Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
2) провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать управление запасами на предприятии, оценить обеспеченность предприятия товарными запасами.
Введение……………………………………………………………………………
3
Теоретико-методологические аспекты управления товарными запасами….
5
1.1. Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
5
1.2. Методология анализа запасов……………………………………………..
8
1.3. Политика управления запасами предприятия…………………………...
12
2. Анализ системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ »ИП Гайнанова В.Р.........................................................................................
16
2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы………………………….
16
2.2. Анализ динамики, структуры и эффективности использования товарных запасов….................................................................................................
20
2.3. ABC-анализ запасов………………………………………………………
27
2.4. Система управления запасами…………………………………………..
29
3. Совершенствование системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р………………………………………..
36
3.1. Рекомендации по повышению эффективности использования запасов фирмы………………………………………………………………………………
36
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий..……………………………………………………………………...
39
Заключение…………………………………………................................................
50
Список использованных источников……………………..………
В связи с тем, что конкурентов множество, расширять сегмент рынка в настоящее время очень сложно, главное укрепить свои сложившиеся позиции и удерживать их.
Клиентами организации являются как физические лица, так и юридические: коммерческие и некоммерческие организации, государственные, муниципальные предприятия, частные автосервисы, оптовики и т.д. В оплату товара принимаются наличная форма расчета и расчет по перечислению.
Организация самостоятельно формирует свою структуру, штатное расписание, определяет формы, систему и размер оплаты труда, а также другие виды доходов работников с учетом действующего законодательства.
Режим труда и отдыха работников, их социальное страхование и обеспечение, вопросы отпуска и иные вопросы труда регулируются действующим законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка.
При этом организация принимает меры к улучшению и повышению уровня социальной защищенности своих работников, имея в виду решение ряда вопросов (продолжительность отпуска, рабочего дня и недели, оплаты командировочных расходов, выплаты дополнительных пособий при уходе в отпуск и т.п.) в сторону улучшения в отношении официально действующих.
Структура управления предприятием строилась по принципу соответствия экономического, человеческого факторов. Данной структуре управления свойственно: стабильность (способность сохранять равновесие при действиях внутренних и внешних факторов), динамичность и взаимосвязанность (воздействие на одно звено вызывает соответствующее изменение в другом).
Директор |
Заместитель директора |
Менеджеры по продажам |
Менеджеры по закупкам |
Продавцы-комплектовщики |
Снабженцы |
Склад |
Рисунок 2.1. Организационная структура организации
Процессы управления организацией имеют своей целью (назначением) выработку и принятие управленческого решения. Данные управленческие решения могут приниматься как относительно всей организации в целом, отдельной функциональной области или отдельных процессов.
Организация функционирует как единое целое, поэтому каждая подсистема, входящая в организационную структуру, характеризуется определенной замкнутостью в пределах возложенной на нее функций, но в итоге, результаты деятельности отдельных подсистем соответствуют общей цели организации.
Высшее руководство в лице директора осуществляет функции администрирования: целеполагание, разработка стратегии предприятия, планирование работы, распределяет функции среди линейных структурных подразделений, мотивирование к работе, координация работы, оценка результатов работы линейных подразделений, контроль за работой (текущий и выходной) и обратная связь (при необходимости цели корректируются).
Контроль предприятия
Менеджеры по продажам в своей работе, в первую очередь, занимаются отгрузкой товара, начиная с принятия заявки от клиента и до момента погрузки товара в транспорт. Так же к их обязанностям относится контроль за состоянием складов, на которых находятся товары, продаваемы менеджером. Менеджеры по продажам информируют уже имеющихся клиентов о новых товарах, занимаются поиском новых клиентов.
Продавец-комплектовщик необход
Работа менеджеров по закупке схожа с работой менеджеров по продаже. В должностные обязанности менеджера входят поиск выгодных партнеров, грузового транспорта для перевозки товара с территории поставщика на территорию базы.
Работа снабженца необходима для
непосредственно перевозки
Персонал организации характеризуется высоким профессионализмом и квалификацией, экономической грамотностью, высоким уровнем правовых знаний, работников направляют на курсы повышения квалификации, переквалификации и др. Почти все рабочие места компьютеризированы, применяется современные средства связи - факс, модем, электронная почта, есть выход в Internet.
Права и обязанности возложены на сотрудников, несущих ответственность за конкретную работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями. В этом направлении ведется работа, ведется изучение способов использования систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.
2.2. Анализ динамики, структуры и эффективности использования товарных запасов
Анализ динамики товарных запасов необходимо проводить с учетом их объема в денежном эквиваленте на складе организации на определенный месяц отчетного года, используя формулу (1.3), сопоставить данные с данными базисного года, выявить абсолютные отклонения, темп роста и выяснить причины таких изменений.
Таблица 2.1
Анализ динамики товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р. за 2010-2012 гг.
в тыс.руб.
Месяца |
2010 |
2011 |
2012 |
Изменение | |||
2012 к 2010 |
2012 к 2011 | ||||||
абсолют-ное (+), (-) |
Темп роста, % |
абсолют-ное (+), (-) |
Темп роста, % | ||||
Январь |
3511,83 |
3875,17 |
4571,05 |
1059,22 |
130,16% |
695,88 |
117,96% |
Февраль |
3612,06 |
4217,16 |
4644,31 |
1032,25 |
128,58% |
427,15 |
110,13% |
Март |
3663,9 |
4258,24 |
4729,24 |
1065,34 |
129,08% |
471 |
111,06% |
Апрель |
3674,4 |
4271,27 |
4745,84 |
1071,44 |
129,16% |
474,57 |
111,11% |
Май |
3684,99 |
4298,33 |
4676,74 |
991,75 |
126,91% |
378,41 |
108,80% |
Июнь |
3739,99 |
4349,33 |
4850,34 |
1110,35 |
129,69% |
501,01 |
111,52% |
Июль |
3819,45 |
4387,42 |
4934,56 |
1115,11 |
129,20% |
547,14 |
112,47% |
Август |
3845,15 |
4430,4 |
4982,71 |
1137,56 |
129,58% |
552,31 |
112,47% |
Сентябрь |
3871,96 |
4437,28 |
4984,88 |
1112,92 |
128,74% |
547,6 |
112,34% |
Октябрь |
3947,24 |
4418 |
4974,3 |
1027,06 |
126,02% |
556,3 |
112,59% |
Ноябрь |
4046,47 |
4430,63 |
5017,77 |
971,3 |
124,00% |
587,14 |
113,25% |
Декабрь |
4158,1 |
4451,1 |
4962,87 |
804,77 |
119,35% |
511,77 |
111,50% |
Рисунок 2.1. Динамика товарных запасов на складе за 2010-2012 гг.
Исходя из данных таблицы 2.2 и рисунка 2.1, можно сделать вывод, что в 2012 г. произошел рост объема товарных запасов на складе. Наибольшее изменение наблюдается в январе (17,96%), так как январь - малорентабельный месяц для организации, потому что на него приходится самое большее количество праздничных дней в году, из-за этого магазин закрыт, товарооборот отсутствует, тем самым увеличивается объем товарных запасов на складе.
Наименьшее изменение наблюдается в декабре (11%), потому что в течение года товарооборот увеличился по сравнению с предыдущим годом, и остались в основном остатки запасов, на которые спрос менее значителен.
Период с мая по сентябрь каждого года у организации является периодом более рентабельного сезона продаж, когда организация реализует больше всего товаров, но также увеличивается объем поступаемых товаров, поэтому на складе не наблюдается резкого понижения объема запасов. Также это влияет на общую разницу запасов между 2011 г. и 2012 г.
Таким образом, среднемесячный темп роста за 2012 г. по отношению к 2010 г. составил 27,54%, среднемесячный темп роста за 2012 г. по отношению к 2011 г. составил 12,1%. Данная разница малозначительна, но, все же, повышение объема запасов на складе представляет собой негативные последствия. На это может влиять:
- снижение спроса на товары,
- избыток поступаемых товаров,
- низкая компетенция работников.
Чтобы деятельность организации была более рентабельна, нужно увеличить спрос на товары, введя, например, дополнительные скидки на товары и рекламные кампании; нужно сократить объем поступаемых товаров до минимума; желательно также, чтобы персонал раз в несколько лет проходил повышение квалификации. А в целом организация работает неплохо, увеличивает свои доходы и занимает прочное положение на рынке.
Анализ состава товарных
запасов организации
Таблица 2.2
Динамика, состав и структура товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р. по видам реализуемой продукции за 2011-2012 гг.
в тыс.руб.
Наименование товарной группы |
Период |
Изменения |
Удельный вес, % |
Отклонение удельного веса, % | |||
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютные, +/- |
Темп роста,% |
2011 г. |
2012 г. | ||
Кузовные детали |
1205,15 |
1224,05 |
18,9 |
101,57 |
28,98 |
27,5 |
-1,48 |
Оборудование |
703,72 |
883,31 |
179,59 |
125,52 |
16,92 |
19,84 |
2,92 |
Запасные части |
1103,75 |
994,48 |
-109,27 |
90,1 |
26,54 |
22,34 |
-4,2 |
Автохимия |
273,66 |
390,26 |
116,6 |
142,61 |
6,58 |
8,77 |
2,19 |
Аудиотовары |
248,34 |
268,79 |
20,45 |
108,23 |
5,97 |
6,04 |
0,07 |
Автоаксессуары |
254,99 |
278,5 |
23,51 |
109,22 |
6,13 |
6,26 |
0,12 |
Итого |
4158,1 |
4451,1 |
293 |
107,05 |
100 |
100 |
0 |
Из таблицы 2.3 видно, что запасные части на складе в 2012 г. уменьшились на 9,9%, то есть данный вид товара пользуется наибольшим спросом, потому что является основным видом реализации. Объем запасов автохимии в 2012 г. увеличился на 42,61%, то есть данный вид товара пользуется наименьшим спросом, потому что является сопутствующим.
Наименьшее отклонение удельного веса составили запасные части – в 2012 г. (-4,2%). Наибольший удельный вес составили автохимия и оборудование – 2,19% и 2,92% соотвественно. Хотя оборудование и является одним из основных видов реализации товаров, в 2012 г. его реализация резко ухудшилась, что могло быть связано с повышением его цены, появления конкурентов и т.д.
Анализ структуры товарных запасов организации необходимо проводить с учетом данных о запасах на начало года, на конец года, поступления товаров, выбытия товаров, реализации товаров; выявить удельный вес и изменения структуры.
Таблица 2.3
Структура остатков товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р на начало года по видам реализуемой продукции за 2011-2012 гг.
в тыс.руб.
Наименование товарной группы |
2011 |
2012 |
Изменение структуры | ||
Сумма |
Удельный вес, % |
Сумма |
Удельный вес, % | ||
Кузовные детали |
911,36 |
27,11 |
1085,63 |
26,11 |
-1,00 |
Оборудование |
644,3 |
19,17 |
828,41 |
19,92 |
0,76 |
Запасные части |
805,63 |
23,97 |
992,45 |
23,87 |
-0,10 |
Краска |
332,11 |
9,88 |
390,66 |
9,40 |
-0,48 |
Автохимия |
256,5 |
7,63 |
375,32 |
9,03 |
1,40 |
Аудиотовары |
214,03 |
6,37 |
250,33 |
6,02 |
-0,35 |
Автоаксессуары |
197,67 |
5,88 |
235,3 |
5,66 |
-0,22 |
Итого |
3361,6 |
100,00 |
4158,1 |
100,00 |
0,00 |