Управление товарными запасами предприятия на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
2) провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать управление запасами на предприятии, оценить обеспеченность предприятия товарными запасами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
3
Теоретико-методологические аспекты управления товарными запасами….
5
1.1. Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
5
1.2. Методология анализа запасов……………………………………………..
8
1.3. Политика управления запасами предприятия…………………………...
12
2. Анализ системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ »ИП Гайнанова В.Р.........................................................................................
16
2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы………………………….
16
2.2. Анализ динамики, структуры и эффективности использования товарных запасов….................................................................................................
20
2.3. ABC-анализ запасов………………………………………………………
27
2.4. Система управления запасами…………………………………………..
29
3. Совершенствование системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р………………………………………..
36
3.1. Рекомендации по повышению эффективности использования запасов фирмы………………………………………………………………………………
36
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий..……………………………………………………………………...
39
Заключение…………………………………………................................................
50
Список использованных источников……………………..………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Цель анализа товарных запасов состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям и оценке влияния на конечные результаты торговой деятельности.

Задачами анализа являются:

1. Оценка состояния  товарных запасов за текущий  год и выявление, в какой мере они обеспечивают выполнение плана товарооборота

Для этого рассчитываются следующие показатели:

а) Сумма ТЗ

          б) Запасы в днях

(1.1)

Здн=∑ТЗ/ То1дня,

 

где     Здн  – запасы в днях,

∑ТЗ – сумма товарных запасов,

То1дня  - товарооборот 1 дня.

 

в) Товарооборачиваемость

(1.2)

То=∑ТЗ/ То1дня,

 

где     То –  товарооборачиваемость,

∑ТЗ – сумма товарных запасов,

То1дня  - Товарооборот 1 дня.

 

г) Процент выполнения по товарным запасам - по товарным группам  и по кварталам.

д) Отклонения:

(1.3)

+/- D ∑ТЗ = ∑ТЗф – ∑ ТЗпл,

 

где     +/- D ∑ТЗ – отклонение суммы товарных запасов,

∑ТЗф – сумма фактических товарных запасов,

∑ ТЗпл – сумма плановых товарных запасов.

(1.4)

+/- DЗдн. = Здн.ф. – Здн.пл.,

 

где     +/- DЗдн. – отклонение запасов в днях,

Здн.ф. – фактический  объем товарных запасов в днях,

Здн.пл. – планируемый  объем товарных запасов в днях.

(1.5)

+/- DВ = Вф – Впл.

 

где     +/- DВ – отклонение товарооборачиваемости,

Вф. – фактическая  товарооборачиваемость,

Впл. – планируемая  товарооборачиваемость.

 

2. Анализ динамики  товарных запасов, их структуры  и эффективности использования.  Чаще всего изучается в динамике  структура товарных запасов с  целью выявления товаров, которые  имеют тенденцию к оседанию. Эффективность  показывает, как ведут себя запасы на складе организации с учетом их движения, начиная от  их выпуска с производства и заканчивая приобретением потребителем.

3. ABC-анализ.

Данный  метод позволяет классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing, что в корне не верно.

ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:

  1. А — наиболее ценные, 20 % — ассортимента; 80 % — продаж.
  2. В — промежуточные, 30 % — ассортимента; 15 % — продаж.
  3. С — наименее ценные, 50 % — ассортимента; 5 % — продаж.

В зависимости от целей  анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп.

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости  совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объёму сделанных ими заказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Политика управления запасами предприятия

 

Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга. Все эти задачи подчинены единой цели — обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов. В данном разделе рассматриваются преимущественно финансовые задачи и методы управления запасами на предприятии.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность  производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

Политика управления запасами представляет собой часть  общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся  в оптимизации общего размера  и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Разработка политики управления запасами охватывает ряд  последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются.

1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.

На первом этапе анализа  рассматриваются показатели общей  суммы запасов товарно-материальных ценностей — темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных  активов и т.п.

На втором этапе анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров. Этапы формирования политики управления запасами:

-анализ запасов товарно-материальных  ценностей в предшествующем периоде,

-определение целей формирования запасов,

-оптимизация размера  основных групп текущих запасов,

-оптимизация общей  суммы запасов товарно-материальных  ценностей, включаемых в состав  оборотных активов.

Построение эффективных  систем контроля за движением запасов  на предприятии. Реальное отражение в финансовом учете стоимости запасов товарно-материальных ценностей в условиях инфляции.

На третьем этапе  анализа изучается эффективность  использования различных видов  и групп запасов и их объема в целом, которая характеризуется  показателями их оборачиваемости.

На четвертом этапе  анализа изучаются объем и  структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных  видов этих затрат.

2. Определение целей  формирования запасов. Запасы  товарно-материальных ценностей,  включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:

- обеспечение текущей  производственной деятельности (текущие  запасы сырья и материалов);

- обеспечение текущей  сбытовой деятельности (текущие  запасы готовой продукции);

- накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде

3. Оптимизация размера  основных групп текущих запасов.  Такая оптимизация связана с  предварительным разделением всей  совокупности запасов товарно-материальных  ценностей на два основных вида — производственные (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения — постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.

Для оптимизации размера  текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение  получила "Модель экономически обоснованного размера заказа" (Economic ordering quantity — EOQ model). Она может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции. Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы:

а) сумма затрат по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию  и приемке товаров):

(1.6)

Зрз. = Q/РПП*Срз,

 

где     Q -  объем производственного потребления запасов ТМЦ,

          РПП  – размер партии поставки  материальных ресурсов,

          Срз – стоимость размещения 1 заказа.

б) сумма затрат по хранению товаров на складе.

(1.7)

Зх. = РПП/2*Сх,

 

где    Сх – стоимость хранения 1 партии заказа.

Модель EOQ позволяет оптимизировать пропорции между двумя группами затрат таким образом, чтобы совокупная их сумма была минимальной.

Математически, данная модель выражается с помощью формулы  Вилсона:

(1.8)

РППопт. = √(2*Q*Срз.)/Сд.

Для запасов готовой  продукции задача минимизации затрат состоит в определении оптимального размера партии производственной продукции.

Так как запасы являются частью оборотных активов предприятия, политика управления предполагает наличие  следующих типов политики управления оборотными активами:

          1) Агрессивная. Признаком агрессивной  политики управления текущими  пассивами служит абсолютное  преобладание краткосрочного кредита  общей сумме всех пассивов. При  такой политике у предприятия  повышается уровень эффекта финансового рычага. Постоянные затраты отягощаются процентами за кредит, увеличивается сила воздействия производственного рычага, но все же в меньшей степени, чем при преимущественном использовании более дорогого долгосрочного кредита, как это обычно бывает в случае выбора консервативной политики управления текущими пассивами.

          2) Консервативная. Признаком консервативной  политики управления текущими  пассивами служит отсутствие  или очень низкий удельный  вес краткосрочного кредита в  общей сумме всех пассивов предприятия. И стабильные, и нестабильные активы при этом финансируются в основном за счет постоянных пассивов (собственных средств и долгосрочных кредитов и займов).

          3) Умеренная. Умеренная политика управления оборотными активами занимает промежуточное положение. Для нее характерен средний уровень рентабельности и оборачиваемости активов.

  • Сочетаемость различных типов политики управления текущими активами и политики управления текущими пассивами показана на матрице выбора политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами.

2. Анализ системы управления запасами фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р

 

2.1. Краткая характеристика  деятельности фирмы

 

Объектом исследования данной курсовой работы является торговая фирма «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнановой В.Р. Организация была создана в 2007 году, в городе Набережные Челны. Фактический адрес организации: Республика Татарстан, город Набережные Челны, поселок Кама, авторынок «Кама». Директором организации является Гайнанова Венера Равильевна, главным заместителем – Гизатуллин Эрик Равильевич.

Организация работает по упрощенной системе налогообложения.

Основными видами хозяйственной  деятельности организации являются оптовая и розничная торговля автомобильных запасных частей на такие машины как Волга, ГаЗель, УАЗ, Валдай.

Основные цели и задачи формулируются высшим руководством организации. Можно выделить следующие  приоритетные для организации цели:

  1. Занять конкурентоспособное положение на рынке автозапчастей;
  2.       Иметь высокий объем продаж, соответственно повышать прибыльность предприятия;
  3. Обеспечить работникам предприятия стабильную заработную плату, условия роста, интересную и безопасную работу;
  4. Обеспечить покупателям высокое качество товаров, доступные цены, гарантии в работе и обслуживании.

Данная организация  сотрудничает с фирмами, которые  зарекомендовали себя на рынке автозапчастей  с положительной стороны и  они отвечают за качество своих товаров. К поставщикам организации относятся: OOО Альянс-Авто, ООО Аструм, ООО Емекс, ООО Авто-Континент, ИП Гайниева С. Г., ООО Де-Авто, ИП Матвеева Г. И. , ИП Маханкина Т. А., и др.

На рынке по продаже  автозапчастей оптом и в розницу                         организация конкурирует со многими  предприятиями с аналогичной деятельностью. К таким организациям относятся: ООО Имавто, ООО компания "Акос-Челны", ООО "Гарант-Авто", ООО "РенАвтоЦентр", и др.

Информация о работе Управление товарными запасами предприятия на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р