Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа
Социально ориентированное государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.
Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой………………5
1.1Понятие управления социальной сферой,его принципы, виды……....5
1.2 Организация управления социальной сферой в РБ…........................11
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как
важнейший объект управления экономикой…………………………….18
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную
сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22
3 Совершенствование управления расходами на
социальную сферу в современных условиях…………………………….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Республика Беларусь является государством с социально
2.Управление социальной
3. Финансирование является
одним из основных регуляторов
развития сфер экономики. В Республике
Беларусь социальная сфера
4.Основными видами управления
Все они совершенствуются, претерпевают изменения с целью повышения эффективности использования бюджетных средств. Так, например, разрабатываются новые методики планирования расходов и совершенствуются существующие. В частности, положительным изменением было введение дифференцированного по регионам норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение. В части внедрения и совершенствования программно-целевого метода финансирования была разработана форма паспорта бюджетной программы. Для осуществления контроля за эффективным использованием средств бюджета г. Минска был создан отдел анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств. Совершенствуется и программный продукт, способствующий эффективному управлению расходами бюджета на социальную сферу – Комплекс бюджетных задач.
5.Все виды управления расходами на социальную сферу сопряжены с определенными проблемами, требующими решения. Основными проблемами являются несовершенство методики планирования расходов бюджета на учреждения социальной сферы, а также проблемы, связанные с привлечением внебюджетных источников.
К основным недостаткам существующей методики планирования можно отнести: отсутствие взаимосвязи величины расходов с оперативно-сетевыми показателями по отдельным статьям расходов; наличие в планах учреждений неэффективных расходов и отсутствие обоснований по отдельным статьям и т. д.
Основной проблемой финансирования являются проблема привлечения внебюджетных источников, нарушение пропорций по экономической классификации. Существуют проблемы и в сфере анализа. Финансовыми органами проводится анализ только по отдельным статьям расходов (например, ежегодно проводится анализ питания учащихся и детей дошкольного возраста). По многим статьям анализ не проводится, что приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аналитические доклады «О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» http://www.minfin.gov.by/
2 Административное право
3 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Н.Б. Антонова. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.
4 Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник /А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.
5 Бюджет столичного города / В.А. Бобков, А.И. Лученок, О.Л. Шулейко [и др.]. - Минск: МНИИСЭПП, 2003. - 294 с.
6 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 23.07.2008 №2/1509.
7 Ефимова,С.Б. Оптимизация расходной
бюджетной политики
8 Заяц, А., Шарак, Т. Паспорт бюджетной программы - путь к повышению эффективности государственных расходов / А. Заяц, Т. Шарак / Финансы. Учет. Аудит. - 2007. № 11. с. 3-13.
9 Конституция Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. №2875-XII / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 04.01.1999 №1/0.
10 Об утверждении Инструкции о порядке планирования расходов на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета: Постановление Министерства культуры Республики Беларусь
11 Курс экономики: Учебник / Б.А. Райзберг [и др.]; под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 720 с.
12 Национальная стратегия
13 Национальная экономика
14 Об утверждении Положения о порядке исчисления норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 сентября 2000 г. № 40/101, Министерства финансов Республики Беларусь от 29 сентября 2000 г. № 40/101 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 23.10.2000 №8/4305.
15 Райзберг, Б.А. Экономика и финансы: учебник / Б.А. Райзберг. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 462 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1 – Удельный вес расходов консолидированного бюджета на отрасли социальной сферы в общей сумме расходов консолидированного бюджета за 2013 и 2014 гг., % (без учета средств Фонда социальной защиты населения)
Показатель |
Год | |
2013 |
9 месяцев 2014 | |
Расходы консолидированного бюджета, всего |
100,0 |
100,0 |
Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу, в т.ч. |
49,6 |
50,7 |
- на здравоохранение |
13,1 |
13,5 |
- на образование |
17,0 |
17,2 |
- на социальную политику |
8,3 |
8,4 |
- на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации |
11,2 |
11,6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2 – Соотношение расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную сферу и ВВП в 2013 и 2014 гг., млрд рублей
Показатель |
Год | ||||
2013 |
2014 | ||||
Млр.р |
В % ВВП |
Млр.р |
В % ВВП | ||
Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу в т.ч
| |||||
|
17388,7 |
3,8 |
20035,1 |
3,7 | |
- на образование |
22543,9 |
5,0 |
25520,1 |
4,7 | |
- на социальную политику |
11006,4 |
2,4 |
12465,3 |
2,3 | |
- на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации |
4154,8 |
0,9 |
4715,5 |
0,9 |