Разработка комплекса мер по повышению эффективности управления финансовыми рисками в ООО "Океан туров"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы развития предпринимательства в сфере туризма на современном этапе рыночных отношений являются одними из важных объектов теоретических и прикладных исследований. Условия, в которых в настоящее время развивается туристский бизнес России, характеризуются необходимостью коренного реформирования всей системы туристского обслуживания. При этом особое значение приобретают вопросы совершенствования государственного регулирования туристским бизнесом в регионах, располагающих богатым потенциалом рекреационных ресурсов, но в силу ряда причин не получивших должного решения.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты предпринимательских рисков
1.1 Понятие и виды предпринимательских рисков в процессе развития рыночных отношений в России
1.2 Модель формирования стратегии управления рисками в процессе развития предпринимательских структур
2. Экономическая характеристика и анализ рисков туристической фирмы ООО "Океан туров"
2.1 Общая характеристика ООО "Океан туров"
2.2 Анализ рисков компании
2.3 Оценка финансовых рисков компании на основе анализа финансовых показателей деятельности ООО "Океан туров"
2.4 Сводная оценка рисков в ООО "Океан туров"
3. Разработка комплекса мер по повышению эффективности управления финансовыми рисками в ООО "Океан туров"
3.1 Рекомендации по повышению эффективности управления финансовыми рисками в ООО "Океан туров"
3.2 Рекомендации по устранению кадровых рисков
4. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл Туризм.docx

— 164.81 Кб (Скачать файл)

 

В Москве количество агентств постоянно увеличивается в отличие от регионов.

Анализ Т-угроз. Падение объема реализации услуг, изменение вкусов потребителей. Введение новых законодательных актов о туристской деятельности (увеличение стоимости лицензии на право заниматься выездным туризмом, обязательная стандартизация и т.д.), повышение налогов, изменение политической и экономической ситуации в России, так и в Кипре. Появление на рынке сильного конкурента, ужесточение конкуренции с уже имеющимися фирмами.

Таким образом, действующая стратегия агентства "Океан туров" позволила ей добиться значительного успеха на рынке туризма, но у нее имеются большие возможности для дальнейшего развития своей деятельности. В целях устранения слабых сторон туристическое агентство должна предусмотреть некоторые изменения в своей работе.

Анализ внешней и внутренней среды. Оценка макросреды.

Новые технологии позволяют работать современным фирмам более эффективно, надежно. Сеть Internet, получившая развитие во всем мире, на сегодняшний день может заменить факсы, конференции, почту и т.д. Туристическое агентство "Океан туров" использует Internet для связи со своими крупными агентствами и партнерами. Это позволяет ей осуществлять свою деятельность с меньшими затратами, чем при использовании факса, телефонной связи для бронирования туров. Значительно сокращены сроки пересылки различных документов, отчетов и сообщений. Доказательством преимущества использования системы Internet является то, что данная туристическое агентство планирует подключить к ней все свои агентства.

Туризм - приоритетное направление, которое активно развивается. Многие стремятся побывать в других странах, познакомиться с иной культурой и традициями, изучить иностранные языки, историю.

Природный фактор можно рассматривать как движущую силу для совершения путешествия (тот, кому надоела зима и не хватает солнца, может отправиться позагорать на самый жаркий пляж).

Политико-экономическое положение в России можно считать нестабильным; постоянное изменение цен; рост курса доллара по отношению к рублю; проведение реформ; принятие новых законов, в том числе относящихся к туризму; таможенные барьеры и многое другое может оказывать сильное влияние на стратегию агентства.

Оценка микросреды. Поставщики - авиакомпании "Трансаэро" и "Аэрофлот" осуществляют основные перевозки пассажиров агентства "Океан туров". Кипрские гостиницы (принимающая сторона) предоставляют размещение, питание, организацию досуга.

Конкуренты - крупные туроператоры, занимающиеся выездным туризмом в Кипр. Среди них можно выделить агентства "Натали турс", "Capital Tour", "ICS Travel Group", "Super Nova", "Тes". На сегодняшний день основной конкурент агентства "Океан туров" - компания "Натали турс", приоритетное направление которой - Кипр и Испания. Однако "Натали турс" не выдерживает сильной конкуренции со стороны агентства "Океан туров" и поэтому вынуждена уделять больше внимания Испании.

Контактные аудитории - страховая компания "ВСК", банковское обслуживание, расчетные операции между партнерами и агентствами осуществляет банк "МДМ". Туроператорская компания пользуется услугами рекламного агентства "Б", которое готовит ролики на телевидении, размещает рекламные объявления в газетах, журналах и т.д.

Посредники - обширная сеть агентств, являющихся партнерами туроператора "Океан туров", работающих под большие комиссионные (13 %). Они получают в необходимом количестве каталоги туров, тарифные буклеты, видеоматериалы по курортам и отелям.

Потребители - пользователи услуг с разными уровнями доходов. Постоянно ведущиеся маркетинговые исследования помогают определять, со стороны какого сегмента потребителей возрастает спрос.

Оценка внутренней среды. Структура агентства "Океан туров" - линейно-функциональная.

Главные решения принимает директор фирмы, но он прислушивается к советам менеджеров разных отделов, уделяя особое внимание отделу маркетинга.

В фирме "Океан туров" работает около 200 человек, ротация кадров очень мала, чему способствуют такие факторы, как удовлетворительная заработная плата, благоприятный климат в коллективе. Все сотрудники - высококвалифицированные специалисты в области туризма, имеют большой опыт работы.

Ресурсы агентства - кредиторская задолженность возросла почти в 2 раза. Это объясняется тем, что туристическое агентство вложила значительное количество денежных средств в приобретение компьютеров для установления системы бронирования туров; туристическое агентство взяла банковский кредит и через три года выплатила его большую часть. Нераспределенная прибыль увеличивается ежегодно.

Оценка уровня конкуренции в отрасли. Используя модель пяти сил конкуренции, а также характеристики, определяющие различие фирм, действующих на данном рынке, можно выявить конкурентные преимущества агентства "Океан туров".

Результаты анализа конкуренции в отрасли представлены в табл.2.7.

Таблица 2.2 Сравнительные характеристики фирм по направлению Кипр

 
 

Фирма

 
 

Р-Т

Т-И

Я

Т

S

О

А

 

Цена (8дней / 7ночей), у. е.

400-900

750

500-600

900$

850$

от 700

670-810

 

Комиссия, у. е.

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Высокая

Средняя

Средняя

 

Гибкость, баллы

п, т, ср

3

П

1

П, Т

2

п, т, С

3

п, с, Ср

3

П. Т

2

П, Ср

2

 

Рынок

Региональный

Локальный

Локальный

Региональный

Национальный

Локальный

Региональный

 
                 

 

Примечание. Гибкость - возможность предоставления тех или иных услуг, в зависимости от предпочтения клиента (П - проживание, Т - транспорт, С - дни вылета и прибытия, Ср - сервис по заказу клиента).

Анализируя данные таблицы, фирмы-конкуренты можно разделить на группы: фирмы, ориентированные на покупателей со средними доходами. Здесь можно выделить агентства "Океан туров" и "И". Они придерживаются средних цен на туры, средних/низких комиссионных и характеризуются крайне малой гибкостью. Доходы они получают от массовых продаж; фирмы, ориентированные на состоятельного потребителя - "Т" и "S". Они предлагают очень дорогостоящие туры, высокие комиссионные.

Следовательно, туристическое агентство "Океан туров" имеет конкурентные преимущества, так как отличается высокой гибкостью, не исключает из сферы своей деятельности среднего потребителя, предлагает дешевые туры для удовлетворения растущего спроса потребителей с низкими доходами (что подтверждается маркетинговыми исследованиями); агентствам выплачивает высокие комиссионные, что позволяет ей лидировать среди туроператоров, используя данное преимущество.

Однако, существуют и слабые стороны ООО "Океан туров":

маленькая зарплата;

проблема внутреннего менеджмента;

отсутствие планирования;

отсутствие маркетинга;

текучесть кадров.

Исходя из слабых сторон ООО "Океан туров" можно выделить следующие риски и угрозы для кампании:

при дальнейшей пассивности руководства и отсутствия планирования и маркетинговой ориентации возможна потеря преимущества.

потеря высококлассных специалистов из-за внутренних проблем фирмы.

2.2 Анализ рисков  компании

Содержание туристских рисков охватывает всевозможные угрозы в отношении участников туристского рынка. Поэтому всю совокупность туристских рисков представляется целесообразным разделить на две группы: риски, которым подвержены туристы при планировании и осуществлении тура (собственно туристские риски), и риски деятельности туристских предприятий при формировании, продвижении, реализации тура и оказании рекреационных услуг (экономические или хозяйственные риски). Первая группа - это неблагоприятные события, связанные либо с материально-финансовыми потерями (утрата и порча имущества во время туристских поездок, финансовые убытки, кражи, штрафы), либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Вторая группа рисков обусловлена характером деятельности предприятий рекреационно-туристского комплекса и представляется более интересной для анализа вследствие сложности его финансово-хозяйственных связей. Специфические особенности экономических рисков в туристском секторе экономики:

туристские риски связаны с ущербом не только для туроператоров и турагентов как организаторов туризма, но и для предприятий смежных отраслей и самих туристов, а также всего растительного и животного мира, культурно-исторического наследия;

поскольку в некоторых случаях туристский риск включает в себя риск для жизни и здоровья туриста, то к его уровню на предприятиях рекреационно-туристской сферы должны предъявляться особенно жесткие требования;

туристский риск образуют как финансово-экономические, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий, так и природные, не зависящие от человека и организаторов туризма источники опасности, которые вместе с тем могут находиться во взаимосвязи.

И все же главная специфическая черта туристского риска с позиций туристского комплекса как экономической системы - это его многоаспектность. Она связана с сопряженностью включаемых в туристскую индустрию отраслей, которые усиливают эффект от туризма благодаря действию механизма мультипликатора. Однако обратная сторона мультипликатора заключается в том, что каждая отрасль имеет собственную спецификацию риска и поэтому вносит свой добавочный вклад в общий уровень туристского риска. Например, транспортные предприятия инициируют риски аварийности туристских перевозок, коллективные средства размещения (КСР) - сервисные риски обслуживания, аттрактивные предприятия - вероятность причинения вреда жизни и здоровью при эксплуатации технических устройств. При этом на все предприятия туристской индустрии оказывают влияние риски, которые с определенной долей условности можно определить как универсальные, т.е. действующие на любой хозяйствующий субъект вне зависимости от его отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Речь идет о финансовых, инвестиционных, кадровых, инфляционных и других рисках. Следует отметить, что в анализе отождествление туристского риска только с опасностями и потерями носит ограниченный характер. Его можно рассматривать как явление, которое связано не только с вероятностью неудачи, потери, ущерба, но и с шансом на успех, с возможностями получения каких-либо позитивных последствий. Другими словами, ситуация риска в некоторых случаях становится благоприятным фактором развития туризма.

Так, туристская организация может выступить как участник рынка венчурного капитала. Традиционные направления венчурного финансирования связываются с высокотехнологичным производством (как правило, в сфере малых и средних частных компаний), позволяющим вывести на рынок наукоемкую продукцию. Однако главная задача венчурных фондов - повышение капитализации той компании, которая сумела реализовать инновационную идею и тем самым обеспечить себе значительное рыночное преимущество по сравнению с потенциальными конкурентами - в туристском секторе может быть решена и без помощи самих фондов. Привлечение капитала без участия специализированных частных или государственных венчурных компаний осуществляется тогда традиционными способами, т.е. через кредитные и эмиссионные формы. При этом главный критерий "венчурности" остается неизменным. Он заключается в инновационности и высокой степени корреляции между потенциальной прибылью и риском. Поэтому любое туристское предприятие, будь то турфирма, гостиница, перевозчик, выводящее на рынок новую услугу, может стать объектом венчурного финансирования. Не исключена также ситуация, когда сама туристская организация выступает в качестве инвестора при реализации проектов с повышенным риском.

Для эффективного менеджмента туристских рисков необходимо идентифицировать факторы риска, которые представляют собой совокупность предпосылок, увеличивающих вероятность и реальность рисковых событий. Содержание идентификационной процедуры должно базироваться на анализе статистических или экспертных данных, причем любой негативный тренд нельзя относить к причинам риска, поскольку он не обладает атрибутивными качествами риска. Теория риска постулирует, что источниками риска выступают процессы или явления, обусловленные случайностью возникновения, неоднозначностью и вариативностью протекания, неопределенностью исхода.

Несмотря на тезис о возможности вероятностной оценки и о принципиальной управляемости риска, данные характеристики представляются чрезвычайно жесткими для социально-экономических систем. В туристском комплексе вероятностным критериям соответствуют только природно-естественные неблагоприятные явления, а также отдельные технологические процессы в инфраструктурных объектах. Поэтому целесообразно некоторое смягчение критерия путем сведения рисков к существенным и наблюдаемым изменениям тенденций, которые стали или могут стать в будущем угрозой или барьером развития туризма. Другими словами, если имеет место внезапное изменение вектора туристского развития, подтвержденное экономическими индикаторами, то это является необходимым и достаточным условием для идентификации проблемы как фактора экономического риска.

Многообразие факторов риска приводит к появлению рисков, связанных практически со всеми сферами туристской деятельности. Их классификация может быть основана на достаточно большом количестве критериев, таких как: тип или вид субъекта управления, степень риска, характер учета риска и т.д. Признавая важность данных классификационных признаков, следует отметить, что, наиболее точно отражает характер работы субъектов туристского рынка с позиций риск-менеджмента обобщенный критерий - сфера возникновения и влияния рисков. На базе этого критерия и на примере деятельности туроператора приводим следующую классификацию рисков.

На рисунке наглядно видно, что за рамками данной классификации остались собственно туристские риски связанные с вероятными проблемами самих туристов при планировании и осуществлении туристских поездок.

Вместе с тем следует учитывать, что туристские риски имеют локальный во времени характер, т.е. ситуация риска ограничена определенными хронологическими рамками. Далее проявляются последствия риска, которые могут быть разной тяжести и способны образовывать определенный тренд. Другими словами, необходимо разделять само содержание риска как потенциальной угрозы и результат риска как наступивший, а не вероятностный ущерб.

Информация о работе Разработка комплекса мер по повышению эффективности управления финансовыми рисками в ООО "Океан туров"