Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:25, курсовая работа
Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью 5
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 5
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью 12
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 15
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО "РусНефтеКом" 20
2.1. Общая характеристика ООО "РусНефтеКом" 20
2.2. Анализ финансового состояния ООО "РусНефтеКом" 25
2.3. Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ООО "РусНефтеКом " 34
Заключение 42
Список литературы 45
Приложение
По возможности осуществления контроля выделяют контролируемую и неконтролируемую дебиторскую задолженность. Контролируемой считается дебиторская задолженность в том случае, если имеется заинтересованное аффилированное лицо, которому должна организация или которое должно организации. Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.
1.2 Содержание, цель и
задачи политики управления
Согласно статистике,
20-25% всех активов типичного
Иными словами, дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.
Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой ликвидности фирмы, так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.
Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.
При проведении в жизнь политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.
Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.
Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются.
Переменные второй группы также могут повлиять на объем продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.
Таким образом, политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В целях эффективного управления пой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности (Приложение 2):
- контроль за образованием
и состоянием дебиторской
- определение политики
предоставления кредита и
- анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);
- контроль расчетов
с дебиторами по отсроченным
и просроченным задолженностям (на
основе реестра старения
- прогноз поступлений
денежных средств от дебиторов
(на основе коэффициентов
- определение приемов
ускорения востребования
1.3 Роль и задачи анализа
в процессе управления
Как показывает практика,
значительный удельный вес дебиторской
задолженности в составе
На величину дебиторской задолженности предприятия влияют:
- общий объем продаж
и доля в нем реализации
на условиях последующей
- условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;
- политика взыскания
дебиторской задолженности.
- платежная дисциплина
покупателей. Объективной
- состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;
- качество анализа
дебиторской задолженности и
последовательность в
Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.
Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.
Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
Объект анализа - краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы.
При проведении анализа
дебиторской задолженности
Решение поставленных задач возможно при использовании системного подхода к анализу дебиторской задолженности, реализация которого представлена в виде схемы в Приложении 3.
Блоки 1 и 2 системы комплексного
анализа дебиторской
На основании информации, полученной от блоков 9 и 10, проводится анализ влияния изменений дебиторской задолженности на финансовое состояние коммерческой организации (блок 11). Результаты оперативного анализа, анализа эффективности использования дебиторской задолженности, а также анализа влияния изменений дебиторской задолженности на финансовое состояние используются для корректировки кредитной, маркетинговой и финансовой политики организации (обратная связь 11, 10, 9 и 1).
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО " РусНефтеКом "
2.1 Общая характеристика ООО " РусНефтеКом "
Общество с ограниченной ответственностью " РусНефтеКом ", сокращенное название ООО " РусНефтеКом ", является предприятием с начальным уставным фондом 10 000 рублей. Юридический адрес предприятия: г. Пермь, ул. Аркадия Гайдара 8 "б", офис 705.
ООО " РусНефтеКом " осуществляет оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами и имеет обширную сбытовую сеть, составляющую 86 клиентов.
В распоряжении организации имеются одно складское помещение, и комплекс прилегающих к нему офисных помещений, штат менеджеров, 3 единицы автотранспорта.