Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - разработать рекомендации по снижению рисков расчетных операций коммерческого банка. Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить теоретический аспект организации расчетов в коммерческом банке;
проанализировать организацию расчетов в ЗАО «ДЕМИР-Банк»;
провести анализ клиентской базы вЗАО «ДЕМИР-Банк»;
выявить положительные и отрицательные параметры в работе банка по организации расчетных операций;
разработать рекомендации по улучшению организации расчетных операций в ЗАО «ДЕМИР-Банк».
Введение___________________________________________________3
Глава 1. Современная концепция расчетных операций и их сущность.
1.1. Сущность расчетных отношений и принцип их организации в народном хозяйстве._______________________________________________5
1.2. Организация безналичных расчетов в коммерческих банках._____9
1.3. Платежные системы и их участие в расчетах._________________13
Глава 2. Анализ расчетных операций коммерческого банка.
2.1. Общая финансово-экономическая характеристика ЗАО «ДЕМИР-Банк».________________________________________________________16
2.2. Анализ организации расчетных операций банка._______________26
2.3. Методы управления расчетными рисками в КБ._______________29
Глава 3. Пути управления рисками в КБ.
3.1. Основные проблемы расчетных операций в КБ.______________32
3.2. Повышение эффективности операций КБ.___________________35
Заключение.__________________________________________________40
Список литературы.____________________________________________42
Проблема выдача наличных денег.Выдача наличных денег клиентам производится по денежным чекам. При этом контроль за расходными операциями клиентов организуется таким образом, чтобы была исключена возможность:
-оплаты
неправильно оформленных
-поступления
в кассу чеков и других
-внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.
Клиент предъявляет денежный чек операционному работнику, который должен:
-проверить
правильность заполнения
-сличить суммы, указанные прописью и цифрами;
-проверить соответствие подписей, оттиска печати, номера чека, реквизитам, указанным в карточке образцов подписей формы №0000;
-удостовериться
в личности получателя денег,
получить его расписку на
-списать сумму чека со счета клиента;
После проверки
операционный работник передаёт чек
экономисту для осуществления
Получив денежный чек, кассир должен расписаться в кассовом журнале по расходу и передать его внутренним порядком экономисту, осуществляющему дополнительный контроль. Кроме того, в обязанности кассира входит также:
-проверить
наличие на обороте чека
-сличить
сумму, проставленную на
-проверить
наличие на денежном чеке
После совершения этих операций кассир подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче. Выдача наличных денег производится кассиром полными пачками и корешками денежных билетов по обозначенным на накладках и бандеролях суммам без полистного пересчета, при условии сохранения неповрежденной упаковки. Если получатель денег изъявит желание полистно пересчитать полученную сумму, кассир выдает полные пачки денежных билетов, не срезая пломбы (гарантийные швы). Пересчет денежной наличности клиентом производится в счетной комнате или в специально отведенном месте под наблюдением кассового или другого работника, при этом доставку суммы в комнату пересчета осуществляет кассир банка.
Кассиру расходной кассы запрещается в момент выдачи клиентам денег производить по требованию последних обмен денег одних достоинств на другие. Оставшиеся в конце операционного дня у кассира расходной кассы отдельные корешки денежных билетов, упакованные другими кассирами, должны быть кассиром полистно пересчитаны и упакованы в установленном
Внесение
исправлений и дополнений в банковские
и кассовые документы не допускается.
Банк отказывает в приеме расчетного
документа, если удостоверение прав
распоряжения счетом будет признано
сомнительным, либо при нарушении
требований по оформлению документа. Денежно
- расчетные документы с
Проблема выдачи чековой книжки.
Для получения чековой книжки клиентом представляется в банк письменное заявление в одном экземпляре на бланке формы №0000, подписанное лицами, образцы подписей которых внесены в карточку с образцами подписей и оттиска печати. Клиенту может быть выдано одновременно несколько чековых книжек с соблюдением последовательности номеров чеков.
При получении заявления о выдаче чековой книжки операционный работник:
-проверяет
правильность заполнения
- подписывает разрешение на выдачу чековой книжки и передает заявление вместе с талоном в кассу.
Кассир, получив заявление:
-проверяет
наличие на нем подписи
-отмечает
на заявлении и талоне к
заявлению номера чеков
-передает
операционному работнику
Операционный работник, получив заявление и чековую книжку от кассира: проверяет наличие всех чеков в книжке; проставляет на всех чеках номер счета Клиента; записывает номера чеков в карточку с образцами подписей данного Клиента; возвращает заявление вместе с чековой книжкой в кассу.
Кассир проверяет наличие всех чеков в чековой книжке, расписывается на талоне. Талон возвращается операционному работнику после выдачи чековой книжки для выписки вне балансового ордера, по счету учета бланков строгой отчетности.
Кассир выдает книжку под расписку на заявлении, предварительно сверив подпись получателя с образцом его подписи на заявлении. После выписки расходного ордера талоны к заявлениям на выдачу чековой книжки уничтожаются. Номера выдаваемых чеков должны быть также внесены в карточку с образцами подписей и оттиска печати контролирующего работника. Заявления на выдачу чековых книжек хранятся в документах дня при расходном ордере, составляемом на общее количество выданных за день книжек.
Заготовленные к выдаче чековые книжки, не полученные клиентами в течение 30 дней, погашаются с отметкой в заявлении клиента за подписями начальника Отдела и кассира, путем вырезки из чеков части чека, предназначенного для подписи, и списываются в расход. Номера погашенных денежных чеков вычеркиваются из карточек с образцами подписей и оттиска печати. Погашенные чековые книжки прилагаются к расходному ордеру.
3.2 Повышение эффективности операций КБ.
Первым мероприятием по повышению эффективности расчетных операций в ЗАО «ДЕМИР-Банк», можно предложить совершенствование системы «Банк - клиент» и осуществить переход на новую систему «Интернет - Банк - Клиент» Freedomon /offline, которая предоставляет более широкие возможности по обслуживанию счетов клиентов.
Преимуществами данной системы является: поддержка большего числа одновременно подключенных пользователей; обязательное уведомление пользователей обо всех действиях, производимых банком с платежными документами;лучшая функциональность (оперативное обновление нормативной базы, импорт/экспорт платежных документов с бухгалтерскими программами 1С и т.п.).
Таблица 3.1
Тарифы
Вид операции |
Размер тарифа |
|
Подключение к системе: |
||
- Банк - клиент «on-line» |
600 |
|
- Банк - клиент «off - line» |
1 200 |
|
Ежемесячная абонентская плата: |
||
- Банк - клиент «on - line» |
300 |
|
- Банк - клиент «off - line» |
600 |
|
Установка системы на компьютер клиента |
1 500 |
|
Переход с версии на версию (с on - line на off - line) |
1 200 |
|
Перезаключение договора и переход на обслуживание по системе «Freedom» |
Бесплатно |
|
Следует обратить внимание, что приоритетной для функционального развития и оперативной поддержки является новая система «Интернет - Банк Клиент». Банк может в ближайшем будущем отказаться от поддержки старой системы.
Таблица 3.2.
Расходы и доходы банка, связанные с переходом на систему «Интернет - БК»
Прибыль банка при переходе на систему «Банк -Клиент» Freedom |
Сомов в год |
Расходы связанные с переходом на систему «Банк -Клиент» Freedom |
сомов в год |
|
Подключение к системе on–line |
189 000 |
Приобретение системы «Банк- |
50 000 |
|
Подключение к системе off–line |
380 400 |
Расходы на зарплату операционистов обслуживающих клиентов |
351000 |
|
Установка на компьютер пользователя |
750 000 |
Зарплата операциониста |
117000 |
|
Абонентская плата on - line |
1137600 |
Зарплата специалиста |
143000 |
|
Абонентская плата off–line |
2 208400 |
Расходы на проезд |
177064 |
|
Итог: |
3 989400 |
Итог: |
838064 |
|
Доход, полученный банком за год при переходе на пользование системой «Интернет - Банк - Клиент» Freedom составит 3 151 336 сом.
Дистанционное обслуживание является одним из приоритетных направлений технологического развития банка и к концу 2010г. более 1 900 клиентов банка провели операции по счетам с использованием системы «Банк - Клиент». Но, необходимо заострить внимание на невысоких объемах продаж таких услуг. Как показал анализ, данная услуга не пользуются массовым спросом. Сотрудникам банка необходимо активно рекламировать данные услуги. Важным фактом, способствующим развитию стабильных долгосрочных отношений с клиентами, является комплексный подход к обслуживанию. В целом если ввести в работу банка эти два проекта, то прибыль банка увеличится до 2% в год.Так же для более полного изучения потребностей клиентов в предлагаемых услугах необходимо постоянно следить за движением клиентской базы, динамикой клиентских остатков с привязкой к различным группам счетов, динамикой открытых и закрытых счетов. После выявления предпочтений и склонностей к потреблению тех или иных банковских продуктов, важно так развернуть банковскую инфраструктуру, чтобы она по максимуму соответствовала запросам клиентов. Менеджеры банка должны стремится наиболее плотно учесть потребности клиента и использовать все возможности банка для их удовлетворения.
Повышение
эффективности клиентского
За всю свою деятельностьЗАО «Демир-Банк» занимает стабильную позицию на рынке банковских услуг. Однако должно быть постоянное совершенствование предлагаемых продуктов и услуг, гибкая и сбалансированная тарифная политика, высокий уровень обслуживания, что в дальнейшем обеспечит уверенный рост клиентской базы и заложит фундамент для дальнейшего развития.
Вторым мероприятием можно предложить, это использование зарплатных проектовVisa, для юридических лиц. При пользовании пластиковой картой можно выделить положительные моменты, как для предприятия (организации) заключившей договор на обслуживание пластиковых карт, для сотрудников этого предприятия, так и для банка.
Положительные моменты для предприятия: зачисления денег на счета сотрудников не позже следующего рабочего дня с перечисления их в Банк.
снижение издержек предприятия по выплате зарплаты (уменьшаются расходы на инкассацию и работу кассира). Отсутствие проблем получения, хранения, перевозки и выдачи наличности. Возможность разместить в вашем офисе операционную кассу или банкомат.
Полная конфиденциальность. Положительные моменты для сотрудников предприятия, облаживающихся в ЗАО «Демир-Банк» по пластиковым картам:
можно оплачивать платежи, товары и услуги, в любой точке мира.
Наличные могут украсть, а деньги на счету сохранятся, даже если вы потеряли карту. Начисление на остатки по счету. Круглосуточный доступ к счету. Получение скидок в торгово - сервисных центрах - до 10%.
Выгоды, которые получит банк при введение в пользование пластиковых карточек (табл. 3.3).
Таблица 3.3.
Доходы и расходы банка по пластиковым проектам
Доход банка от введения пластиковых карт |
Сомов в год. |
Расходы банка по карточкам |
Сомов в год |
|
За изготовление карточек |
10 000 |
Приобретение оборудования |
75 000 |
|
Комиссия за ежемесячное перечисление |
39 000 |
Зарплата специалиста обслуж. Программу |
108 000 |
|
Комиссия за возможное возобновление утраченной карты |
60 000 |
Изготовление пластиковых карт |
6 000 |
|
Комиссия за получение наличных в банкоматах сторонних банков |
10 000 |
|||
Итог: |
119 000 |
Итог: |
189 000 |
|
Информация о работе Риски по организации расчетных операцийкоммерческого банка