Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Социально ориентированное государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой………………5
1.1Понятие управления социальной сферой,его принципы, виды……....5
1.2 Организация управления социальной сферой в РБ…........................11
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как
важнейший объект управления экономикой…………………………….18
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную
сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22
3 Совершенствование управления расходами на
социальную сферу в современных условиях…………………………….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………....36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СоцСфера.docx

— 85.84 Кб (Скачать файл)

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений.

Экономические методы управления воздействуют на интересы объектов управления косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует.

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение, прямое финансирование, финансовую поддержку; косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование [2, с.56]. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга. Форма управления - это внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами управления для реализации поставленных перед ними задач [2, с.520]. Формы управления социальной сферой основаны на применении правовых, финансовых и организационно-управленческих регуляторов. Правовое регулирование обеспечивается системой законодательных актов и программных документов, ограничивающих развитие рыночных отношений определенными правилами. Финансовое регулирование социальной сферы осуществляется посредством применения прямых, косвенных и смешанных методов (налогообложение, финансирование, финансовая поддержка). Организационно-управленческое регулирование присутствует в виде создания организационных структур управления, решения организационных вопросов, принятия управленческих решений. Кроме форм и методов управления социальной сферой существуют различные его виды, характеризующие содержание управляющего воздействия и прокладывающие связь между целями управления и способами их достижения. Виды управления можно рассматривать как отдельные этапы, части, составляющие в целом процесс управления.

Основными видами управления социальной сферой являются:

- организация управления;

- социально-экономический анализ;

- прогнозирование;

- планирование;

- экономическое программирование;

- учет;

- контроль;

- реализация мер ответственности [15, с.405-407].

Сущность организации управления состоит в упорядочении и согласовании действий исполнителей, участвующих в управлении, в установлении взаимосвязей и взаимодействия между ними.

Социально-экономический анализ представляет изучение, исследование социально-экономических процессов, выявление возникающих в социальной сфере проблем, установление складывающихся устойчивых тенденций. Социально-экономический анализ должен предшествовать принятию управленческих решений и осуществлению управленческого воздействия, служить его обоснованием, способствовать выбору наилучшего метода управления [15, с.405].

Прогнозирование – научное предвидение хода будущих событий, построение образа, модели социально-экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование необходимо в качестве одной из начальных стадий управления для оценки последствий управляющего воздействия [15, с.405].

Специфика социальной сферы обусловливает некоторые методологические особенности ее прогнозирования. Выделим следующие:

-ярко выраженная социальная направленность, так как прогнозирование  теснейшим образом связано с  населением страны. При этом социальные  процессы носят вероятностный характер;

-социальные последствия развития имеют длительный характер, поэтому  прогноз должен разрабатываться  на продолжительный период;

-социальный эффект и качество работы не поддаются количественному измерению, что определяет использование косвенных показателей количественной оценки обеспечения населения услугами;

-ограниченная возможность взаимодополняемости  и взаимозаменяемости услуг предусматривает необходимость прогнозирования  комплекса социально-культурных отраслей в целом.

Планирование – одна из важнейших функций и составных частей управления социальной сферой. Планирование представляет построение плана, определяющего способ и содержание будущих действий, сроки и этапы их осуществления, последовательность шагов, ведущих к намеченной цели, достигаемые результаты. План содержит набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате выполнения этого плана, то есть включает целеполагание [15, с.406].

Экономическое программирование представляет разработку и принятие экономических и социальных программ [15, с.406].

Учет позволяет документально фиксировать состояние объекта управления, располагаемых экономических ресурсов, материальных ценностей, денежных средств. В управлении социальной сферой большое значение имеют как бухгалтерский учет на уровне отдельных субъектов хозяйствования, так и общегосударственная система учета в виде государственной статистики [15, с.408].

Контроль воплощает обратную связь в контуре управления. Вместе с учетом он информирует субъекта управления о поведении объекта управления и служит средством дисциплинирующего воздействия со стороны органов управления на исполнителей управленческих решений. Контроль особенно важен в тех случаях, когда организация управления не обеспечивает выполнение принятых решений вследствие низкой исполнительской дисциплины.

В управлении расходами бюджета на социальную сферу особое значение имеет финансовый контроль.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Таким образом, Республика Беларусь является государством с социально ориентированной моделью рыночной экономики, имеет социальную направленность, что нашло отражение в важнейших государственных документах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Организация управления  социальной сферой в Республике  Беларусь 

  Управление социальной сферой в Республике Беларусь основано на общих принципах управления социальной сферой. Управление социальной сферой по его видам в Республике Беларусь организовано следующим образом.

  1. Организация управления.

В развитии и регулировании социальной сферы участвуют практически все органы государственного управления на всех уровнях управленческой иерархии. Вместе с тем в системе органов государственного управления Республики Беларусь созданы органы управления социальной сферой.

Основными объектами и направлениями государственного управления социальной сферой являются:

- население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;

- доходы, уровень и качество  жизни населения;

- социальная защита населения, социальное страхование и др.;

- развитие отраслей социальной сферы [15, с.405-407].

К отраслевым органам управления социальной сферой относятся: Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство спорта и туризма. Правовой основой управления здравоохранением являются Конституция Республики Беларусь и Законы Республики Беларусь «О здравоохранении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Основным звеном в системе управления здравоохранением в Республике Беларусь является Министерство здравоохранения, его важнейшие функции:

- стратегическое планирование  профилактики заболеваний и медико-санитарной помощи различным контингентам населения;

-подготовка и реализация конкретных программ в области здравоохранения, социального обеспечения и массовой  физической культуры;

- установление единых для всей  страны санитарно-гигиенических норм, стандартов оказания медицинской помощи и обеспечение контроля за их соблюдением;

-координация деятельности министерств  и ведомств в части обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, реализация комплексных  оздоровительных программ и др. [3, с.741].

В условиях формирования рыночной социально ориентированной модели экономики Министерство здравоохранения обеспечивает сохранение основных позиций государственной системы здравоохранения при постепенном внедрении рыночных механизмов, способствует формированию конкурентной среды среди медицинских учреждений независимо от форм собственности. На уровне местных органов управления решаются вопросы, связанные с функционированием учреждений здравоохранения и их развитием. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность сферы образования в Республике Беларусь, являются: Конституция Республики Беларусь; Законы «Об образовании в Республике Беларусь», «О языках», «О правах ребенка».

Центральным звеном в управлении образованием является Министерство образования Республики Беларусь, обеспечивающее решение следующих задач:

-разработка и реализация государственной политики в области образования, воспитания и подготовки специалистов, проведение государственного контроля в сфере образования;

-утверждение типовых учебных  планов и требований к общеобразовательной  и профессиональной подготовке;

-создание, реорганизация и ликвидация  учебных заведений и учреждений  образования республиканского подчинения, регистрация их статуса;

-осуществление учебно-методического  руководства и координации деятельности  всех учебных заведений и учреждений  образования на территории республики [3, с.752].

Министерство образования взаимодействует со многими государственными и негосударственными структурами по вопросам разработки различных образовательных проектов и программ, определения финансирования и развития приоритетных направлений в образовании, международного сотрудничества. Местные органы управления обеспечивают развитие образования с учетом особенностей регионов, перспектив их социально-экономического развития; определяют объем и структуру подготовки трудовых кадров. Правовой основой функционирования сферы культуры является Закон Республики Беларусь «О культуре». Министерство культуры Республики Беларусь является центральным органом управления, который осуществляет координацию деятельности предприятий, организаций и учреждений культуры, поддерживает деятельность творческих союзов и других общественных объединений.

Главными задачами Министерства являются:

- участие в формировании и  реализации государственной политики  в сфере культуры, искусства, кинематографии;

- разработка государственных программ  и обеспечение государственных гарантий развития культуры и искусства, организация исполнения актов законодательства по вопросам культуры;

-сохранение национального культурного наследия, развитие и координация  сотрудничества с зарубежными  странами в сфере культуры;

-выявление научно обоснованных  направлений экономического и  производственно-технического развития  отрасли, оптимальной политики инвестиций  и др. [3, с.762].

На уровне областей, районов, городов в составе органов исполнительной власти создаются соответствующие управления, которые осуществляют регулирование деятельности учреждений культуры.

  1. Прогнозирование.

В управлении социальной сферой используются как общеэкономические прогнозы, так и специальные прогнозные показатели, характеризующие развитие социальной сферы в будущем. В частности, основные цели и направления развития социальной сферы определены Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года. Конкретизированные цели и направления развития социальной сферы, а также значения прогнозных показателей приводятся в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь.

В основу перспективных расчетов закладываются научно-обоснованные социально-экономические нормы и нормативы, которые являются критериями для оценки текущего и прогнозируемого уровня обеспеченности населения важнейшими видами социальных услуг. В современных условиях это выражается в расширении функционирования государственных социальных стандартов по обслуживанию населения.

Государственные минимальные социальные стандарты - это система стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных в общедоступных услуг, социальных пособий и выплат .

Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999 г.). Данный закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Информация о работе Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях