Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Социально ориентированное государство-это государство, которое проводит политику перераспределения национального дохода на принципах социальной справедливости. Именно концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Республики Беларусь. Ее цель - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основании рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой………………5
1.1Понятие управления социальной сферой,его принципы, виды……....5
1.2 Организация управления социальной сферой в РБ…........................11
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как
важнейший объект управления экономикой…………………………….18
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную
сферу (на примере бюджета г. Минска)……………………………………22
3 Совершенствование управления расходами на
социальную сферу в современных условиях…………………………….31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………....36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СоцСфера.docx

— 85.84 Кб (Скачать файл)

Финансирование отраслей социальной сферы также может осуществляться путем направления бюджетных средств на целевые программы. Большинство городских программ разработаны на основании государственных социальных программ по решению проблем повышения уровня и качества жизни населения, улучшения условий труда, развития здравоохранения, образования, других отраслей социальной сферы.

С целью систематизации работы над всеми бюджетными программами, проектами бюджетных программ, разработаны форма паспорта бюджетной программы и механизм использования программ в бюджетном процессе. В этой связи по предложению Министерства финансов Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 24 мая 2007 г. № 668, а Министерством финансов разработано Постановление «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы паспорта бюджетной программы и иных вопросах, связанных с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668». В соответствии с указанным постановлением Совета Министров паспорт бюджетной программы состоит  из четырех разделов.

Включение в паспорт информации о реализации программы в очередном финансовом (бюджетном) году и следующие за ним два года создает основу для перехода на среднесрочное бюджетное планирование, обеспечивает большую прозрачность и ясность при планировании бюджетных расходов.

Учитывая, что количество программ с каждым годом растет, и удовлетворить потребность в их финансировании в полной мере не представляется возможным, Министерству финансов и местным финансовым органам (в частности, Мингорисполкому) необходимо проводить их отбор с целью выявления наиболее эффективных, нацеленных на конкретный результат. Отбор предполагается осуществлять на основании информации, представленной в паспорте. Особое внимание следует уделять расчетам и обоснованиям потребности в средствах на реализацию программы, данным о планируемых результатах реализации задач и показателям оценки экономической эффективности и качества выполняемых мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для отраслей социальной сферы г. Минска характерен одинаковый порядок финансирования расходов – через органы Государственного казначейства на основании составленных смет. Финансирование отраслей социальной сферы может осуществляться также путем направления бюджетных средств на целевые программы.

Для повышения эффективности управления доходами и расходами бюджета г. Минска, в частности, расходами бюджета на социальную сферу, был создан специальный программный продукт – Комплекс бюджетных задач.

Продукт состоит из ряда модулей, имеющих специфические функции и права доступа к различным ресурсам.

В частности, в состав программного продукта входят следующие функциональные элементы:

- Комплекс задач «Расчет  ассигнований и составление проекта бюджета по непроизводственной сфере»;

-Комплекс задач «Учет  изменений и составление уточненной  росписи доходов и расходов  республиканского бюджета»;

- Комплекс задач «Исполнение  республиканского и местных бюджетов  по расходам» и др.

Указанные комплексы позволяют автоматизировать практически все этапы управления расходами бюджета г. Минска в целом и расходами бюджета на социальную сферу в частности.

Таким образом, использование специализированного программного продукта во многом упрощает процесс управления расходами бюджета, в частности, расходами бюджета на социальную сферу, и позволяет сократить штат финансовых органов, получить при этом положительный экономический эффект в виде сокращения расходов на содержание аппарата управления. Кроме того, использование Комплекса бюджетных задач позволяет сократить время обработки информации, увеличивает ее наглядность и, следовательно, позволяет повысить эффективность управления расходами бюджета на социальную сферу.

В ходе проведения анализа расходов бюджета г. Минска на социальную сферу выявляется, насколько эффективно были израсходованы бюджетные средства, каких результатов удалось добиться при использовании бюджетных средств на те цели, на которые они были фактически направлены. Кроме того, в ходе такого анализа выявляются недостатки планирования и финансирования отдельных расходов и предлагаются пути их устранения и повышения, таким образом, эффективности использования бюджетных средств. Для осуществления контроля за эффективным использованием средств бюджета г. Минска в 2006 г. был создан отдел анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств.

Основными задачами отдела анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств являются:

- внесение предложений по эффективному  использованию и расходованию бюджетных средств и координация деятельности финансовых отделов администраций районов г. Минска в этой сфере;

- осуществление совместно  с налоговыми и иными контролирующими  органами контроля за соблюдением  физическими и юридическими лицами  законодательства Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений, за выполнением ими финансовых обязательств перед государством;

-контроль за целевым, законным и эффективным расходованием  средств бюджета г. Минска, государственных  целевых бюджетных фондов;

-предупреждение, выявление  и пресечение нарушений бюджетного  законодательства и внесение  предложений по применению мер  принуждения.

Основными видами управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу являются: бюджетное планирование, бюджетное финансирование, анализ расходов бюджета на социальную сферу, контроль за эффективным использованием бюджетных средств с применением мер ответственности в случае выявления нарушений.

Все они совершенствуются, претерпевают изменения с целью повышения эффективности использования бюджетных средств. Так, например, разрабатываются новые методики планирования расходов и совершенствуются существующие. В частности, положительным изменением было введение дифференцированного по регионам норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение. В части внедрения и совершенствования программно-целевого метода финансирования была разработана форма паспорта бюджетной программы. Для осуществления контроля за эффективным использованием средств бюджета г. Минска был создан отдел анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств. Совершенствуется и программный продукт, способствующий эффективному управлению расходами бюджета на социальную сферу – Комплекс бюджетных задач. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Совершенствование управления  расходами на социальную сферу  в 

современных условиях   

 

Несмотря на то, что в Республике Беларусь постоянно совершенствуется управление расходами бюджета на социальную сферу, на сегодняшний день все же имеется ряд серьезных проблем, требующих решения. В частности, ныне действующая методика планирования расходов бюджета на социальную сферу имеет некоторые недостатки.

Существование социальной сферы обусловлено необходимостью удовлетворять общественные потребности, то есть потребности всего общества в целом. Однако при этом возможно предоставление услуг отдельным членам общества. Именно поэтому объем деятельности социальной сферы определяется количеством людей, которым такие услуги могут и должны быть предоставлены. На практике это означает, что объемы финансирования учреждений социальной сферы должны зависеть от количества людей, получающих услуги таких учреждений (количества учащихся, количества больных и т. д.).

В здравоохранении указанный фактор используется при определении общей суммы расходов бюджета каждого региона и республики в целом. Ежегодно утверждается такой показатель, как норматив бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Однако при определении суммы расходов бюджета на отдельное учреждение здравоохранения в основном используются показатели сложившегося за предыдущие периоды уровня расходов по отдельным статьям, а не нормы и нормативы, утверждаемые отраслевым министерством. Причиной является отсутствие соответствующих норм и нормативов. Такой метод планирования расходов приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств и увеличению расходов бюджета на социальную сферу.

В других отраслях социальной сферы наблюдается аналогичная ситуация с тем лишь отличием, что при планировании общей суммы расходов также отсутствуют нормативы бюджетной обеспеченности.

Таким образом, в настоящее время основным методом распределения средств между бюджетными учреждениями является сметный метод. Необходимые финансовые ресурсы выделяются бюджетным организациям на основе смет расходов. При этом нет прямой взаимосвязи между размерами выделяемых ассигнований и результатами деятельности организаций. Поэтому данный метод не стимулирует эффективное расходование бюджетных средств. Внедрение программно-целевого метода способствует разрешению сложившейся ситуации, однако этого не достаточно для максимальной оптимизации расходов бюджета на социальную сферу. В связи с этим требует серьезного совершенствования система планирования расходов на отдельные учреждения социальной сферы.

Ныне действующая методика планирования расходов бюджета на социальную сферу, в том числе на содержание учреждений образования, не совершенна и требует коренных преобразований.

В процессе финансирования учреждений социальной сферы также возникает ряд проблем. Развитие рыночных отношений в социальной сфере, а также некоторое сокращение в последние годы бюджетного финансирования расходов на услуги, оказываемые социально-культурными учреждениями, усиливает значение внебюджетных (альтернативных) источников в финансировании отраслей этой сферы. Социальные услуги не должны оставаться полностью бесплатными. Однако развитие сети социально-культурных объектов, основанных на негосударственной форме собственности, требует учета ряда проблем.

В частности, необходимо иметь в виду, что часть населения не имеет возможности в силу низкого уровня доходов обращаться за услугами в частный сектор. В то же время высокообеспеченные слои населения будут пользоваться лучшей медицинской помощью и образованием. Преимущественное развитие услуг населению на платной основе может привести к нежелательным социально-экономическим последствиям, выражающимся в том, что размеры их потребления между отдельными группами населения с различным уровнем доходов будут существенно различаться.

Ряд проблем имеется и в отрасли здравоохранения. Поскольку наряду с государственными учреждениями платные услуги оказывают и коммерческие организации, встает вопрос о разработке системы ответственности перед пациентом. Приобретение страховки, плата за услуги должны гарантировать получение услуги определенного стандарта качества. При невыполнении стандарта должны наступать юридическая и финансовая ответственность виновника. В настоящее время эта процедура не отработана.

Существует также проблема разграничения рабочего времени медицинского персонала на оказание платных и бесплатных услуг. Такая проблема связана с тем, что медицинский работник за одно и то же отработанное время будет получать оплату из двух источников. Самым простым способом решения проблемы является организация специального подразделения путем выделения отдельного помещения с закрепленным оборудованием, штатами, приборами, определяющими расход электроэнергии, воды и т. д. Однако это возможно не везде, поскольку нет помещений, нет дублирующего оборудования, нет достаточного спроса на платные услуги и т. д.

Другим вариантом является оказание платных услуг в определенные часы вне основного рабочего времени. В ряде случаев это возможно (например, стоматологические услуги), но чаще всего этого сделать не удается.

Во-первых, одно из главных оснований для оказания платных услуг - оказание медицинской помощи вне очереди, т.е. желательно сразу по обращению. Значимость платной услуги для пациента пропадает, если он может получить ее бесплатно не дожидаясь времени, отведенного для оказания платных услуг.

Во-вторых, существует также оказание одновременно с бесплатными услугами услуг, частично оплачиваемых пациентом: повышенная сервисность, дополнительное питание и т.д.

В-третьих, оказание платных услуг во внерабочее время, которое обычно связывается с вечерним временем, может оказаться неудобным для населения. Поэтому платные услуги оказываются и в основное рабочее время. При этом присутствует двойная оплата медицинского персонала. Кроме того, при такой системе происходит ухудшение возможности оказания помощи по видам, финансируемым из бюджета.

Кроме того, во многих государственных учреждениях, оказывающих платные услуги, отсутствует четко сформулированная и представленная в удобном для пользователей виде информация.

Аналогичные проблемы присутствуют и в других отраслях социальной сферы. В сфере анализа также имеется ряд проблем. Финансовыми органами проводится анализ только по отдельным статьям расходов (например, ежегодно проводится анализ питания учащихся и детей дошкольного возраста). По многим статьям анализ не проводится, что приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств. В сфере контроля главная проблема заключается в том, что выявленный вред возмещается не полностью.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что все виды управления расходами на социальную сферу сопряжены с определенными проблемами, требующими решения. Основными проблемами являются несовершенство методики планирования расходов бюджета на учреждения социальной сферы, а также проблемы, связанные с привлечением внебюджетных источников. 

Информация о работе Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях