Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Социально ориентированное государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой………………5
1.1Понятие управления социальной сферой,его принципы, виды……....5
1.2 Организация управления социальной сферой в РБ…........................11
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как
важнейший объект управления экономикой…………………………….18
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную
сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22
3 Совершенствование управления расходами на
социальную сферу в современных условиях…………………………….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………....36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СоцСфера.docx

— 85.84 Кб (Скачать файл)

2. Организация управления  расходами бюджета г. Минска на социальную сферу 

 

 

 Основным субъектом управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу является Финансовое управление Минского городского исполнительного комитета. В финансовом управлении имеется Отдел финансов непроизводственной сферы и социальной защиты населения, который и принимает непосредственное участие в управлении расходами бюджета г. Минска на социальную сферу.

Основными видами управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу являются:

- бюджетное планирование;

- бюджетное финансирование;

- анализ и контроль.

Бюджетное планирование в непроизводственной сфере имеет особенности, отражающие специфику деятельности соответствующих отраслей. Их необходимо учитывать при разработке мероприятий по повышению обоснованности расходов и качественного уровня планирования.

Планирование расходов бюджета на социальную сферу, как и планирование расходов бюджета в целом, осуществляется в несколько этапов. Составлению проекта бюджета г. Минска предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу. В Республике Беларусь основным методом финансирования учреждений социальной сферы является бюджетно-сметный метод. В связи с этим составлению проекта бюджета г. Минска предшествует также составление проектов индивидуальных и сводных смет.

На практике различают следующие виды смет:

- индивидуальная бюджетная  смета;

- сводная бюджетная смета;

- смета доходов и расходов  внебюджетных средств (индивидуальная  и сводная);

- индивидуальная и сводная  бюджетные сметы на капитальное  строительство.

К проекту бюджетной сметы получателя бюджетных средств прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам, штатные расписания, а также расчеты расходов по статьям, подстатьям и элементам экономической классификации, получателям бюджетных средств [6].

После корректировки соответствующими инстанциями (Минский городской исполнительный комитет, Минский городской Совет Депутатов) сметы утверждаются и являются планом финансирования бюджетных учреждений.

Планирование расходов бюджета имеет некоторые особенности для отдельных отраслей социальной сферы.

Образование. Планирование расходов в учреждениях образования осуществляется на основании производственных показателей, норм и нормативов, объемов площадей, кубатур зданий и т.д. Так, например, в основе планирования расходов на общеобразовательные школы лежат такие производственные показатели, как количество учащихся и число классов. Расчет заработной платы ведется отдельно для административного, педагогического и хозяйственно-обслуживающего персонала. Ставки заработной платы зависят от общего контингента учащихся в школе. Для расчета фонда оплаты труда педагогических работников необходимо знать среднюю педагогическую ставку (по тарификационной ведомости) и количество педагогических ставок. В сметах школ с продленным днем и имеющих группы продленного дня предусмотрены расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования. В основном они связаны с приобретением постельных принадлежностей для учащихся. Их планирование осуществляется на основе перечня приобретаемого инвентаря с учетом его фактического наличия и степени износа, а также в пределах выделенных ассигнований.

По расходам на капитальный ремонт составляется подробный расчет, в котором перечислены все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделенных ассигнований. В состав расходов государственного бюджета на финансирование образования входят расходы на содержание техникумов, колледжей.

Основными показателями, характеризующими деятельность техникумов, являются среднегодовое число учащихся и среднегодовое число групп. Кроме основных показателей для расчета отдельных статей сметы предоставляются общие сведения (количество учащихся, количество учебно-консультационных пунктов, количество зданий, их площадь, среднегодовое число мест в общежитии и т.д.).

Важное место в расходах техникумов занимают текущие расходы, которые включают материальные и приравненные к ним затраты производственного и социального развития.

Определенное место занимает стипендиальный фонд, расходы на производственную практику, культурно-массовую и спортивную работу. Расходы техникумов включают формирование фонда оплаты труда, который включает фонд заработной платы учебно-воспитательного, административно-обслуживающего персонала.

Планирование фонда оплаты труда осуществляется на основе тарификации, где среднемесячная заработная плата рассчитывается исходя из фактической нагрузки и различных видов доплат. Педагогическая ставка (оклад) устанавливается на уровне квалификационной категории (как и в общеобразовательной школе). Преподавателю техникума полагается ряд доплат: за заведование лабораториями и кабинетами, за классное руководство, за проверку тетрадей.

Культура. Основным нормативным документом, регламентирующим порядок планирования расходов бюджета на учреждения культуры, является   «Инструкция о порядке планирования расходов на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета», утвержденная постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 30.11.06 № 39 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования расходов на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета».

Исходными данными для исчисления расходов на содержание учреждений культуры являются: внешняя кубатура зданий по каждому зданию, внутренняя площадь по каждому зданию, технические характеристики здания в соответствии с техническим паспортом, договоры на оказание коммунальных услуг и иных услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений, нормы и нормативы обеспечения материально-техническими ресурсами; договоры на поставку, сроки полезного использования основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств, показатели оплаты труда и  штатной численности [10].

Важное место в расходах на культуру занимает заработная плата. Она предусматривает расходы на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, обслуживающего и прочего персонала. Расчет расходов на заработную плату работников производится на основе штатного расписания, утвержденного на плановый год с учетом изменений штатной численности работников и в соответствии с перспективой развития учреждения.

Определенное место в расходах учреждений культуры занимают канцелярские принадлежности и предметы для текущей хозяйственной деятельности. Они определяются, как правило, на уровне плана прошлых лет с учетом фактически сложившихся расходов за предыдущие годы.

Расходы на командировки и служебные разъезды включают затраты на оплату проезда, суточных и квартирных при служебных командировках. Расходы на оплату транспортных услуг включают расходы на содержание и наем транспорта, техническое обслуживание и текущий ремонт. Расходы на оплату услуг связи планируются по установке и эксплуатации служебных телефонов, абонентской плате за линии телефонной, телефаксной связи, оплате городских, междугородних и международных переговоров и т.д.

Прочие текущие расходы включают закупки товаров и оплату услуг, текущий ремонт оборудования и инвентаря, текущий ремонт зданий и помещений и т.д. Важное значение имеют расходы на капиталовложения в основные фонды. Они включают приобретение производственного оборудования и предметов длительного пользования, а также капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения.

Здравоохранение. Основным документом, определяющим порядок планирования расходов бюджета на учреждения здравоохранения, является  Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.09.2008 N 153 «Об утверждении Инструкции по составлению сметы расходов больничной, амбулаторно-поликлинической организации, организации скорой медицинской помощи, финансируемых за счет средств бюджета».

Исходными данными для исчисления нормативной и плановой себестоимости медицинской помощи являются:

  1. плановые объемы медицинской помощи;
  2. нормы и нормативы обеспеченности материально-техническими ресурсами, а при их отсутствии – по фактическому потреблению, сложившемуся за последние годы;
  3. договоры на поставку материальных ресурсов;
  4. нормы нагрузки, затрат труда, расчет штатной численности и условия оплаты труда;
  5. сроки полезного использования основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств;
  6. планы совершенствования материально-технической базы и др.

Количество коек в стационаре на конец планового года определяется с учетом фактического их наличия на начало года, возможностью разворота или закрытия коек в оставшийся период до конца года и необходимости в госпитализации больных, являющейся основой определения потребности в койках.

При планировании коечного фонда больничной организации необходимо учитывать эффективность использования действующего коечного фонда с учетом потребности в госпитализации прикрепленного населения.

Министерство финансов и Министерство здравоохранения Республики Беларусь разработали и утвердили в 2000 году Положение «О порядке исчисления норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на 1 жителя». Оно предусматривает механизм исчисления норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение системы Министерства здравоохранения из расчета на 1 жителя на республиканском и территориальном уровнях, вводимого с целью совершенствования системы финансирования учреждений здравоохранения с учетом региональных особенностей здоровья населения и уровня развития здравоохранения [12].

Величина норматива бюджетного финансирования определяется с учетом обоснованных норм и нормативов потребности населения республики в медицинской помощи и должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат учреждений, организаций здравоохранения. Средний норматив по республике определяется путем деления объема расходов на здравоохранение системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь в целом по республике на среднегодовую численность населения республики планового года. Средний республиканский норматив областей и г. Минска исчисляется путем деления объема расходов на здравоохранение в целом по республике за вычетом расходов на финансирование учреждений, организаций здравоохранения и мероприятий в области здравоохранения из республиканского бюджета на среднегодовую численность населения республики планового года. Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение из расчета на 1 жителя по каждой области и г. Минску определяется исходя из среднего норматива по республике, скорректированного на:

- сумму расходов на  плановые объемы медицинской  помощи населению данной области  и г. Минска;

- сумму расходов на  проведение мероприятий в области  здравоохранения;

- расходы, связанные с  последствиями катастрофы на  ЧАЭС;

- сумму разницы в среднереспубликанских  расходах и расходах областей  и г. Минска. 

Целью использования норматива является равномерное распределение средств на 1 жителя по оказанию медицинской помощи. Это позволяет эффективно использовать бюджетные средства, т.к. исключает из финансирования организации здравоохранения, за которыми не закреплены физические лица на обслуживание. Кроме того, в условиях недостатка финансовых ресурсов для полного удовлетворения потребности в материальных и нематериальных ресурсах учет различных факторов при корректировке норматива бюджетной обеспеченности для регионов позволяет более справедливо распределять бюджетные ресурсы между территориями. Однако процесс корректировки норматива бюджетной обеспеченности нуждается в совершенствовании, поскольку ныне действующая методика не всегда позволяет учесть все факторы, влияющие на справедливость распределения бюджетных средств.

Кроме того, следует отметить, что при планировании расходов бюджета по большинству статей используются оперативно-сетевые показатели. Тем не менее, по отдельным статьям планирование производится на основе фактически сложившегося уровня расходов. Причиной этому является отсутствие норм и нормативов расходов. Следовательно, методика планирования расходов бюджета требует совершенствования.

Таким образом, бюджетное планирование – это один из важнейших инструментов управления расходами бюджета на социальную сферу. Методики планирования расходов несколько различаются по отраслям, однако суть и этапы планирования расходов на отдельные отрасли социальной сферы схожи. Финансирование отраслей социальной сферы за счет средств, выделяемых из бюджета, осуществляется через органы государственного казначейства. Финансирование расходов распорядителей средств местных бюджетов осуществляется согласно росписи расходов соответствующего местного бюджета с поквартальным распределением.

Основным документом, на основании которого определяется объем средств, необходимых для финансирования учреждений социальной сферы, является смета. Именно на основании и в пределах сметных назначений происходит перечисление средств бюджетным организациям. Перед перечислением средств бюджетным учреждениям сметные назначения могут уточняться.

Важной задачей анализа финансирования бюджетных учреждений является выявление обеспеченности их финансовыми ресурсами. С этой целью суммы фактически выделенных учреждению средств сопоставляются со сметными назначениями и устанавливаются факты неосвоения бюджетных средств. Их наличие оказывает отрицательное влияние на работу учреждений по оказанию населению в необходимом объеме социально-культурных услуг и эффективность использования ресурсов. Однако если учреждениями была осуществлена внеплановая экономия ресурсов, не приведшая к ухудшению деятельности учреждений, то такое сокращение расходов по сравнению с планом можно считать положительным моментом в деятельности учреждений.

Информация о работе Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях