Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:33, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ факторных влияний на прибыль, анализ
показателей оценки прибыли и выделение рекомендаций по увеличению прибыли.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Определение сущности и содержания прибыли;
2. Изучение путей и инструментов управления прибылью предприятия
3. Выявление классификации факторов, влияющих на формирование прибыли;
4. Анализ показателей оценки прибыли;
5. Классификация видов планирования прибыли;
Введение 3
Глава 1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления 6
1.1 Сущность и содержание прибыли 6
1.2 Пути и инструменты управления прибылью предприятия 14
Глава 2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия
и экономические показатели ее оценки. 34
2.1 Анализ формирования прибыли 34
2.2 Показатели оценки прибыли предприятия 46
2.3 Планирование прибыли 54
Глава 3. Управление прибылью на примере предприятия ООО «Впрок» 65
3.1 Общая характеристика предприятия и его финансово-хозяйственной
деятельности……………………………………………………………………65
3.2 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ООО «Впрок» 70
3.3 Рекомендации по увеличению прибыли предприятия 85
Заключение 91
Библиографический список используемой литературы 94
Рi — изменение прибыли за счет i-го фактора.
?Р = 4700 + 1575 + 585,9 – 3000 + 1116 – 76,9 = 4900 тыс руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 4900 тыс
руб., что соответствует сумме факторных влияний.
Таким образом,
на данном предприятии
рами, повлиявшими на величину прибыли, являются:
. увеличение объема продукции на 1575 тыс py6.;
. структурные сдвиги в
составе продукции дали
тыс руб. Это увеличение прибыли вследствие деления предприятием ООО
«Впрок» всех продаваемых им товаров на группы (см. Приложение 12). Это
деление показывает за счет каких групп товаров предприятие получает
основную долю прибыли, а какой товар выполняет роль лишь привлечения
покупателей. В зависимости от этого идет распределение этих товаров по:
расположению на витрине, ассортименту, позиции по введению новинок.
. изменение себестоимости за счет структурных сдвигов на
1116 тыс руб.
. изменение отпускных
цен на реализованную
прибыли на 4700 тыс руб. Такое резкое увеличение данного показателя
объясняется тем, что ООО «Впрок» открыл еще два магазина розничной
торговли, что резко увеличило товарооборот.
. Нельзя не обойти такой фактор, как инфляция. Именно ее влияние на
изменение отпускных
цен, наиболее сложно
что уровень закупочных цен в течение года постепенно повышался, и в
результате в среднем цены повысились в магазинах розничной торговли ООО
«Впрок» на 20 – 25%.
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от
реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:
|Фактор |Абсолютная величина, |Удельный вес, % |
| |тыс. руб. | |
|?Р1 |4700 |42,5 |
|?Р2 |1575 |14,2 |
|?Р3 |585,9 |5,3 |
|?Р4 |3000 |27,1 |
|?Р5 |1116 |10,1 |
|?Р6 |76,9 |0,8 |
|?Р7 |0 |0 |
|Абсолютная сумма |11053,8 |100 |
|отклонений | | |
Данные таблицы 14 демонстрируют, что на прибыль от реализации
товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно
— изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции. Также немало
важное влияние оказывают: изменений в объёме товаров объема товаров в
оценке по плановой (базисной) себестоимости и от снижения себестоимости
товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров. Влияние же других
факторов не столь заметно — менее 10%.
Качественный
анализ факторов позволяет
прибыль от реализации товарной продукции на предприятии ООО «Впрок»
возрастает, в основном, за счет фактора изменения отпускных цен, причиной
которого является увеличение сети магазинов и выручки от реализации, а
также инфляции. Это ставит предприятие в зависимость от поставщиков
товаров, влияния инфляционных процессов в стране. Такие же факторы, как
влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре
прибыли оказывают незначительное влияние. Это лишний раз подтверждает тот
факт, что финансовое состояние предприятия является устойчивым. Но
необходимо увеличивать влияние факторов, которые увеличивают прибыль за
счет структурных сдвигов в составе продукции. Анализ влияния факторов
прибыли усложняется тем, что цены на ряд услуг регулируется Правительством
РТ и РФ и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями
себестоимости, так как
предприятие приобретает
которые диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие
попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по
сути фиксированные), а
“внизу” — необходимость
по нерегулируемым ценам.
После выявления факторов прибыли необходимо провести анализ показателей
оценки прибыли предприятия. Среди множества показателей оценки прибыли
следует выделить основной из них – рентабельность. Показатели
рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом,
доходность различных направлений деятельности, доходность капитала,
окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют
окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает
соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют
для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной
политике и ценообразовании.
Рассмотрим основные
показатели рентабельности
1)Рентабельность продаж. Наиболее распространенным показателем
рентабельности предприятий является отношение прибыли к товарообороту
(выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в
товарообороте.
Расчет показателей
|Показатель
|
|Выручка (нетто) от
|Себестоимость реализации товаров |12000 |18000 |
|Коммерческие расходы
|Прибыль от реализации
|Проценты к уплате
|Результат от прочей реализации |1100 |1500 |
|Балансовая прибыль отчетного периода |5300 |9900 |
|Рентабельность продаж (%) |31,3 |35,3 |
|- по прибыли от реализации товаров | | |
|- по балансовой прибыли
Заметим, что, как видно из таблицы, в 2002 году, по сравнению с 2001
годом, разность между рентабельностью по прибыли от реализации и
рентабельностью по балансовой прибыли увеличилась с 1,8 до 2,2. Это связано
с резким увеличением выручки от реализации (на 11600 тыс руб), а также
резким ростом прибыли от реализации (на 4900 тыс руб) более быстрыми
темпами, чем выручка от реализации. Это означает, что менеджеры организации
провели эффективную политику в области маркетинга: продвижения своих
товаров, рекламная деятельность и так далее.
Таким образом, данные рентабельности продаж свидетельствуют, что ООО
«Впрок» добилось максимального размера отдачи от каждой денежной единицы
товарооборота, спрос на товары, предлагаемые предприятием растет.
2)Рентабельность деятельности. Прибыль образуется как разность между
доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в
анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной
прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности деятельности может
выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к
издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так
как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны
определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.
С аналитической
точки зрения представляет
пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая
прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность
видов деятельности предприятия (см. Таблицу 16).
Расчет рентабельности
|Показатель
|
|Издержки обращения
|Затраты предприятия
|Прибыль от реализации
|Балансовая прибыль
|Рентабельность издержек обращения, % |40 |45 |
|Рентабельность текущих расходов, % |37 |43 |
Из таблицы
видно, что рентабельность
рентабельности текущих расходов, что в 2001г., что в 2002г. Это говорит о
том, что предприятию очень прибыльно заниматься своей основной
деятельностью: торгово-закупочной, и как можно скорее надо прекратить
нерентабельные сферы деятельности и сконцентрировать все свои силы на
максимизации прибыли от основной деятельности.
Кроме того,
можно оценивать
активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность
собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность
используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность
экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.
Оценка уровней
показателей рентабельности
ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности
представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных
показателей рентабельности для организаций. Такие трудности могут быть
частично преодолены посредством:
. сопоставлением показателей
предприятия с показателями
отрасли;
. определения показателей за ряд лет;
. сопоставление фактических и плановых показателей;
. внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным
подразделениям или по товарным группам);
. сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта
при принятии управленческого решения.
3)Рентабельность капитала. Этот показатель показывает эффективность
использования ресурсов предприятия ООО «Впрок» характеризуется системой
показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает
определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения
собственников предприятия
отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный
капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в
расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель
рентабельности собственного
ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (см.
Таблицу 17).
Расчет рентабельности
|Показатель
|
|Собственный капитал:
|на начало года
|на конец года
|Средняя величина
|течение года
|Чистая прибыль
Информация о работе Управление прибылью на примере предприятия ООО «Впрок»