Управление товарными запасами предприятия на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
2) провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать управление запасами на предприятии, оценить обеспеченность предприятия товарными запасами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
3
Теоретико-методологические аспекты управления товарными запасами….
5
1.1. Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
5
1.2. Методология анализа запасов……………………………………………..
8
1.3. Политика управления запасами предприятия…………………………...
12
2. Анализ системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ »ИП Гайнанова В.Р.........................................................................................
16
2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы………………………….
16
2.2. Анализ динамики, структуры и эффективности использования товарных запасов….................................................................................................
20
2.3. ABC-анализ запасов………………………………………………………
27
2.4. Система управления запасами…………………………………………..
29
3. Совершенствование системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р………………………………………..
36
3.1. Рекомендации по повышению эффективности использования запасов фирмы………………………………………………………………………………
36
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий..……………………………………………………………………...
39
Заключение…………………………………………................................................
50
Список использованных источников……………………..………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 2.10

Ранжирование групп  товаров фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р. за отчетный год

Группы товаров

Годовое потребление, шт.

Годовое потребление, тыс.руб.

Годовое потребление, %

Годовое потребление  нарастающим итогом, %

Кузовные детали

211

2590,26

6,65

6,65

Запасные части

363

2096,08

11,44

18,09

Оборудование

154

1079,07

4,85

22,94

Краска

636

547,97

20,04

42,98

Автохимия

998

495,06

31,44

74,42

Аудиотовары

112

453,65

3,53

77,95

Автоаксессуары

700

393,81

22,05

100

Итого

3174

7655,9

100

 



 

Таблица 2.11

Классификация по ABC-категориям фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р. за отчетный год

Категория

Группы товаров

Количественная доля

Стоимостная доля

A

Кузовные детали, запасные части

20

18,09

B

Оборудование, краска

30

24,89

С

Автохимия, аудиотовары, автоаксессуары

50

57,02


 

Таким образом, исходя из таблиц (2.8-2.11), можно сделать вывод, что в категорию А вошли такие дорогостоящие виды запасов как кузовные детали и запасные части. Они, в свою очередь, требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызванных недостатком их количества; контроль за ними должен осуществляться еженедельно.

В категорию В вошли  запасы, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного  процесса, такие как оборудование и краска. Контроль за такой категорией запаса должен осуществляться ежемесячно.

В категорию С вошли  такие запасы как автохимия, аудиотовары, автоаксессуары, которые имеют низкую стоимость и не играют значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Контроль за ними осуществляется ежеквартально.

2.4. Система управления запасами

 

Эффективная система управления запасами позволяет обеспечить бесперебойную работу торговой фирмы с минимальными затратами.

При недостаточных запасах  существует большой риск сбоев поставок или остановки производства. Но избыточные запасы – это дополнительные непродуктивные расходы на содержание складских помещений и оплату работы персонала, поскольку товар или сырьё, находящееся на складе – это замороженные средства, изъятые из оборота, а потому не приносящие прибыли. Кроме того, многие товары при длительном хранении теряют свои качества, что также приводит к убыткам.

Разработка эффективной системы управления запасами – важная задача логистики, разделяющаяся на два направления – оперативное и координационное. Оперативные подходы решают вопросы увеличения скорости перевозок, оптимизации условий хранения, исключения задержек и потерь при доставке. Как правило, оперативные методы решения задачи минимизации запасов требуют дополнительных расходов, которые не всегда окупаются.

Координационные методы предусматривают отслеживание сезонной динамики расхода товаров и материалов, динамику спроса, анализ путей и способов доставки, условий хранения, оценку вероятности различных потерь и задержек, а также потенциальных убытков от возможных срывов поставок или кратковременных остановок производства. Система управления запасами, построенная с учётом полученных и обработанных данных, является динамичной. Она сориентирована на поддержание оптимального запаса в зависимости от сезона и других прогнозируемых факторов.

В отличие от оперативных, координационные подходы к построению эффективной системы управления запасами практически не требуют материальных затрат. Современные методики предлагают лишь провести необходимые исследования и настроить специальную программу, которая возьмёт на себя определение оптимальных в данный момент объёмов запасов

Чтобы торговая фирма  реализовывала свои запасы эффективнее, для обеспечения бесперебойной работы ей необходимо провести анализ товародвижения и товарооборачиваемости.

Анализ движения товарных запасов исследуемой организации, прежде всего, необходимо начать с определения структуры ее товародвижения.

 


 


 






 

 

 

Рисунок 2.2. Структура  товародвижения организации

 

Исходя из данной схемы, можно сделать вывод, что движение товаров осуществляется следующим образом:

1) Предприятия, производящие  запасные части на такие автомобили  как Волга, ГаЗель, УАЗ, Валдай, реализуют продукцию организациям того же города, где они находятся.

2) В свою очередь,  эти организации выступают и  как объекты торговли, так и как поставщики, у которых магазин «Автозапчасти» оптом закупает товары.

3) После закупки товары  направляются на склад, так  как большинство товаров крупногабаритные.

4) По мере объема  продаж, заказов, товары со склада  отправляются непосредственно в магазин, где осуществляется их реализация.

Анализ движения товарных запасов организации необходимо проводить с учетом объема товарных запасов на начало месяца, поступления  и выбытия товарных запасов, реализации товаров и объема товарных запасов на конец месяца. Далее необходимо выявить отклонения отчетного периода от базисного и планового, и как эти отклонения повлияли на товарооборот. Данный анализ товародвижения представлен в таблице 2.12.

Таблица 2.12

Анализ движения товаров  фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р за 2012 гг.

в тыс.руб.

Показатели

Фактически за 2011

2011

Отклонение 2012

План

Фактически

от плана 2012

от 2011

1. Товарные запасы  на начало года

3361,6

3569,8

4158,1

588,3

796,5

2. Поступление товаров

8465,2

8569,3

9386,3

817

921,1

3. Прочее выбытие товаров

12,8

12,5

12,6

0,1

-0,2

4. Реализация товаров

7655,9

8201

9080,7

879,7

1424,8

5. Товарные запасы  на конец года

4158,1

3925,6

4451,1

525,5

293


 

Реализация товаров  по сравнению с планом возросла на 879,7 тыс.руб. за счет сверхнормативных запасов на начало года (+ 588,3 тыс.руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+817 тыс.руб.). Возможности увеличения реализации уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (+0,1 тыс.руб.) и завышенными товарными запасами на конец года  (-525,5 тыс.руб.).

 По сравнению с  2011 годом объем реализации увеличился  на 1424,8 тыс.руб., это произошло за  счет завышенных товарных запасов  на начало года, которые на 796,5 тыс.руб. превысили прошлогодние  товарные запасы на начало года, а также роста поступления товаров на 921,1 тыс.руб. и уменьшения прочего выбытия на 2 тыс.руб.

Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота  положительное влияние оказывают завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров, и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода. 

Анализ товарооборачиваемости.

Торговая деятельность организаций характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой товарооборачиваемости.

Для того чтобы увидеть  динамику товарооборачиваемости, необходимо использовать информацию о товарообороте, средних товарных запасах, скорости товарного обращения, времени товарного обращения, уровня товарных запасов за последние два года, далее рассчитать отклонение отчетного года от предшествующего (базисного) и прошлого годов, также просчитать изменения. Для этого необходимо использовать формулы (1.1-1.5).

Таблица 2.13

Анализ товарооборачиваемости  фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова  В.Р. за 2011-2012 гг.

Наименование показателя

2011 г.

2012 г.

Абсолютные изменения

Товарооборот, тыс.руб.

7655,9

9080,7

1424,8

в том числе

     

кузовные детали

2590,26

2943,15

352,89

оборудование

1079,07

1496,71

417,64

запасные части

2096,08

2598,74

502,66

краска

547,97

577,82

29,85

автохимия

495,06

539,26

44,2

аудиотовары

453,65

493,08

39,43

автоаксессуары

393,81

431,94

38,13

ТЗ средние, тыс.руб.

3759,8

4304,6

544,8

в том числе:

   

0

кузовные детали

1436,5

1224,5

-212

оборудование

381,2

525,2

144

запасные части

1025,4

1535

509,6

краска

210,3

142

-68,3

автохимия

184,8

104,8

-80

аудиотовары

160,1

193,7

33,6

автоаксессуары

102,9

86,9

-16

Количество дней в  периоде, дней

365

365

0

Скорость товарного  обращения, число оборотов

2,04

2,11

0,07

кузовные детали

1,80

2,40

0,60

оборудование

2,83

2,85

0,02

запасные части

2,04

1,69

-0,35

краска

2,61

4,07

1,46

автохимия

2,68

5,15

2,47

аудиотовары

2,83

2,55

-0,29

автоаксессуары

3,83

4,97

1,14

Время товарного обращения,

дней

198,24

178,91

-19,33

в том числе

     

кузовные детали

202,42

151,86

-50,56


Продолжение таблицы 2.13

Наименование показателя

2011 г.

2012 г.

Абсолютные изменения

оборудование

128,94

128,08

-0,86

запасные части

178,56

215,59

37,04

краска

140,08

89,7

-50,38

автохимия

136,25

70,93

-65,32

аудиотовары

128,81

143,39

14,57

автоаксессуары

95,37

73,43

-21,94

Уровент ТЗ, дней

179,25

173,02

-6,23

кузовные детали

68,49

49,22

-19,27

оборудование

18,17

21,11

2,94

запасные части

48,89

61,7

12,81

краска

10,03

5,71

-4,32

автохимия

8,81

4,21

-4,6

аудиотовары

7,63

7,79

0,15

автоаксессуары

4,91

3,49

-1,41


 

В целом товарооборот организации увеличился в 2012 г. на 1424,8 тыс.руб. Средние товарные запасы тоже увеличились в 2012 г. – на 544,8 тыс.руб. Количество дней за оба года не изменялось, так как не было високосного. Также уменьшилась продолжительность оборота средних товарных запасов в целом по товарным группам на 14 дней. Уровень товарных запасов уменьшился на 6 дней. В результате скорость оборота увеличилась на 0,07 оборота. Уменьшение времени обращения средних товарных запасов наблюдалось по четырем из семи  рассматриваемых ассортиментных групп,  по остальным трем время оборота увеличилось.

По кузовным деталям  в 2012 г. товарооборот увеличился на 352,89 тыс.руб., за счет высокого спроса на данный вид товара, вследствие чего средняя  величина товарных запасов на складе уменьшилась на 212 тыс.руб. Данный вид  товара не слишком распространен  у конкурентов организации, потому что предполагает очень большой объем поступления,  требует больших вложений денег, аккуратного обращения, и поэтому большинство покупателей обращаются в магазин ИП Гайнановой В.Р. Поэтому на данный вид товара всегда есть спрос, вследствие этого он оборачивается быстрее, и с каждым годом время его обращения существенно падает: в 2012 г. оно уменьшилось на 50 дней. 

Информация о работе Управление товарными запасами предприятия на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р