    1. Принципы оценки бизнеса

Имеются три группы взаимосвязанных  принципов оценки:

1. Основанные на представлениях  собственника;

2. Связанные с эксплуатацией  собственности;

3. Обусловленные действием  рыночной среды.

Первая группа принципов:

Принцип полезности заключается  в том, что чем больше предприятие  способно удовлетворять потребность  собственника, тем выше его стоимость.

Принцип замещения говорит  о том, что максимальная стоимость  предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

Принцип ожидания заключается  в определении текущей стоимости  дохода или других выгод, которые  могут быть получены в будущем  от владения данным предприятием.

Вторая группа принципов:

Принцип вклада сводиться  к следующему: включение любого дополнительного  актива в систему предприятия  экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости бизнеса больше затрат на приобретение этого актива.

Принцип продуктивности может  быть результатом того, что земля  дает возможность пользоваться извлекать  максимальные доходы или до придела  уменьшать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка определяет минимизировать расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала.

Принцип предельной производительности сводиться к следующему: наибольшая эффективность предприятия достигается  при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементы системы предприятия должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам.

Принцип сбалансированности гласит, что максимальный доход от предприятия можно получить при  соблюдении оптимальных факторов производства.

Третья группа принципов:

Принцип соответствия, согласно которому предприятия, не соответствующие  требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., скорей всего будут оценены  ниже среднего.

Принцип регрессии характеризует  наличие излишеств на предприятии  улучшений, которые будут оценены  рынком ниже затрат на их формирование.

Принцип прогрессии имеет  место, когда в результате функционирования соседних объектов, обеспечивающих лучшую инфраструктуру, предают предприятию  дополнительную стоимость и рыночная стоимость, таким образом, увеличивается.

Принцип конкуренции сводится к тому, что если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании  будущих прибылей данный фактор можно  учесть либо за счет прямого уменьшения потоков затрат, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

Принцип зависимости устанавливает  зависимость стоимости предприятия  от внешней среды.

Принцип экономического разделения гласит, чтобы имущественные права  следует разделить на две или  более имущественных интересов  и соединить их таким образом, что бы увеличить общую стоимость  объекта.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования определяет такое использование собственности, которое юридически и технически осуществимо и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. Данный принцип применяется, когда оценка производиться в  целях реструктуризации, т.е. без  учета возможных принципиальных изменений деятельности предприятия.

Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно квалифицировать следующим образом:

внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом;

внутренняя  информация отражает деятельность оцениваемого предприятия.

В основе анализа всех информационных блоков лежит следующая последовательность:

Макроэкономика – отрасль – фирма

Нормальное функционирование бизнеса возможно при оптимальном  сочетании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для  обеспечения запланированного роста, что в значительной степени определяется внешними факторами функционирования предприятия. Кпоследним относятся  макроэкономические и отраслевые факторы: уровень инфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции  в отрасли и т.д.

 

1.2 Подходы к оценке  стоимости бизнеса

 

Способы и методы оценки стоимости группируются в рамках трех основных подходов:

1. Доходный подход

2. Затратный подход

3. Сравнительный (рыночный) подход.

Каждый подход имеет свои методы оценки, основанные на общих  принципах подхода. 

 

1.2.1 Доходный подход

Доходный подход включает два метода:

-   Метод капитализации доходов

-   Метод дисконтирования доходов

В основе метода капитализации дохода лежит принцип ожидания, говорящий о том, что стоимость бизнеса определяется величиной будущих выгод владельца.

Главной отличительной особенностью метода прямой капитализации является то, что в нем не делается отдельного учета возврата капитала и дохода на капитал. Коэффициент капитализации  выводиться прямо из данных рынка  путем выявления взаимосвязи  между годовым доходом и стоимостью методом сравнительного анализа  продаж подобных объектов. В качестве базового уровня годового дохода объекта  оценки можно применять потенциальный  или действительный валовой доход, чистый операционный доход, или денежный поток до уплаты налога.

В отличие от оценки недвижимости в оценке бизнеса данный метод  применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин  прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства  оцениваемых предприятий.

Сущность данного метода выражается формулой (1):

 

V=I/R , (1)

 

где:

V – стоимость

I – чистая прибыль

R – ставка капитализации

Ставка капитализации  для предприятия обычно выводиться из ставки дисконта путем вычета ожидаемых  среднегодовых темпов роста прибыли  или денежного потока.

Определение стоимости предприятия  методом дисконтированных денежных потоков основан на предположении, что инвестор не заплатит за данное предприятие сумма, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Данный метод оценки считается приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных активов и т.п., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние.

Метод дисконтированных денежных потоков может быть использован  для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее, существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости  предприятия. Применения данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной  деятельности (желательно прибыльной, хотя и отрицательная величина стоимости  бизнеса может быть фактором для  принятия управленческих решений) и  находящихся на стадии роста или  стабильного экономического развития.

Наиболее предпочтительным из данных методов метод дисконтированного  будущего денежного потока, так, как  денежный поток не так изменчив, как прибыль, он включает в себя в  отличие от прибыли потребность  в собственных оборотных средствах.

Нормализованный денежный поток  подразумевает стабильное получение  денежных средств, что в период высокой  инфляции и слабой предсказуемости  является маловероятным.

1.2.2 Затратный  подход

Затратный подход в оценке бизнеса рассматривается стоимость  предприятия с точки зрения понесенных издержек.

Базовой формулой в затратном  подходе является формула 3:

 

СК=А – О, (3)

 

где:

СК – собственный капитал;

А – активы

О – обязательства

Данный подход представляется двумя основными методами:

Информация о работе Оценка стоимости бизнеса