Управление товарными запасами предприятия на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
2) провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать управление запасами на предприятии, оценить обеспеченность предприятия товарными запасами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
3
Теоретико-методологические аспекты управления товарными запасами….
5
1.1. Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
5
1.2. Методология анализа запасов……………………………………………..
8
1.3. Политика управления запасами предприятия…………………………...
12
2. Анализ системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ »ИП Гайнанова В.Р.........................................................................................
16
2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы………………………….
16
2.2. Анализ динамики, структуры и эффективности использования товарных запасов….................................................................................................
20
2.3. ABC-анализ запасов………………………………………………………
27
2.4. Система управления запасами…………………………………………..
29
3. Совершенствование системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р………………………………………..
36
3.1. Рекомендации по повышению эффективности использования запасов фирмы………………………………………………………………………………
36
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий..……………………………………………………………………...
39
Заключение…………………………………………................................................
50
Список использованных источников……………………..………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

По оборудованию в 2012 г. товарооборот увеличился на 417,64 тыс.руб., хотя средняя величина товаров на складе увеличилась на 144 тыс.руб. Это может быть связано с расширением поступаемого ассортимента на склад. То есть могут прийти новые дополнительные печки, гаечные ключи, отвертки, фары, и организация не успевает продать прошлогодний товар, так как в текущем году поступает новый, а чтобы увеличился спрос на новый товар необходимо время. Время товарного обращения уменьшилось всего на половину дня: скорее всего, потребители покупают данный вид товара в какой-то определенный сезон.

По запасным частям в 2012 г. товарооборот увеличился на 502,66 тыс.руб., хотя средняя величина товарных запасов на складе также увеличилась на 509,6 тыс.руб. На самом деле такое явление часто случается и является вполне нормальным. Дело в том, что до 2011 г. на автомобили семейства ГАЗ, УАЗ были установлены двигатели с инжекторным впрыском ЗМЗ-405 и 406, а в конце 2010 г. появился автомобиль Газель Бизнес, который принципиально отличался от автомобилей предыдущего поколения, имеющий обновленный инжекторный двигатель 42-16 УМЗ. Поэтому пришлось увеличить объем поступаемых запасных частей для автомобилей с обновленным двигателем, не успев продать предыдущие запасы. Если бы не изменился модельный ряд, не появились новые модели двигателей, подвески и т.д., товарооборачиваемость организации осталось бы на прежнем уровне, по сравнению с 2011 г., однако в 2012 г. время обращения запасных частей увеличилось до 37 дней.

По краскам в 2012 г. товарооборот увеличился на 29,85 тыс.руб., что связано  с увеличением спроса сторонних  организаций, которые являются постоянными клиентами ИП Гайнановой В.Р.,  которые занимаются покраской автомобилей. Поэтому средние запасы краски на складе также уменьшились до 68,3 тыс.руб., вследствие и их время обращения – 50 дней, что связано с единовременной покупкой большого объема данного вида товара.

По автохимии в 2012 г.  товарооборот увеличился на 44,2 тыс.руб., поэтому уменьшились и запасы на складе – на  80 тыс.руб., что  связано с повышением спроса на данный вид товара, так как покупатели предпочитают покупать все в одном  магазине, и, покупая запасные части или оборудование у ИП Гайнановой В.Р., они сразу дополнительно берут масла, тосол для своих автомобилей. Также уменьшилось количество поступления автохимии , потому как ее товарооборот за предыдущие периоды уменьшался. Также уменьшилось и время ее товарного обращения – до 65 дней, что было связано с единовременными покупками большого объема данного вида товара.

По аудиотоварам в 2012 г. товарооборот увеличился на 39,43 тыс.руб., что связано с крупным объемом  поступления данного вида товара в начале периода,  в связи с высоким спросом на данный вид товара в 2011 г. Однако, в 2011 г. спрос на данный вид товара упал, вследствие чего запасы на складе увеличились на 33,6 тыс.руб. Также поэтому и реализация данного вида товара увеличилась на 14 дней. Аудиотовары являются сопутствующим товаром организации. В ближайшем будущем организация хочет сосредоточиться на продаже только запасных частей и их видов, в связи с этим она намерена распродать данный товар со скидкой и больше его не реализовывать.

По автоаксессуарам  в 2012 г. товарооборот вырос на 32,13 тыс.руб., по той же причине, что и автохимия: организация уменьшила количество его поступления, чтобы реализовать  залежалые остатки со склада, и  это получилось – они уменьшились  на 16 тыс.руб. и время их обращения снизилось почти до 22 дней.

Таким образом, товарными  группами, у которых увеличилось  влияние на эффективную торговую деятельность организации, являются кузовные детали, запасные части и автохимия, остальные же товарные группы повлияли наименьшим образом, но и не являются убыточными, поэтому организация может смело реализовывать их на рынке автозапчастей.

Исходя из данных товарооборачиваемости, можно сделать вывод, что данной торговой фирме присуща умеренная  политика управления. Для такой политики характерен средний уровень рентабельности и оборачиваемости активов, который  наблюдается в организации за последние два года.

 

3. Совершенствование  системы управления товарных  запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ»  ИП Гайнанова В.Р.

 

3.1 Рекомендации по повышению эффективности использования запасов фирмы

 

Проведенный ранее анализ позволяет предложить мероприятия  по повышению эффективности использования  запасов фирмы ИП Гайнанова В.Р.

В результате проведенного анализа  были выявлены следующие проблемы и пути их решения:

1) В ходе анализа динамики, структуры  и эффективности товарных запасов  выявилось снижение спроса на  товары. Автозапчасти являются весьма  специфичной формой товаров, достаточно  непредсказуемой в плане реализации. Машина может сломаться в любой момент, поэтому потребителям всегда необходимо иметь ввиду, где можно купить определенную запчасть для ремонта своего автомобиля. И, как правило, чем ближе находится магазин автозапчастей для потребителя – тем лучше. Магазин же ИП Гайнановой В.Р. находится почти за городом, и иногда попасть туда затруднительно, и покупатели предпочитают обращаться в другие организации. Из-за этого организация ИП Гайнановой В.Р. теряет небольшую часть своей клиентуры. Нет покупателей – нет спроса. Поэтому, чтобы увеличить товарооборот организации, предпочтительнее было бы арендовать помещение под реализацию, находящуюся в центре города.

Совершенно точно можно сказать, что чем активнее рекламируется  товар, тем больше он привлекает к  себе внимания. Поэтому чем больше информации о товаре дойдет до потенциальных клиентов, тем выше шансы увеличить на него спрос.

Также спрос можно увеличить  за счет системы скидок, которые  в большинстве случаев являются привлекательным предложением для  покупателя. Заинтересовать потенциального покупателя и составить конкуренцию продавцам аналогичного товара, можно таким способом как предоставление скидки с суммы предоплаты, с суммы превышающий определенный уровень или при покупке определенного вида товара.

2) В ходе анализа движения  товарных запасов выявился избыток поступаемых товаров. Не успевая распродать большую часть остатков товара на складе, организация закупает товары в связи с расширением поступаемого ассортимента на склад, потому что выпускаются новые двигатели, к ним – новые запасные части, и организация стремится к тому, чтобы на ее складе было максимум товаров, также товаров прозапас для возможной оптовой продажи, либо во время высокорентабельного сезона продаж. Хоть организация и реализует продукцию безубыточно, ей необходимо анализировать и прогнозировать все поступаемые и реализуемые товары, чего она не делает, потому как на ней отсутствует квалифицированный аналитик.

3) В ходе анализа товарооборачиваемости  выявилась необходимость присутствия  аналитика и низкая компетенция работников. Неотъемлемым условием увеличения товарооборота является анализ поступления, реализации и ассортимента товара. Именно анализ позволит закупить товар, который будет пользоваться спросом, что позволит в кратчайшие сроки сбыть приобретенные партии и закупить новые. Анализ реализации позволит не допустить залеживания товара и нерационального использования складских помещений, а также избежать переизбытка товара. На примере ИП Гайнановой В.Р. видно, что именно ситуация с переизбытком товара присутствует. Таким образом, можно сделать вывод о не регулярном проведении анализа товара, о закупках, не основанных на данных покупательского спроса. Для того чтобы этой ситуации избежать в дальнейшей хозяйственной деятельности, ИП Гайнановой В.Р. стоит регулярно проводить анализ движения товара. На основании данных проведенного анализа делать выводы о необходимости закупке той или иной группы товаров. При выборе ассортимента также стоит руководствоваться данными анализа и проведенных опросов, а так же внедрением новинок. Применяя анализ продаж не время от времени, а периодически, ИП Гайнанова В.Р. в своей хозяйственной деятельности сможет избежать таких негативных последствий как: нехватка места на складах, значительное уменьшение неликвидного товара. Финансовый и налоговый учет организации ведет сама ИП Гайнанова В.Р. Но чтобы анализировать эффективность своей деятельности и делать соответствующие прогнозы, ей необходимо нанять соответствующего аналитика.

Чтобы работа сотрудников давала наилучший  эффект, необходимо  применить стимул для сотрудников занимающихся поиском новых клиентов, и поддержкой деловых связей с уже имеющимися. Для того чтобы выявить сотрудников, которых нужно поощрить, можно в течение месяца предлагать клиентам оставлять отзывы о сотруднике, к которому они прикреплены. Естественно, что сотрудники начнут прилагать больше усилий, для того чтобы не только проинформировать потенциального клиента, но и заинтересовать, а в последствии вступить в деловые долгосрочные отношения и удержать этого покупателя. А это, в свою очередь, обязательно приведет к увеличению объемов реализации.

Таким образом, пути решения перечисленных  проблем помогут фирме ИП Гайнанова  В.Р. вести эффективную финансово-хозяйственную  деятельность, занимать конкурентоспособное  место на рынке автозапчастей, увеличивая свою выручку и прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Расчет экономической  эффективности предложенных мероприятий

 

Перечисленные выше рекомендации по повышению эффективности использования  товарных запасов могут рассматриваться  как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Чтобы постепенно начать применять данные рекомендации, необходимо начать расчет тех рекомендаций, которые принесут максимальную эффективность в краткосрочной перспективе.

  1. Ввод системы скидок для увеличения спроса покупателей.

Во-первых, необходимо вводить  скидки на те товары, на которые спрос  упал ниже всего.  В случае фирмы  «Волга, Газель, УАЗ» такими товарами являются: краска, автохимия и автоаксессуары. Так как данные категории являются сопутствующими видами товаров данной фирмы, именно поэтому спрос на них является низким. В этом случае можно было бы ввести скидку в размере 10% на данные виды товаров, и оставить ее в течение 2-3 месяцев.

Таблица 3.1

Расчет цены товаров  с учетом скидки фирмы «Волга, Газель, УАЗ»

Группы товаров

Средняя стоимость единицы  до скидки, руб.

Средняя стоимость единицы  после введения скидки, руб

Абсолютные изменения

Краска

860

774

-86

Автохимия

500

450

-50

Автоаксессуары

560

504

-56


 

После введения скидки на данные группы товаров, из таблицы 3.1 видно, что фирма в среднем теряет выручку от продажи краски в размере 86 рублей, от продажи автохимии – 50 рублей, от продажи автоаксессуаров – 56 рублей. Однако, если покупателей привлечет данная акция, то увеличение объема продаж частично может окупить потери фирмы.

2) Прогнозирование товарооборачиваемости  во избежание избытка запасов  на складе.

Прогнозирование товарооборачиваемости  фирмы необходимо проводить, чтобы  выяснить какой объем запасов  необходимо оприходовать на склад в  будущем году, чтобы обеспечить фирму бесперебойным процессом торговли.

Прогнозирование товарооборачиваемости  на исследуемой организации «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р. за 2013 год предполагает выполнение следующих  этапов:

- прогнозирование выручки от реализации продукции (товарооборота)  методом экспоненциального сглаживания временного ряда с учетом тренда;

- построение прогнозного  расчета товарных запасов методом  балансовой увязки;

- проведение корреляционно-регрессионного  анализа зависимости поступления  от реализации товарных на основании применения различных видов трендов;

- расчет прогнозных  показателей товарооборачиваемости.

Построение прогноза товарооборачиваемости осуществляется методом экспоненциального сглаживания  с учетом тренда на основании двухпараметрического метода сглаживания – метода Хольта, который включает в себя два уравнения:

- сглаживание значений  наблюдений:

                       (3.1)

St = Ayt + (1 – A) × (St-1 + bt-1),

 

- сглаживание тренда:

                  (3.2)

bt = B × (St – St-1) + (1 – B) × bt-1 ,

 

где     t = 2, 3, 4, … - периоды сглаживания;

          St – сглаженная величина на период t;

          Bt – сглаженное значение тренда на период t;

          А и В – сглаживающие константы  (числа между 0 и 1), как правило А берется равным 0,3, а В также равно или меньше 0,3.

Прогнозное значение товарооборачиваемости на предстоящий  период устанавливается в соответствии со следующими формулами:

- на предстоящий период:

(3.3)

yt+1 = St + bt ,

 

где     t = 1, 2, 3, 4, … – периоды предшествующие прогнозному,

 

- на «m» количество периодов:

(3.4)

yt+m = St + mbt ,

 

где     m= 1, 2, 3, 4, … – число периодов прогнозирования.

 

Следует отметить то, что процедура прогнозирования  начинается с того, что сглаженная величина S1 полагается равной фактической величине y1, а значение сглаженной величины тренда b1 определяется путем решения методом наименьших квадратов следующего уравнения:

(3.5)

,

где    b берется равной начальному значению тренда.

Данные для  прогнозирования товарооборота продукции представлены в таблице 3.2.

Информация о работе Управление товарными запасами предприятия на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р