Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа
Социально ориентированное государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.
Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой………………5
1.1Понятие управления социальной сферой,его принципы, виды……....5
1.2 Организация управления социальной сферой в РБ…........................11
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как
важнейший объект управления экономикой…………………………….18
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную
сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22
3 Совершенствование управления расходами на
социальную сферу в современных условиях…………………………….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………....36
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: с 37., 2 табл., 15 источник, 2 прил.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ, УПРАВЛЕНИЕ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ
Объект исследования – расходы бюджета на социальную сферу.
Предмет исследования – процесс управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу.
Цель работы: исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Методы исследования: анализ, сравнение.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Теоретические аспекты |
7 |
1.1Понятие управления |
7 |
1.2 Организация управления |
15 |
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой……………………… |
22 |
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22 |
29 |
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………… |
56 |
Заключение…………………………………………………… |
74 |
Список использованных источников……………………………………....36 Приложение А……………………………………………………………….38 Приложение Б……………………………………………………………….39 |
78 |
ВВЕДЕНИЕ
Социально ориентированное государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.
Исторически сложилось так, что роль и значимость социальной сферы в Республике Беларусь всегда была на высоком уровне. Главной целью социального развития является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения.
Политика совершенствования системы общественных отношений в любом государстве должна формироваться с учетом имеющихся и прогнозируемых финансовых ресурсов, необходимых для социально-экономического развития страны. При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реальными возможностями государственного бюджета эффективная реализация социальной политики невозможна. На решение этой задачи направлено управление финансами. Поскольку финансирование социальной сферы в Республике Беларусь осуществляется преимущественно из государственного бюджета, важной задачей государственного управления экономикой является управление расходами бюджета на социальную сферу.
Особенное значение управление расходами бюджета на социальную сферу 2013-2014. В условиях недостатка финансовых ресурсов возникла крайняя необходимость в оптимизации расходов и выявлении резервов привлечения дополнительных ресурсов, в том числе высвобождающихся при эффективном управлении расходами бюджета на социальную сферу.
Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Объектом исследования являются расходы бюджета на социальную сферу.
Предметом исследования является процесс управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска).
1 Теоретические аспекты управления расходами бюджета на социальную сферу
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы
Социальная направленность государственной деятельности является сущностной характеристикой государства с социально ориентированной моделью рыночной экономики. Значимость отдельных направлений социального развития отражена в важнейших государственных документах Республики Беларусь – Конституции Республики Беларусь, Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года и других. В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам гарантируются следующие права:
-право на охрану здоровья, включая
бесплатное лечение в
-право на социальное
-право на образование. Гарантируются
доступность и бесплатность
-право на участие в
Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития до 2020 года закреплены стратегические цели в области образования, в области улучшения здоровья, в области здравоохранения, в области культуры, в области физической культуры и спорта.
Так, например, стратегической целью в области образования является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой [12, с.75].
Таким образом, задачи социального характера являются приоритетными в дальнейшем развитии Республики Беларусь. Несмотря на то, что развитию социальной сферы в Республике Беларусь уделяется достаточно пристальное внимание, единого подхода к составу отраслей, входящих в социальную сферу, не существует. Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. Особое место среди отраслей социальной сферы занимают образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, реализация мероприятий социальной политики государства. Отдельные экономисты относят к социальной сфере отрасли городского хозяйства (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство), жилищное строительство, розничную торговлю, связь в части обслуживания населения и учреждений непроизводственной сферы, охрану окружающей среды и другие. Кроме того, в современной экономической литературе и практике управления нет четкого разграничения между такими понятиями, как «социальная сфера», «социально-культурная сфера», «непроизводственная сфера», «социальная инфраструктура», «социально-бытовая инфраструктура».
В целом можно выделить 3 основных подхода к пониманию понятия «социальная сфера» в современной литературе:
С нашей точки зрения, наиболее целесообразным является использование второго подхода, в соответствии с которым социальная сфера – это та часть экономики, деятельность которой направлена на создание условий для воспроизводства и развития человека как члена социальной общности и субъекта социально-экономической активности.
Понятие «непроизводственная сфера» несколько шире. В нее традиционно включают также расходы на содержание государственных органов власти и управления, национальную оборону, правоохранительную деятельность, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.
Таким образом, далее под социальной сферой будем понимать совокупность социальной политики и отраслей социально-культурного комплекса (здравоохранение, образование, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации).
Для эффективного функционирования социальной сферы ею необходимо управлять. Под управлением понимают воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей [15, с.402].
Даже в условиях рыночной экономики социальные задачи не могут быть решены без участия государства. Это связано с тем, что решение общественных проблем, как правило, противоречит частным интересам отдельных субъектов. Поэтому понятие «управление социальной сферой» предполагает в первую очередь государственное управление социальной сферой. Принципы управления социальной сферой - это основоположные идеи, научные положения управления социальной сферой. Поскольку управление социальной сферой предполагает прежде всего государственное управление этой сферой, то и принципы управления социальной сферой во многом определяются принципами государственного управления социальной сферой.
В административно-правовой науке нет единого мнения по поводу их классификации на группы и виды. В частности, выделяют такие группы принципов государственного управления социальной сферой:
а) социально-политические: демократизм; равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;
б) организационные принципы построения аппарата государственного управления: отраслевой, функциональный, территориальный;
в) организационные принципы функционирования аппарата государственного управления: нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность [2, с. 517].
Наряду с делением принципов на группы наиболее часто предлагается их классификация на виды, а именно:
а) общесистемные: объективности, демократизма, правовой упорядоченности, законности, публичности, разделения власти в государственном управлении социальной сферой;
б) структурно-целевые: согласованности между собой целей по основным параметрам; взаимодополняемости целей; подчиненности частных, локальных целей общим целям государственного управления социальной сферой;
в) структурно-функциональные: дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм и закрепления управленческих функций в компетенции органов государственного управления; концентрации функций; комбинирования; соответствия управленческого влияния реальным требованиям и запросам объектов управления;
г) структурно-организационные: единства системы государственной власти; территориально-отраслевой; разнообразия организационных связей; объединения коллегиальности и единоначалия;
д) структурно-процессуальные: соответствия элементов (методов, форм, видов) управленческой деятельности органов государственного управления в социальной сфере их функциям; конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности в социальной сфере [2, с.518].
В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного управления социальной сферой используются различные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. Методами управления называют способы воздействия субъектов управления на объекты управления.