Риски по организации расчетных операцийкоммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - разработать рекомендации по снижению рисков расчетных операций коммерческого банка. Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить теоретический аспект организации расчетов в коммерческом банке;
проанализировать организацию расчетов в ЗАО «ДЕМИР-Банк»;
провести анализ клиентской базы вЗАО «ДЕМИР-Банк»;
выявить положительные и отрицательные параметры в работе банка по организации расчетных операций;
разработать рекомендации по улучшению организации расчетных операций в ЗАО «ДЕМИР-Банк».

Содержание

Введение___________________________________________________3
Глава 1. Современная концепция расчетных операций и их сущность.
1.1. Сущность расчетных отношений и принцип их организации в народном хозяйстве._______________________________________________5
1.2. Организация безналичных расчетов в коммерческих банках._____9
1.3. Платежные системы и их участие в расчетах._________________13
Глава 2. Анализ расчетных операций коммерческого банка.
2.1. Общая финансово-экономическая характеристика ЗАО «ДЕМИР-Банк».________________________________________________________16
2.2. Анализ организации расчетных операций банка._______________26
2.3. Методы управления расчетными рисками в КБ._______________29
Глава 3. Пути управления рисками в КБ.
3.1. Основные проблемы расчетных операций в КБ.______________32
3.2. Повышение эффективности операций КБ.___________________35
Заключение.__________________________________________________40
Список литературы.____________________________________________42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 111работа.docx

— 115.25 Кб (Скачать файл)

Проблема выдача наличных денег.Выдача наличных денег клиентам производится по денежным чекам. При этом контроль за расходными операциями клиентов организуется таким образом, чтобы была исключена возможность:

-оплаты  неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и  оттиском печати, не соответствующим  заявленным образцам, и чеков,  выписанных из книжки, не принадлежащей  данному клиенту;

-поступления  в кассу чеков и других кассовых  расходных документов, минуя соответствующих  операционных работников;

-внесения  необоснованных исправлений и  дописок в кассовые документы  и журналы.

Клиент  предъявляет денежный чек операционному  работнику, который должен:

-проверить  правильность заполнения реквизитов, указанных в чеке,

-сличить  суммы, указанные прописью и  цифрами;

-проверить  соответствие подписей, оттиска  печати, номера чека, реквизитам, указанным  в карточке образцов подписей формы №0000;

-удостовериться  в личности получателя денег,  получить его расписку на обороте  чека и сличить эту подпись  с образцом подписи, имеющимся  в предъявленном паспорте, и поставить  свою подпись;

-списать  сумму чека со счета клиента;

После проверки операционный работник передаёт чек  экономисту для осуществления дополнительного  контроля.

Получив денежный чек, кассир должен расписаться  в кассовом журнале по расходу  и передать его внутренним порядком экономисту, осуществляющему дополнительный контроль. Кроме того, в обязанности  кассира входит также:

-проверить  наличие на обороте чека подписей  ответственных исполнителей, имеющих  право разрешать выдачу денег,  и тождественность этих подписей  имеющимся образцам;

-сличить  сумму, проставленную на документе  цифрами, с суммой, указанной прописью;

-проверить  наличие на денежном чеке расписки  клиента в получении денег  и данных его паспорта или  удостоверения личности;

После совершения этих операций кассир подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче. Выдача наличных денег производится кассиром полными пачками и корешками денежных билетов по обозначенным на накладках и бандеролях суммам без полистного пересчета, при условии сохранения неповрежденной упаковки. Если получатель денег изъявит желание полистно пересчитать полученную сумму, кассир выдает полные пачки денежных билетов, не срезая пломбы (гарантийные швы). Пересчет денежной наличности клиентом производится в счетной комнате или в специально отведенном месте под наблюдением кассового или другого работника, при этом доставку суммы в комнату пересчета осуществляет кассир банка.

Кассиру расходной кассы запрещается  в момент выдачи клиентам денег производить  по требованию последних обмен денег  одних достоинств на другие. Оставшиеся в конце операционного дня  у кассира расходной кассы  отдельные корешки денежных билетов, упакованные другими кассирами, должны быть кассиром полистно пересчитаны  и упакованы в установленном

Внесение  исправлений и дополнений в банковские и кассовые документы не допускается. Банк отказывает в приеме расчетного документа, если удостоверение прав распоряжения счетом будет признано сомнительным, либо при нарушении  требований по оформлению документа. Денежно - расчетные документы с исправлениями  таких реквизитов, как сумма, наименование клиентов и номера их счетов, хотя бы и оговоренными, являются недействительными  и не подлежат приему банком к исполнению.

Проблема  выдачи чековой книжки.

Для получения  чековой книжки клиентом представляется в банк письменное заявление в  одном экземпляре на бланке формы №0000, подписанное лицами, образцы подписей которых внесены в карточку с образцами подписей и оттиска печати. Клиенту может быть выдано одновременно несколько чековых книжек с соблюдением последовательности номеров чеков.

При получении  заявления о выдаче чековой книжки операционный работник:

-проверяет  правильность заполнения заявления  и соответствие подписей и  оттиска печати на нем имеющимися  у него образцами подписей  лиц, уполномоченных распоряжаться  счетом;

- подписывает  разрешение на выдачу чековой  книжки и передает заявление  вместе с талоном в кассу.

Кассир, получив заявление:

-проверяет  наличие на нем подписи операционного  работника;

-отмечает  на заявлении и талоне к  заявлению номера чеков выдаваемой  чековой книжки (с номера по  номер);

-передает  операционному работнику чековую  книжку, оформленную штампом банка,  вместе с заявлением под расписку  в талоне. Талон к заявлению  остается в кассе.

Операционный  работник, получив заявление и  чековую книжку от кассира: проверяет  наличие всех чеков в книжке; проставляет  на всех чеках номер счета Клиента; записывает номера чеков в карточку с образцами подписей данного  Клиента; возвращает заявление вместе с чековой книжкой в кассу.

Кассир  проверяет наличие всех чеков  в чековой книжке, расписывается  на талоне. Талон возвращается операционному  работнику после выдачи чековой  книжки для выписки вне балансового  ордера, по счету учета бланков  строгой отчетности.

Кассир  выдает книжку под расписку на заявлении, предварительно сверив подпись получателя с образцом его подписи на заявлении. После выписки расходного ордера талоны к заявлениям на выдачу чековой  книжки уничтожаются. Номера выдаваемых чеков должны быть также внесены  в карточку с образцами подписей и оттиска печати контролирующего  работника. Заявления на выдачу чековых  книжек хранятся в документах дня  при расходном ордере, составляемом на общее количество выданных за день книжек.

Заготовленные к выдаче чековые книжки, не полученные клиентами в течение 30 дней, погашаются с отметкой в заявлении клиента  за подписями начальника Отдела и  кассира, путем вырезки из чеков  части чека, предназначенного для  подписи, и списываются в расход. Номера погашенных денежных чеков вычеркиваются  из карточек с образцами подписей и оттиска печати. Погашенные чековые  книжки прилагаются к расходному ордеру.

 

3.2 Повышение эффективности операций КБ.

 

Первым  мероприятием по повышению эффективности  расчетных операций в ЗАО «ДЕМИР-Банк», можно предложить совершенствование системы «Банк - клиент» и осуществить переход на новую систему «Интернет - Банк - Клиент» Freedomon /offline, которая предоставляет более широкие возможности по обслуживанию счетов клиентов.

Преимуществами данной системы является: поддержка большего числа одновременно подключенных пользователей; обязательное уведомление пользователей обо всех действиях, производимых банком с платежными документами;лучшая функциональность (оперативное обновление нормативной базы, импорт/экспорт платежных документов с бухгалтерскими программами 1С и т.п.).

 

Таблица 3.1

Тарифы

 

Вид операции

Размер тарифа

 

Подключение к системе:

 

- Банк - клиент «on-line»

600

 

- Банк - клиент «off - line»

1 200

 

Ежемесячная абонентская плата:

 

- Банк - клиент «on - line»

300

 

- Банк - клиент «off - line»

600

 

Установка системы на компьютер клиента

1 500

 

Переход с версии на версию (с on - line на off - line)

1 200

 

Перезаключение договора и переход  на обслуживание по системе «Freedom»

Бесплатно

 
     

Следует обратить внимание, что приоритетной для функционального развития и  оперативной поддержки является новая система «Интернет - Банк Клиент». Банк может в ближайшем будущем  отказаться от поддержки старой системы.

 

Таблица 3.2.

 

Расходы и доходы банка, связанные  с переходом на систему «Интернет - БК»

 

Прибыль банка при переходе на систему  «Банк -Клиент» Freedom

Сомов в год

Расходы связанные с переходом  на систему «Банк -Клиент» Freedom

сомов в год

 

Подключение к системе on–line

189 000

Приобретение системы «Банк-Клиент»Freedom

50 000

 

Подключение к системе off–line

380 400

Расходы на зарплату операционистов обслуживающих  клиентов

351000

 

Установка на компьютер пользователя

750 000

Зарплата операциониста бухгалтера работающего с системой

117000

 

Абонентская плата on - line

1137600

Зарплата специалиста устанавливающего систему на ПК клиента

143000

 

Абонентская плата off–line

2 208400

Расходы на проезд

177064

 

Итог:

3 989400

Итог:

838064

 
         

Доход, полученный банком за год при переходе на пользование  системой «Интернет - Банк - Клиент» Freedom составит 3 151 336 сом.

Дистанционное обслуживание является одним из приоритетных направлений технологического развития банка и к концу 2010г. более 1 900 клиентов банка провели операции по счетам с использованием системы «Банк - Клиент». Но, необходимо заострить внимание на невысоких объемах продаж таких услуг. Как показал анализ, данная услуга не пользуются массовым спросом. Сотрудникам банка необходимо активно рекламировать данные услуги. Важным фактом, способствующим развитию стабильных долгосрочных отношений с клиентами, является комплексный подход к обслуживанию. В целом если ввести в работу банка эти два проекта, то прибыль банка увеличится до 2% в год.Так же для более полного изучения потребностей клиентов в предлагаемых услугах необходимо постоянно следить за движением клиентской базы, динамикой клиентских остатков с привязкой к различным группам счетов, динамикой открытых и закрытых счетов. После выявления предпочтений и склонностей к потреблению тех или иных банковских продуктов, важно так развернуть банковскую инфраструктуру, чтобы она по максимуму соответствовала запросам клиентов. Менеджеры банка должны стремится наиболее плотно учесть потребности клиента и использовать все возможности банка для их удовлетворения.

Повышение эффективности клиентского обслуживания, расширение спектра финансовых услуг  и внедрение новых банковских технологий будут способствовать устойчивому развитию, как всего банка так и филиалов банка, которые расположены в различных регионах Украины, что обеспечит удобное и быстрое прохождение платежей.Работа по улучшению формирующихся потребностей клиентов должна проводится операционным отделом совместно с другими подразделениями банка. При этом необходимо учитывать банковский опыт нашей страны и мировой банковской практики.

За всю  свою деятельностьЗАО «Демир-Банк» занимает стабильную позицию на рынке банковских услуг. Однако должно быть постоянное совершенствование предлагаемых продуктов и услуг, гибкая и сбалансированная тарифная политика, высокий уровень обслуживания, что в дальнейшем обеспечит уверенный рост клиентской базы и заложит фундамент для дальнейшего развития.

Вторым мероприятием можно предложить, это использование зарплатных проектовVisa, для юридических лиц. При пользовании пластиковой картой можно выделить положительные моменты, как для предприятия (организации) заключившей договор на обслуживание пластиковых карт, для сотрудников этого предприятия, так и для банка.

Положительные моменты для предприятия: зачисления денег на счета сотрудников не позже следующего рабочего дня с перечисления их в Банк.

снижение  издержек предприятия по выплате  зарплаты (уменьшаются расходы на инкассацию и работу кассира). Отсутствие проблем получения, хранения, перевозки и выдачи наличности. Возможность разместить в вашем офисе операционную кассу или банкомат.

Полная  конфиденциальность. Положительные моменты для сотрудников предприятия, облаживающихся в ЗАО «Демир-Банк» по пластиковым картам:

можно оплачивать платежи, товары и услуги, в любой  точке мира.

Наличные  могут украсть, а деньги на счету  сохранятся, даже если вы потеряли карту. Начисление на остатки по счету. Круглосуточный доступ к счету. Получение скидок в торгово - сервисных центрах - до 10%.

Выгоды, которые  получит банк при введение в пользование пластиковых карточек (табл. 3.3).

Таблица 3.3.

Доходы  и расходы банка по пластиковым  проектам

Доход банка от введения пластиковых  карт

Сомов в год.

Расходы банка по карточкам

Сомов в год

 

За изготовление карточек

10 000

Приобретение оборудования

75 000

 

Комиссия за ежемесячное перечисление

39 000

Зарплата специалиста обслуж. Программу

108 000

 

Комиссия за возможное возобновление  утраченной карты

60 000

Изготовление пластиковых карт

6 000

 

Комиссия за получение наличных в  банкоматах сторонних банков

10 000

     

Итог:

119 000

Итог:

189 000

 
         

Информация о работе Риски по организации расчетных операцийкоммерческого банка