Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
2) провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать управление запасами на предприятии, оценить обеспеченность предприятия товарными запасами.
Введение……………………………………………………………………………
3
Теоретико-методологические аспекты управления товарными запасами….
5
1.1. Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
5
1.2. Методология анализа запасов……………………………………………..
8
1.3. Политика управления запасами предприятия…………………………...
12
2. Анализ системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ »ИП Гайнанова В.Р.........................................................................................
16
2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы………………………….
16
2.2. Анализ динамики, структуры и эффективности использования товарных запасов….................................................................................................
20
2.3. ABC-анализ запасов………………………………………………………
27
2.4. Система управления запасами…………………………………………..
29
3. Совершенствование системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р………………………………………..
36
3.1. Рекомендации по повышению эффективности использования запасов фирмы………………………………………………………………………………
36
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий..……………………………………………………………………...
39
Заключение…………………………………………................................................
50
Список использованных источников……………………..………
По оборудованию в 2012 г. товарооборот увеличился на 417,64 тыс.руб., хотя средняя величина товаров на складе увеличилась на 144 тыс.руб. Это может быть связано с расширением поступаемого ассортимента на склад. То есть могут прийти новые дополнительные печки, гаечные ключи, отвертки, фары, и организация не успевает продать прошлогодний товар, так как в текущем году поступает новый, а чтобы увеличился спрос на новый товар необходимо время. Время товарного обращения уменьшилось всего на половину дня: скорее всего, потребители покупают данный вид товара в какой-то определенный сезон.
По запасным частям в 2012 г. товарооборот увеличился на 502,66 тыс.руб., хотя средняя величина товарных запасов на складе также увеличилась на 509,6 тыс.руб. На самом деле такое явление часто случается и является вполне нормальным. Дело в том, что до 2011 г. на автомобили семейства ГАЗ, УАЗ были установлены двигатели с инжекторным впрыском ЗМЗ-405 и 406, а в конце 2010 г. появился автомобиль Газель Бизнес, который принципиально отличался от автомобилей предыдущего поколения, имеющий обновленный инжекторный двигатель 42-16 УМЗ. Поэтому пришлось увеличить объем поступаемых запасных частей для автомобилей с обновленным двигателем, не успев продать предыдущие запасы. Если бы не изменился модельный ряд, не появились новые модели двигателей, подвески и т.д., товарооборачиваемость организации осталось бы на прежнем уровне, по сравнению с 2011 г., однако в 2012 г. время обращения запасных частей увеличилось до 37 дней.
По краскам в 2012 г. товарооборот увеличился на 29,85 тыс.руб., что связано с увеличением спроса сторонних организаций, которые являются постоянными клиентами ИП Гайнановой В.Р., которые занимаются покраской автомобилей. Поэтому средние запасы краски на складе также уменьшились до 68,3 тыс.руб., вследствие и их время обращения – 50 дней, что связано с единовременной покупкой большого объема данного вида товара.
По автохимии в 2012 г. товарооборот увеличился на 44,2 тыс.руб., поэтому уменьшились и запасы на складе – на 80 тыс.руб., что связано с повышением спроса на данный вид товара, так как покупатели предпочитают покупать все в одном магазине, и, покупая запасные части или оборудование у ИП Гайнановой В.Р., они сразу дополнительно берут масла, тосол для своих автомобилей. Также уменьшилось количество поступления автохимии , потому как ее товарооборот за предыдущие периоды уменьшался. Также уменьшилось и время ее товарного обращения – до 65 дней, что было связано с единовременными покупками большого объема данного вида товара.
По аудиотоварам в 2012 г. товарооборот увеличился на 39,43 тыс.руб., что связано с крупным объемом поступления данного вида товара в начале периода, в связи с высоким спросом на данный вид товара в 2011 г. Однако, в 2011 г. спрос на данный вид товара упал, вследствие чего запасы на складе увеличились на 33,6 тыс.руб. Также поэтому и реализация данного вида товара увеличилась на 14 дней. Аудиотовары являются сопутствующим товаром организации. В ближайшем будущем организация хочет сосредоточиться на продаже только запасных частей и их видов, в связи с этим она намерена распродать данный товар со скидкой и больше его не реализовывать.
По автоаксессуарам
в 2012 г. товарооборот вырос на 32,13 тыс.руб.,
по той же причине, что и автохимия:
организация уменьшила
Таким образом, товарными группами, у которых увеличилось влияние на эффективную торговую деятельность организации, являются кузовные детали, запасные части и автохимия, остальные же товарные группы повлияли наименьшим образом, но и не являются убыточными, поэтому организация может смело реализовывать их на рынке автозапчастей.
Исходя из данных товарооборачиваемости, можно сделать вывод, что данной торговой фирме присуща умеренная политика управления. Для такой политики характерен средний уровень рентабельности и оборачиваемости активов, который наблюдается в организации за последние два года.
3. Совершенствование системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.
3.1 Рекомендации по повышению эффективности использования запасов фирмы
Проведенный ранее анализ
позволяет предложить мероприятия
по повышению эффективности
В результате проведенного анализа были выявлены следующие проблемы и пути их решения:
1) В ходе анализа динамики, структуры
и эффективности товарных
Совершенно точно можно
Также спрос можно увеличить за счет системы скидок, которые в большинстве случаев являются привлекательным предложением для покупателя. Заинтересовать потенциального покупателя и составить конкуренцию продавцам аналогичного товара, можно таким способом как предоставление скидки с суммы предоплаты, с суммы превышающий определенный уровень или при покупке определенного вида товара.
2) В ходе анализа движения товарных запасов выявился избыток поступаемых товаров. Не успевая распродать большую часть остатков товара на складе, организация закупает товары в связи с расширением поступаемого ассортимента на склад, потому что выпускаются новые двигатели, к ним – новые запасные части, и организация стремится к тому, чтобы на ее складе было максимум товаров, также товаров прозапас для возможной оптовой продажи, либо во время высокорентабельного сезона продаж. Хоть организация и реализует продукцию безубыточно, ей необходимо анализировать и прогнозировать все поступаемые и реализуемые товары, чего она не делает, потому как на ней отсутствует квалифицированный аналитик.
3) В ходе анализа
Чтобы работа сотрудников давала наилучший эффект, необходимо применить стимул для сотрудников занимающихся поиском новых клиентов, и поддержкой деловых связей с уже имеющимися. Для того чтобы выявить сотрудников, которых нужно поощрить, можно в течение месяца предлагать клиентам оставлять отзывы о сотруднике, к которому они прикреплены. Естественно, что сотрудники начнут прилагать больше усилий, для того чтобы не только проинформировать потенциального клиента, но и заинтересовать, а в последствии вступить в деловые долгосрочные отношения и удержать этого покупателя. А это, в свою очередь, обязательно приведет к увеличению объемов реализации.
Таким образом, пути решения перечисленных
проблем помогут фирме ИП Гайнанова
В.Р. вести эффективную финансово-
3.2 Расчет экономической
эффективности предложенных
Перечисленные выше рекомендации
по повышению эффективности
Во-первых, необходимо вводить скидки на те товары, на которые спрос упал ниже всего. В случае фирмы «Волга, Газель, УАЗ» такими товарами являются: краска, автохимия и автоаксессуары. Так как данные категории являются сопутствующими видами товаров данной фирмы, именно поэтому спрос на них является низким. В этом случае можно было бы ввести скидку в размере 10% на данные виды товаров, и оставить ее в течение 2-3 месяцев.
Таблица 3.1
Расчет цены товаров с учетом скидки фирмы «Волга, Газель, УАЗ»
Группы товаров |
Средняя стоимость единицы до скидки, руб. |
Средняя стоимость единицы после введения скидки, руб |
Абсолютные изменения |
Краска |
860 |
774 |
-86 |
Автохимия |
500 |
450 |
-50 |
Автоаксессуары |
560 |
504 |
-56 |
После введения скидки на данные группы товаров, из таблицы 3.1 видно, что фирма в среднем теряет выручку от продажи краски в размере 86 рублей, от продажи автохимии – 50 рублей, от продажи автоаксессуаров – 56 рублей. Однако, если покупателей привлечет данная акция, то увеличение объема продаж частично может окупить потери фирмы.
2) Прогнозирование
Прогнозирование товарооборачиваемости фирмы необходимо проводить, чтобы выяснить какой объем запасов необходимо оприходовать на склад в будущем году, чтобы обеспечить фирму бесперебойным процессом торговли.
Прогнозирование товарооборачиваемости
на исследуемой организации «
- прогнозирование выручки от реализации продукции (товарооборота) методом экспоненциального сглаживания временного ряда с учетом тренда;
- построение прогнозного
расчета товарных запасов
- проведение корреляционно-
- расчет прогнозных
показателей
Построение прогноза
товарооборачиваемости
- сглаживание значений наблюдений:
(3.1)
St = Ayt + (1 – A) × (St-1 + bt-1),
- сглаживание тренда:
(3.2)
bt = B × (St – St-1) + (1 – B) × bt-1 ,
где t = 2, 3, 4, … - периоды сглаживания;
St – сглаженная величина на период t;
Bt – сглаженное значение тренда на период t;
А и В – сглаживающие
Прогнозное значение товарооборачиваемости на предстоящий период устанавливается в соответствии со следующими формулами:
- на предстоящий период:
(3.3)
yt+1 = St + bt ,
где t = 1, 2, 3, 4, … – периоды предшествующие прогнозному,
- на «m» количество периодов:
(3.4)
yt+m = St + mbt ,
где m= 1, 2, 3, 4, … – число периодов прогнозирования.
Следует отметить то, что процедура прогнозирования начинается с того, что сглаженная величина S1 полагается равной фактической величине y1, а значение сглаженной величины тренда b1 определяется путем решения методом наименьших квадратов следующего уравнения:
(3.5)
где b берется равной начальному значению тренда.
Данные для прогнозирования товарооборота продукции представлены в таблице 3.2.