Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - разработать рекомендации по снижению рисков расчетных операций коммерческого банка. Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить теоретический аспект организации расчетов в коммерческом банке;
проанализировать организацию расчетов в ЗАО «ДЕМИР-Банк»;
провести анализ клиентской базы вЗАО «ДЕМИР-Банк»;
выявить положительные и отрицательные параметры в работе банка по организации расчетных операций;
разработать рекомендации по улучшению организации расчетных операций в ЗАО «ДЕМИР-Банк».
Введение___________________________________________________3
Глава 1. Современная концепция расчетных операций и их сущность.
1.1. Сущность расчетных отношений и принцип их организации в народном хозяйстве._______________________________________________5
1.2. Организация безналичных расчетов в коммерческих банках._____9
1.3. Платежные системы и их участие в расчетах._________________13
Глава 2. Анализ расчетных операций коммерческого банка.
2.1. Общая финансово-экономическая характеристика ЗАО «ДЕМИР-Банк».________________________________________________________16
2.2. Анализ организации расчетных операций банка._______________26
2.3. Методы управления расчетными рисками в КБ._______________29
Глава 3. Пути управления рисками в КБ.
3.1. Основные проблемы расчетных операций в КБ.______________32
3.2. Повышение эффективности операций КБ.___________________35
Заключение.__________________________________________________40
Список литературы.____________________________________________42
Рассмотрим более подробно структуру и динамику отдельно как актива, так и пассива.
Структура Обязательств (таб. 1.2.)
говорит о том, что их
На основании данной таблицы можно увидеть, что у банка в отчетном году по сравнению базисным годам всего сумма обязательств увеличилось 67 %. Это связанно с тем что в отчетном году увеличилось счета клиентов 68%, Обязательство по налогу на прибыль 25% и прочие обязательства на 24%.
На основе этой таблицы 2. можно сделать вывод, что структура капитала в 2010 году «Демир Банк» увеличил свой капитал за счет эффективной (качественной) работы, т.е при изучение структуры капитала можно увидеть рост удельного веса тех элементов нераспределенная прибыль и резервы которая увеличилось за счет эффективной работы ЗАО «Демир Банка».
При анализе актива баланса
банка можно сделать вывод
о том, что в структуре актива
важное место занимают «
Также за анализируемый период
произошло увеличение доли «
В целом по балансу банка
можно сделать вывод о том,
что банк за анализируемый
период увеличил долю активов
приносящих доход и ликвидных
активов, что вызвало рост
Для осуществления безналичных операций юридические и физические лица используют различные формы безналичных расчетов. Структура форм безналичных расчетов, применяемых клиентами ЗАО «Демир Банка», отражены в таблице (табл. 2.3.).
Таблица 2.3.
Структура безналичных форм расчетов ЗАО «Демир Банка».
Формы расчетов |
Структура, в % |
Темп роста в % | |
2009 г. |
2010 г. | ||
Платежные поручения |
51 |
56 |
5 |
Аккредитивы |
- |
- |
- |
Чеки |
4 |
4 |
0 |
Расчеты по инкассо |
19,3 |
20 |
1,7 |
Векселя |
25,7 |
20 |
-5,7 |
Итого |
100 |
100 |
- |
Из таблицы 2.3. видно, что более половины всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. Второе место в структуре занимают векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2010 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В 2009 - 2010гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в ЗАО «Демир Банка» осталось неизменной.
2.3. Методы управления расчетными рисками в КБ.
Расчетный риск - это риск, связанный с неисполнением или задержкой исполнения трансакции в системе исполнения сделок. Расчетный риск является разновидностью операционных рисков, которые в свою очередь относятся к финансовым рискам.
Проявление
расчетного риска возможно в результате
возникновения неблагоприятных
событий, связанных с действием
или бездействием одной, нескольких
или большинства кредитных
Различают различные методы управления рисками коммерческих банков:
диверсификация риска, лимитирование, страхование, компенсация и уклонение от риска.14
Управление рисками имеет основополагающее значение в банковском бизнесе и является неотъемлемым элементом деятельности банка. Основными рисками, связанными с деятельностью банка, являются кредитный риск, риски ликвидности и изменений рыночных условий и курсов валют, а также операционный риск. Целью управления является поддержание баланса между рисками и прибыльностью, а также минимизация потенциального негативного влияния на финансовые показатели.
Структура управления рисками. Целью политики управления рисками является идентификация, анализ, оценка и управление рисками, которым подвержен банк, определение предельных уровней допустимого риска и методов мониторинга, а также постоянный мониторинг уровней риска, в том числе на предмет соответствия установленным лимитам. Политика управления рисками регулярно анализируется с учетом изменений рыночных условий, продуктов и услуг и новых усовершенствованных методов управления рисками. Задачей управления операционным риском является разработка и обеспечение надлежащего функционирования внутренних процессов и процедур, минимизирующих подверженность банка влиянию внутренних и внешних факторов риска. Наблюдательный совет Банка несет ответственность за надлежащее функционирование системы контроля по управлению рисками, включая управление ключевыми рисками.
Правление Банка несет ответственность за мониторинг и выполнение мер по снижению риска, а также следит за тем, чтобы Банк функционировал в установленных пределах рисковых параметров. Член Правления Банка, курирующий управление рисками, несет ответственность за общую работу по управлению рисками и соблюдению требований надзорных органов, обеспечивает внедрение общих принципов и методов выявления, андеррайтинга, оценки рисков и управления финансовыми и нефинансовыми рисками, а также отвечает за подготовку соответствующих отчетов.
Риск расчетов. В силу специфики своей деятельности в момент урегулирования сделок Группа подвергается риску расчетов, который представляет собой риск возникновения убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом предусмотренных договором обязательств по передаче денежных средств, ценных бумаг или других активов. По определенным видам сделок Группа минимизирует данный риск путем проведения расчетов через расчетного/клирингового агента с тем, чтобы обеспечить расчет только тогда, когда обе стороны выполнили свои договорные обязательства. Для принятия данного риска по сделкам, условия расчетов по которым не установлены договором, необходимо наличие специальных лимитов и/или лимитов на операции с определенными контрагентами, которые устанавливаются в рамках процесса утверждения/мониторинга лимита на операции с контрагентами, описанного ниже.Например, расчетный риска валютном рынке связан, прежде всего с несовпадением во времени платежей. Как правило, продолжительность расчетов составляют от одного до двух рабочих дней. Крупнейшие платежные системы различных стран находятся в разных временных поясах и поэтому не могут проводить одновременно операции для разных стран.Управление кредитным, рыночным рисками и риском ликвидности, как на портфельном уровне, так и на уровне отдельных сделок, осуществляется посредством системы органов, уполномоченных принимать кредитные решения, а также Комитетом по управлению активами и пассивами. Политики по управлению кредитным риском и стандарты андеррайтинга находятся в ведении Члена Правления Банка, курирующего управление рисками. Внутренние политики, правила, стандарты и операционные инструкции по выдаче кредитов физическим лицам соответствуют Кредитным политикам ЗАО «ДЕМИР-Банка»15, согласуются с членом Правления, курирующим управление рисками, и утверждаются Правлением Банка. В процессе принятия решений по управлению кредитным риском применяется принцип двойного контроля. Все случаи отклонений/исключений от стандартных розничных продуктов должны быть утверждены членом Правления, курирующим управление рисками. Используемые Группой процедуры андеррайтинга, оценки рисков, их отражение в отчетности и контроль различаются в зависимости от типа риска, однако для всех типов риска введен общий принцип – контроль со стороны члена Правления Банка, курирующего управление рисками.
Диверсификация расчетов по типу клиентов (крупные корпоративные клиенты, предприятия малого и среднего бизнеса, физические лица) и отраслям экономики позволяют Банку поддерживать высокое качество. В целях обеспечения достоверной оценки рисков Банк использует различные внутренние рейтинговые модели, учитывающие специфику различных клиентских сегментов, обеспечивает эффективную дифференциацию клиентов по уровню риска и точную оценку их вероятности дефолта в соответствии с принципами Базель II. Внутренние рейтинговые модели применяются в процессах принятия решений о выдаче кредитов, ценообразовании, распределении капитала и управления рисками. Все существующие сделки утвержденные лимиты для корпоративных клиентов подлежат ежегодному пересмотру в соответствии с процедурами, аналогичными тем, которые используются для утверждения заявки на получение кредитов. Основой для проверки служат последняя по времени финансовая отчетность и прочая информация, предоставленная заемщиком или полученная Банком другим способом. По итогам проверки внутренний кредитный рейтинг клиента может быть изменен. Банк отслеживает концентрацию рисков по отрасли/сектору экономики и по 10, 5 0 и 10 0 крупнейшим заемщикам.В целях снижения риска потенциальных убытков по расчетным операциям Банка было создано Управление мониторинга. Управление внедряет процедуры систематического выявления и оценки негативных предупреждающих сигналов, анализа и наблюдения, а также стратегии и комплекс мероприятий.
Банк продолжает активную работу по управлению расчетными операциями и снижения рисков по ним. В 2011 годуДепартамент реструктуризации расчетов Банка продолжил применение и развитие системного подхода при управлении проблемами расчетной системы и несовпадение времени. В соответствии с процедурами наблюдения за потенциально проблемными на ежедневной основе ведется наблюдение за корпоративными клиентами и предупреждающими сигналами.
Глава 3. Пути управления рисками в КБ.
3.1 Основные проблемы расчетных операций КБ в КР.
Приём наличных денег и связанные с ним проблемы. Прием наличных денежных средств от клиентов производится по объявлению на взнос наличными, которое состоит из трёх частей - объявления, квитанции и ордера.
Клиент сдает объявление на взнос наличными операционному работнику, который должен:
- проверить соответствие указанных сумм цифрами и прописью;
- подписать объявление, квитанцию и ордер формы №00000;
- подписать объявление, квитанцию и ордер формы №00000;
-выдать клиенту номерной жетон для передачи его кассиру;
-отразить в кассовом журнале по приходу сумму и другие реквизиты, предусмотренные кассовым журналом;
Затем объявление на взнос наличными передаётся внутренним порядком в кассу. Кассир, получив объявление на взнос наличными формы №0000 проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность.Есливноситель сдает деньги в кассу банка по нескольким приходным документам для зачисления на разные счета, кассир принимает деньги по каждому документу отдельно. На столе у кассира не должно быть никаких других денег, кроме принимаемых от того лица, который вносит деньги.Рабочее место кассира должно быть оборудовано так, чтобы клиент имел возможность наблюдать за пересчетом денег. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном документе, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает квитанцию, объявление и ордер к нему, ставит на квитанцию печать «Приходная касса №» и выдает квитанцию лицу, внесшему деньги. Операционный работник, получив ордер к объявлению, делает условную отметку в кассовом журнале по приходу о возврате ордера из кассы и осуществляет зачисление средств на счет клиента. В случае установления у клиента расхождения между суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в документе, а также при обнаружении неплатежных и фальшивых денег объявление на взнос наличными переоформляется на фактически вносимую сумму денег. При этом первоначальный приходный документ кассовый работник перечёркивает, на обороте квитанции к объявлению проставляет сумму фактически принятых денег, а также достоинства, серии и номера и сумму принятых на экспертизу сомнительных денежных знаков, подпись - и возвращает операционному работнику. Вновь заполненное объявление на взнос наличными операционный работник проверяет, вносит исправление в кассовый журнал по приходу, на сомнительные денежные знаки оформляет квитанцию формы №0000, на оборотной стороне которой указывает достоинства, серии и номера сомнительных денежных знаков и их общую сумму. Объявление на взнос наличными и квитанция формы №0000 передаются в кассу. После выдачи клиенту квитанции к объявлению на взнос наличными и квитанции формы №0000 первоначально оформленные объявление, ордер к объявлению на взнос наличными уничтожаются.
Если
клиентом не были внесены деньги в
кассу, кассир возвращает объявление на
взнос наличными операционному
работнику. Записи в кассовом журнале
по приходу аннулируются, объявление
на взнос наличными
Информация о работе Риски по организации расчетных операцийкоммерческого банка