Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Социально ориентированное государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой………………5
1.1Понятие управления социальной сферой,его принципы, виды……....5
1.2 Организация управления социальной сферой в РБ…........................11
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как
важнейший объект управления экономикой…………………………….18
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную
сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22
3 Совершенствование управления расходами на
социальную сферу в современных условиях…………………………….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………....36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СоцСфера.docx

— 85.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

 На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Республика Беларусь является  государством с социально ориентированной моделью рыночной экономики, имеет социальную направленность, что нашло отражение в важнейших государственных документах. Однако единого подхода к определению состава социальной сферы не существует. В Республике Беларусь в социальную сферу традиционно включают образование, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации, социальную политику. Существуют различные методы, формы и виды управления социальной сферой, базирующиеся на основных принципах управления социальной сферой. Основными видами управления социальной сферой являются: организация управления, социально-экономический анализ, прогнозирование, планирование, экономическое программирование, учет, контроль, реализация мер ответственности.

2.Управление социальной сферой  в Республике Беларусь основано  на общих принципах управления  социальной сферой. Управление социальной  сферой в Республике Беларусь  осуществляют государственные органы общего управления, а также отраслевые министерства. Отдельные виды управления социальной сферой в Республике Беларусь имеют особенности, связанные с построением системы государственного управления, нормативно-правовой базой и т. д.

3. Финансирование является  одним из основных регуляторов  развития сфер экономики. В Республике  Беларусь социальная сфера финансируется  в основном из государственного  бюджета. Расходы консолидированного  бюджета на социальную сферу  в общей сумме расходов бюджета  имеют достаточно большой удельный  вес (около трети всех расходов), однако в последние годы происходит  некоторое снижение этого показателя. Бюджетные средства распределяются  в основном по каналам местных  бюджетов. Особенно это характерно  для таких отраслей социальной  сферы, как образование и здравоохранение.

4.Основными видами управления расходами бюджета г.Минска на  социальную сферу являются: бюджетное  планирование, бюджетное финансирование, анализ расходов бюджета на социальную сферу, контроль за эффективным использованием бюджетных средств с применением мер ответственности в случае выявления нарушений.

Все они совершенствуются, претерпевают изменения с целью повышения эффективности использования бюджетных средств. Так, например, разрабатываются новые методики планирования расходов и совершенствуются существующие. В частности, положительным изменением было введение дифференцированного по регионам норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение. В части внедрения и совершенствования программно-целевого метода финансирования была разработана форма паспорта бюджетной программы. Для осуществления контроля за эффективным использованием средств бюджета г. Минска был создан отдел анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств. Совершенствуется и программный продукт, способствующий эффективному управлению расходами бюджета на социальную сферу – Комплекс бюджетных задач.

5.Все виды управления расходами на социальную сферу сопряжены с определенными проблемами, требующими решения. Основными проблемами являются несовершенство методики планирования расходов бюджета на учреждения социальной сферы, а также проблемы, связанные с привлечением внебюджетных источников.

К основным недостаткам существующей методики планирования можно отнести: отсутствие взаимосвязи величины расходов с оперативно-сетевыми показателями по отдельным статьям расходов; наличие в планах учреждений неэффективных расходов и отсутствие обоснований по отдельным статьям и т. д.

Основной проблемой финансирования являются проблема привлечения внебюджетных источников, нарушение пропорций по экономической классификации. Существуют проблемы и в сфере анализа. Финансовыми органами проводится анализ только по отдельным статьям расходов (например, ежегодно проводится анализ питания учащихся и детей дошкольного возраста). По многим статьям анализ не проводится, что приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

 

 

1 Аналитические доклады «О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» http://www.minfin.gov.by/

2 Административное право Украины: Учебник / С.В. Кивалов [и др.]; под  общей ред. С.В. Кивалова. - X.: «Одиссей», 2004. - 880 с.

3 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование  экономики: Учебник / Н.Б. Антонова. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.

4 Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник /А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.

5 Бюджет столичного города / В.А. Бобков, А.И. Лученок, О.Л. Шулейко [и др.]. - Минск: МНИИСЭПП, 2003. - 294 с.

6 Бюджетный кодекс Республики  Беларусь: Кодекс Республики Беларусь  от 16 июля 2008 г. № 412-З / Нац. реестр правовых  актов Республики Беларусь от 23.07.2008 №2/1509.

7 Ефимова,С.Б. Оптимизация расходной  бюджетной политики государства  в социальной сфере / С.Б. Ефимова / Финансы и кредит. - 2007. № 1(241). - с. 49-57.

8 Заяц, А., Шарак, Т. Паспорт бюджетной  программы - путь к повышению эффективности государственных расходов / А. Заяц, Т. Шарак / Финансы. Учет. Аудит. - 2007. № 11. с. 3-13.

9 Конституция Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. №2875-XII / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 04.01.1999 №1/0.

10 Об утверждении Инструкции  о порядке планирования расходов  на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета: Постановление Министерства культуры Республики Беларусь

11 Курс экономики: Учебник / Б.А. Райзберг [и др.]; под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 720 с.

12 Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020года/ Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2008. – 200 с.

13 Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

14 Об утверждении Положения о порядке исчисления норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 сентября 2000 г. № 40/101, Министерства финансов Республики Беларусь от 29 сентября 2000 г. № 40/101 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 23.10.2000 №8/4305.

15 Райзберг, Б.А. Экономика и финансы: учебник / Б.А. Райзберг. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 462 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица 1 – Удельный вес расходов консолидированного бюджета на отрасли социальной сферы в общей сумме расходов консолидированного бюджета за 2013 и 2014 гг., % (без учета средств Фонда социальной защиты населения) 

 

Показатель

Год

2013

9 месяцев

2014

Расходы консолидированного бюджета, всего

100,0

100,0

Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу, в т.ч.

49,6

50,7

- на здравоохранение

13,1

13,5

- на образование 

17,0

17,2

- на социальную политику

8,3

8,4

- на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой  информации

11,2

11,6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

 

Таблица 2 – Соотношение расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную сферу и ВВП в 2013 и 2014 гг., млрд рублей 

 

 


 

Показатель

Год

2013

2014

Млр.р

В % ВВП

Млр.р

В % ВВП

Расходы консолидированного бюджета

на социальную сферу в т.ч

 

 

- на здравоохранение


 

17388,7

 

3,8

 

20035,1

 

3,7

 

- на образование 

 

22543,9

 

5,0

 

25520,1

 

4,7

- на социальную политику

 

11006,4

 

2,4

 

12465,3

 

2,3

- на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой  информации

 

4154,8

 

0,9

 

4715,5

 

0,9


 

 

 

 

 


Информация о работе Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях