Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Социально ориентированное государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой………………5
1.1Понятие управления социальной сферой,его принципы, виды……....5
1.2 Организация управления социальной сферой в РБ…........................11
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как
важнейший объект управления экономикой…………………………….18
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную
сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22
3 Совершенствование управления расходами на
социальную сферу в современных условиях…………………………….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………....36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СоцСфера.docx

— 85.84 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ 

 

Курсовая работа:  с 37., 2 табл., 15 источник, 2 прил. 

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ, УПРАВЛЕНИЕ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ 

 

 

 

Объект исследования –  расходы бюджета на социальную сферу.

Предмет исследования – процесс управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу.

Цель работы: исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.

Методы исследования: анализ, сравнение.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.  

 

 

                                                               ___________________________                                                                                        

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

  

 

Введение………………………………………………………………………4

4

1 Теоретические аспекты управления  социальной сферой………………5

7

1.1Понятие управления социальной сферой,его принципы, виды……....5

7

1.2 Организация управления социальной сферой в РБ…........................11

15

1.3 Расходы бюджета на социальную  сферу как 

важнейший объект  управления экономикой…………………………….18

22

2 Анализ процесса управления  расходами бюджета на социальную

сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22

29

3 Совершенствование управления  расходами на 

социальную  сферу  в современных условиях…………………………….31

56

Заключение…………………………………………………………………...34

74

Список использованных источников……………………………………....36

Приложение А……………………………………………………………….38

Приложение Б……………………………………………………………….39

78


 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

 

Социально ориентированное  государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Исторически сложилось так, что роль и значимость социальной сферы в Республике Беларусь всегда была на высоком уровне. Главной целью социального развития  является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения.

Политика совершенствования системы общественных отношений в любом государстве должна формироваться с учетом имеющихся и прогнозируемых финансовых ресурсов, необходимых для социально-экономического развития страны. При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реальными возможностями государственного бюджета эффективная реализация социальной политики невозможна. На решение этой задачи направлено управление финансами. Поскольку финансирование социальной сферы в Республике Беларусь осуществляется преимущественно из государственного бюджета, важной задачей государственного управления экономикой является управление расходами бюджета на социальную сферу.

Особенное значение управление расходами бюджета на социальную сферу 2013-2014. В условиях недостатка финансовых ресурсов возникла крайняя необходимость в оптимизации расходов и выявлении резервов привлечения дополнительных ресурсов, в том числе высвобождающихся при эффективном управлении расходами бюджета на социальную сферу.

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.

Объектом исследования являются расходы бюджета на социальную сферу.

Предметом исследования является процесс управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска).

 

1 Теоретические аспекты  управления расходами бюджета на социальную сферу 

1.1 Понятие управления  социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы  

 

 

    Социальная направленность государственной деятельности является сущностной характеристикой государства с социально ориентированной моделью рыночной экономики. Значимость отдельных направлений социального развития отражена в важнейших государственных документах Республики Беларусь – Конституции Республики Беларусь, Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года и других. В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам гарантируются следующие права:

-право на охрану здоровья, включая  бесплатное лечение в государственных  учреждениях здравоохранения. Право  граждан Республики Беларусь  на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда;

-право на социальное обеспечение  в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом;

-право на образование. Гарантируются  доступность и бесплатность общего  среднего и профессионально-технического  образования. Среднее специальное  и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого;

-право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается  общедоступностью ценностей отечественной  и мировой культуры, находящихся  в государственных и общественных  фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений [9].

Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития до 2020 года закреплены стратегические цели в области образования, в области улучшения здоровья, в области здравоохранения, в области культуры, в области физической культуры и спорта.

Так, например, стратегической целью в области образования является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой [12, с.75].

Таким образом, задачи социального характера являются приоритетными в дальнейшем развитии Республики Беларусь. Несмотря на то, что развитию социальной сферы в Республике Беларусь уделяется достаточно пристальное внимание, единого подхода к составу отраслей, входящих в социальную сферу, не существует. Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. Особое место среди отраслей социальной сферы занимают образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, реализация мероприятий социальной политики государства. Отдельные экономисты относят к социальной сфере отрасли городского хозяйства (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство), жилищное строительство, розничную торговлю, связь в части обслуживания населения и учреждений непроизводственной сферы, охрану окружающей среды и другие. Кроме того, в современной экономической литературе и практике управления нет четкого разграничения между такими понятиями, как «социальная сфера», «социально-культурная сфера», «непроизводственная сфера», «социальная инфраструктура», «социально-бытовая инфраструктура».

В целом можно выделить 3 основных подхода к пониманию понятия «социальная сфера» в современной литературе:

  1. расширительный подход (включает в социальную сферу все то, что служит объектом и средством реализации социальной политики государства, включаются не только традиционные отрасли (такие как образование, здравоохранение, культура и т.д.), но также природоохранная деятельность; деятельность, связанная с семейными отношениями; деятельность, связанная с оказанием бытовых услуг; деятельность, связанная с регулированием доходов различных слоев и групп населения;
  2. суженный подход (социальная сфера – совокупность отраслей по оказанию социальных услуг гражданам и по производству социальных благ);
  3. узкий подход (социальная сфера ограничивается только деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите отдельных слоев населения.

С нашей точки зрения, наиболее целесообразным является использование второго подхода, в соответствии с которым социальная сфера – это та часть экономики, деятельность которой направлена на создание условий для воспроизводства и развития человека как члена социальной общности и субъекта социально-экономической активности.

Понятие «непроизводственная сфера» несколько шире. В нее традиционно включают также расходы на содержание государственных органов власти и управления, национальную оборону, правоохранительную деятельность, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.

Таким образом, далее под социальной сферой будем понимать совокупность социальной политики и отраслей социально-культурного комплекса (здравоохранение, образование, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации).

Для эффективного функционирования социальной сферы ею необходимо управлять. Под управлением понимают воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей [15, с.402].

Даже в условиях рыночной экономики социальные задачи не могут быть решены без участия государства. Это связано с тем, что решение общественных проблем, как правило, противоречит частным интересам отдельных субъектов. Поэтому понятие «управление социальной сферой» предполагает в первую очередь государственное управление социальной сферой. Принципы управления социальной сферой - это основоположные идеи, научные положения управления социальной сферой. Поскольку управление социальной сферой предполагает прежде всего государственное управление  этой сферой, то и принципы управления социальной сферой во многом определяются принципами государственного управления социальной сферой.

В административно-правовой науке нет единого мнения по поводу их классификации на группы и виды. В частности, выделяют такие группы принципов государственного управления социальной сферой:

а) социально-политические: демократизм; равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;

б) организационные принципы построения аппарата государственного управления: отраслевой, функциональный, территориальный;

в) организационные принципы функционирования аппарата государственного управления: нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность [2, с. 517].

Наряду с делением принципов на группы наиболее часто предлагается их классификация на виды, а именно:

а) общесистемные: объективности, демократизма, правовой упорядоченности, законности, публичности, разделения власти в государственном управлении социальной сферой;

б) структурно-целевые: согласованности между собой целей по основным параметрам; взаимодополняемости целей; подчиненности частных, локальных целей общим целям государственного управления социальной сферой;

в) структурно-функциональные: дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм и закрепления управленческих функций в компетенции органов государственного управления; концентрации функций; комбинирования; соответствия управленческого влияния реальным требованиям и запросам объектов управления;

г) структурно-организационные: единства системы государственной власти; территориально-отраслевой; разнообразия организационных связей; объединения коллегиальности и единоначалия;

д) структурно-процессуальные: соответствия элементов (методов, форм, видов) управленческой деятельности органов государственного управления в социальной сфере их функциям; конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности в социальной сфере [2, с.518].

В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного управления социальной сферой используются  различные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. Методами управления называют способы воздействия субъектов управления на объекты управления.

Информация о работе Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях