Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа
Социально ориентированное государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.
Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой………………5
1.1Понятие управления социальной сферой,его принципы, виды……....5
1.2 Организация управления социальной сферой в РБ…........................11
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как
важнейший объект управления экономикой…………………………….18
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную
сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22
3 Совершенствование управления расходами на
социальную сферу в современных условиях…………………………….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………....36
Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач:
- удовлетворение основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;
- нормативное обеспечение
- обеспечение государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;
- оказание необходимой
Планирование, в отличие от прогнозирования, предполагает расчет реальных плановых показателей развития социальной сферы на достаточно обозримый период (год, квартал, месяц). Планирование осуществляется как на республиканском и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Одним из основных источников финансирования социальной сферы являются бюджетные средства и основным объектом планирования в социальной сфере является планирование расходов бюджета на социальную сферу.
Экономическое программирование является одним из вариантов бюджетного финансирования социальной сферы, а также планирования расходов бюджета на социальную сферу. Посредством реализации социальных программ решаются отдельные проблемы в социальной сфере, как на республиканском, так и на региональном уровнях.
При принятии управленческих решений в социальной сфере, особенно при распределении средств государственного бюджета, проводится социально-экономический анализ, который позволяет рассчитать эффект от принятия решения и определить наиболее эффективный вариант распределения бюджетных средств, а также изыскать дополнительно внебюджетные источники финансирования социальной сферы.
Кроме того, проводится и последующий анализ использования бюджетных средств учреждениями отраслей социальной сферы, а также анализируется эффект от проведения социальной политики.
Учет ведется как управляющей стороной, так и управляемой. Так, учреждения отраслей социальной сферы ведут учет на уровне отдельных субъектов хозяйствования, органы управления социальной сферой ведут учет на уровне отдельных территориальных единиц либо ведомств, а также на общереспубликанском уровне. Кроме того, организации учета способствует система государственной статистики.
Поскольку основным источником финансирования социальной сферы в Республике Беларусь является государственный бюджет, важнейшим направлением контроля является соблюдение бюджетного законодательства.
Основным документом, регламентирующим контрольную деятельность в Республике Беларусь, в настоящее время является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В соответствии с этим указом контрольные функции в области соблюдения бюджетного законодательства возложены на Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы, а также на органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь .
Меры ответственности применяются к нарушителю бюджетного законодательства при выявлении таких нарушений, как:
- незаконное получение средств из бюджета;
- нецелевое использование
- использование средств бюджета с нарушением законодательства;
-предоставление бюджетных
- невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
-неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
-неперечисление процентов (платы)
за пользование бюджетными
- нарушение условий договора
поставки с использованием
За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:
- приостановление либо
ограничение финансирования
- взыскание бюджетных средств;
- приостановление расчетов по банковским счетам;
- начисление и взыскание пени [6].
Таким образом, управление социальной сферой в Республике Беларусь основано на общих принципах управления социальной сферой. Отдельные виды управления социальной сферой в Республике Беларусь имеют особенности, связанные с построением системы государственного управления, нормативно-правовой базой и т.д.
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой
Несмотря на то, что продукт, производимый в социальной сфере, в большинстве случаев не имеет материально-вещественной формы, его создание требует затрат, в том числе и материальных. Соответственно, возникает необходимость в существовании источников финансирования этих затрат. Доступность и цена финансовых ресурсов оказывают значительное воздействие на функционирование каждой из сфер экономики, в том числе на функционирование социальной сферы, а также на деятельность каждого хозяйствующего субъекта в отдельности. Однако такое воздействие может носить неоднозначный характер. Так, например, предоставление хозяйствующим субъектам бюджетных средств на безвозмездной основе либо под пониженный по сравнению с среднерыночным процент может способствовать как развитию этого субъекта либо отрасли в целом, так и снижению мотивации к эффективной деятельности и привлечению внебюджетных средств. Особенно степень такого воздействия усиливается, если речь идет о безвозвратном предоставлении бюджетных средств.
Таким образом, финансирование является одним из важнейших регуляторов функционирования и развития всех сфер экономики, в том числе и социальной сферы. Поскольку социальная сфера удовлетворяет общественный интерес, реализует конституционно гарантированные права, то наибольшее значение в регулировании ее функционирования и развития имеет бюджетное финансирование. Преимущества бюджетного финансирования заключаются в том, что у государства есть возможность регулировать объемы и направления расходов, ориентируясь на текущее состояние той или иной проблемы. Приоритетность каждой из них может быть представлена через соотношение бюджетных средств, направляемых государством на решение проблем. Одним из важнейших показателей, отражающих значимость социальной сферы республики среди всех отраслей народного хозяйства, является удельный вес расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов консолидированного бюджета (таблица 1).
Таблица 1 – Удельный вес расходов консолидированного бюджета на отрасли социальной сферы в общей сумме расходов консолидированного бюджета за 2013 и 2014 гг., % (без учета средств Фонда социальной защиты населения)
Показатель |
Год | |
2013 |
9 месяцев 2014 | |
Расходы консолидированного бюджета, всего |
100,0 |
100,0 |
Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу, в т.ч. |
49,6 |
50,7 |
- на здравоохранение |
13,1 |
13,5 |
- на образование |
17,0 |
17,2 |
- на социальную политику |
8,3 |
8,4 |
- на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации |
11,2 |
11,6 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [1].
Следует, однако, отметить, что произошло повышение этого показателя. Так, если в 2013 г. расходы консолидированного бюджета на социальную сферу составляли 49,6 % от всего объема расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, то за 9 месяцев 2014 г. 50,7 %.
В настоящее время доля расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов консолидированного бюджета остается значительной, поэтому расходы бюджета на социальную сферу являются одним из важнейших объектов государственного управления экономикой.
Достаточно высок и показатель отношения расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную сферу к ВВП (таблица 2).
Таблица 2 – Соотношение расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную сферу и ВВП в 2013 и 2014 гг., млрд рублей
Показатель |
Год | |||||||
2013 |
2014 | |||||||
Млр.р |
В % ВВП |
Млр.р |
В % ВВП | |||||
Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу в т.ч
| ||||||||
|
17388,7 |
3,8 |
20035,1 |
3,7 | ||||
- на образование |
22543,9 |
5,0 |
25520,1 |
4,7 | ||||
- на социальную политику |
11006,4 |
2,4 |
12465,3 |
2,3 | ||||
- на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации |
4154,8 |
0,9 |
4715,5 |
0,9 | ||||
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [1] .
В условиях ограниченности финансовых ресурсов государства должна получить определенное развитие практика использования внебюджетных источников финансирования учреждений социальной сферы. Однако в настоящее время основная часть финансирования социальной сферы ложится на государственный бюджет. Поэтому к бюджетной системе, методам бюджетного планирования и финансирования предъявляются повышенные требования. Важно решить вопрос о том, какие звенья бюджетной системы более всего к этому приспособлены и будут способствовать получению необходимого экономического и социального эффекта.
Эффективность использования бюджетных средств в значительной степени зависит от того, по какому каналу бюджетной системы они доводятся до потребителей. Решение этого вопроса зависит от ряда факторов, в числе которых виды услуг, оказываемых населению за счет этих средств, роль отдельных территориальных органов власти в экономическом и социальном развитии общества. В настоящее время за счет бюджетных средств население в значительной степени обеспечивается услугами учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, социального обеспечения на бесплатной либо льготной основе. Эти средства поступают населению по каналам республиканского и местных бюджетов. Из общего объема бюджетных ресурсов, направляемых государством на социальную сферу, большая часть проходит через местные бюджеты. Это оправдано и с социальной, и с экономической точек зрения.
Так, при преимущественном финансировании указанных расходов через местные бюджеты повышается ответственность местных администраций за результаты деятельности подчиненных им территориально учреждений социальной сферы, повышается эффективность контроля за уровнем и качеством оказываемых населению социальных услуг, за использованием средств, выделяемых государством на эти цели.
Однако г. Минск является столицей Республики Беларусь, и часть учреждений социальной сферы, расположенных на территории города, имеет общереспубликанское значение. В связи с этим частичное финансирование социальной сферы г. Минска за счет республиканского бюджета должно сохраняться. В настоящее время финансирование социальной сферы в Республике Беларусь происходит по каналам республиканского и местных бюджетов.
Таким образом, финансирование является одним из основных регуляторов развития сфер экономики. В Республике Беларусь социальная сфера финансируется в основном из государственного бюджета. Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов бюджета имеют достаточно большой удельный вес (около трети всех расходов), однако в последние годы происходит некоторое снижение этого показателя. Бюджетные средства распределяются в основном по каналам местных бюджетов. Особенно это характерно для таких отраслей социальной сферы, как образование и здравоохранение.