Анализ финансового состояния предприятия филиала ОАО АНК «Башнефть-Янаул»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:19, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;
характеристика источников средств предприятия: собственных и заемных

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1 Теоретические аспекты АНАЛИЗА ФИНАНСОВого состояния ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………….……

7
1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния
предприятия и его финансовой устойчивости ……………………………….

7
1.2 Понятие платежеспособности и методика ее оценки на основе показателя ликвидности……………………………………………………….

10
1.3 Методика анализа финансовой устойчивости предприятия……………..
19
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ФИЛИАЛА ОАО АНК «БАШНЕФТЬ» БАШНЕФТЬ - ЯНАУЛ …….

29
2.1 Анализ источников формирования, состава и размещения капитала…..
29
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………..
35
2.3 Анализ ликвидности баланса. Анализ доходности капитала ………….
42
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ФИЛИАЛА ОАО АНК «БАШНЕФТЬ» БАШНЕФТЬ - ЯНАУЛ ……………………………………………………………………….…


49
3.1 Повышение эффективности управления предприятием на основе анализа финансового состояния

49
3.2 Рекомендации, направленные на улучшение деятельности и повышению эффективности предприятия………….………………………...

57
3.3 Совершенствование системы управленческого учета на предприятии...
63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….......
71
Приложение А ………………………………………………………………….
75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом анализ финансовой устойчивости предприятия.doc

— 1.94 Мб (Скачать файл)

В настоящее время  не существует детальной общепринятой, официальной методики оценки финансового состояния промышленного предприятия, аналогичной, допустим, методике оценки инвестиционных проектов.

Некоторые методические положения, определенные правительственными документами, имеют много нареканий  при практическом применении из-за отсутствия четких критериев определения неплатежеспособности предприятия. В России, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, нет отработанной системы определения экономического рейтинга предприятий. Обладая рядом необходимых для этого свойств, существующая методология оценки финансовой устойчивости и платежеспособности не учитывает в полной мере многие практические аспекты деятельности каждого конкретного предприятия в условиях нестационарности экономики (неплатежи, инфляция, резкие, непредсказуемые колебания ставки рефинансирования, переменная норма дисконта, большой уровень затрат на обслуживание долга, сложная структура рисков и их слабая предсказуемость, нестабильная налоговая система, отличное от мировых стандартов соотношение макропоказателей).

Так, в соответствии с  постановлением правительства, установлены  правила, согласно которым оценка финансовой устойчивости формируется на основе сопоставления расчетных значений трех показателей — оценки текущей  ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности — с установленными значениями их нормативных величин. Однако при всей простоте и очевидности экономического содержания этой системы критериев оценки следует указать на принципиальное несовершенство указанного подхода. Это тем более важно, что от результатов оценки финансовой устойчивости зависит не только деловая репутация предприятия, но и принятие важных для его судьбы решений — о его банкротстве, передаче прав собственности на него.

К основным недостаткам указанного подхода следует отнести:

  1. Низкий уровень адекватности экспресс - анализа реальному положению предприятия вследствие ограничения совокупности всех возможных показателей финансового состояния тремя перечисленными оценочными критериями позволяет ожидать во многих практических случаях столь же низкого уровня достоверности такого анализа.
  2. Недифференцированный характер нормативных значений показателей, их универсальность и априорное допущение единообразия системы критериев некорректны в условиях многообразия видов производственно-хозяйственной деятельности. Распределение значимости коэффициентов зависит от специфики конкретного предприятия и ситуации в отрасли или в регионе в целом. В экономически развитых странах нормативные значения подобных коэффициентов дифференцированы хотя бы по отраслям.
  3. Предельно завышенные количественные значения нормативных показателей, установленных на основании анализа аналогичных учетно-аналитических данных мировой практики, могут быть достигнуты лишь в условиях нормального функционирования предприятий, а не в ситуации системного экономического кризиса и финансового кризиса в частности. Шоковая либерализация цен и последующая за этим инфляция привели к практически полному отсутствию у многих предприятий (в первую очередь, машиностроительных, с длительным производственно - сбытовым циклом) собственных оборотных средств.
  4. Экстраполяция критериальных показателей, при которой происходит отображение тенденций их изменения в отчетном периоде на будущий период, приводит к усилению искажения оценки, так как при этом не учитывается возможность осуществления предприятием самых разнообразных мер по стабилизации финансового состояния.

 

3.3 Совершенствование системы управленческого учета на предприятии

 

При описании повышения эффективности бизнес-процессов выявляется и необходимость, некоторые подразделения приходится объединять, чтобы исключить корректировки организационной структуры компании. Для качественной организации бизнес-процессов может возникнуть необходимость в новых структурных подразделениях дублирование функций и ответственности.

При внедрении системы  управленческого учета возникает  вопрос, кто должен заниматься управленческим учетом и надо ли создавать какие-то новые структуры, например отдел  управленческого учета. Однозначного ответа здесь не существует.

Для ОАО АНК «Башнефть-Янаул» возможен вариант организации ведения управленческого учета в рамках уже существующей финансово-экономической службы. Достаточно часто используется следующий вариант: в каждом подразделении подбираются сотрудники (или группа сотрудников), ответственные за ведение управленческого учета по своему направлению. У сотрудников могут просто появиться новые функции, ответственность делится между службами в зависимости от объектов учета.

Необходимо учитывать, что постановка управленческого учета – это проект. Соответственно необходим менеджер проекта, который не только за него отвечает, но и обладает необходимыми полномочиями. На практике ответственным за постановку управленческого учета часто назначается финансовый директор. Еще одно жесткое условие – заинтересованность и участие в проекте руководителя компании.

Цель оптимизации –  сделать организационную структуру  схемой управления. Это означает, что  должна прослеживаться система принятия решений руководителями разных уровней. Также должны быть понятны механизмы контроля и отчетности. При этом четко определяются основные задачи и ответственность структурных подразделений (за что и перед кем). Очень важно создать систему контроля за достижением показателей, заданных в системе сбалансированных показателей, и при этом установить личную ответственность менеджеров подразделений за выполнение показателей. В процессе оптимизации организационной структуры формируются принципы взаимодействия как между подразделениями внутри каждой компании, так и между компаниями, входящими в состав холдинга.

При разработке организационной  структуры компании в первую очередь  определяются целевые ориентиры  и критерии ее совершенствования. Формируется  структура административного и функционального подчинения. Достаточно сложным этапом является распределение областей ответственности и функциональных обязанностей между подразделениями и сотрудниками. Разработанная структура должна обеспечивать информационное взаимодействие подразделений.

Основными организационными документами, фиксирующими изменения, являются Положение об организационной  структуре и должностные инструкции, отражающие распределение функциональных обязанностей сотрудников.

Основными результатами этого этапа явятся определение организационной структуры компании, основных составляющих ее блоков, их функций и направлений деятельности, а также согласование основы структурных решений для построения системы управленческого учета.

С организационной структурой компании тесно связана финансовая структура. Чтобы создать финансовую структуру, сначала нужно распределить доходы, расходы и затраты по структурным подразделениям. При этом произойдет выявление структурных подразделений, способных отвечать за движение денежных средств. Последним шагом будет выделение в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и распределение по уровням. С помощью выделения центров финансовой ответственности компания пойдет по пути децентрализации управления, когда бизнес-единицы получают самостоятельность в принятии оперативных стратегических решений.

Основными целями децентрализации  управления являются повышение качества управления как компанией в целом, так и по направлениям производственно-хозяйственной  деятельности и формирование гибких организационных структур в сложных производственно-хозяйственных системах. Очень важным является то, что линейный менеджер будет иметь право самостоятельно, без согласования с руководством, оперативно принимать решения в определенных вопросах и на определенную денежную сумму. Это повышает оперативность управления бизнесом, так как для принятия решений у менеджера подразделения больше информации о местных условиях, при этом их деятельность становится более мотивированной, так как появляется возможность проявить инициативу. Наделение менеджеров ответственностью способствует развитию управленческих навыков. А самое главное, что высшее руководство, освободившись от необходимости ежедневных решений частных вопросов, может сосредоточиться на стратегических задачах управления.

Таким образом, финансовая структура делит организацию  не по подразделениям, выполняющим  какие-либо функции, а по центрам  финансовой ответственности. Центр  финансовой ответственности – структурное  подразделение (или совокупность структурных подразделений), наделенное необходимыми ресурсами, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность в соответствии со своими правами и обязанностями. Центры ответственности управляются на основе показателей деятельности из системы сбалансированных показателей. Руководители центров несут ответственность за их деятельность. Эффективность работы центров определяется сравнением плановых и фактических показателей. В рамках системы учета по центрам ответственности строятся бюджеты и оценивается их исполнение.

Это позволяет четко  отслеживать денежные средства и  контролировать источники возникновения  доходов и расходов. Такая детализация  учета позволяет максимально  объективно оценивать деятельность компании.

Но необходимо упомянуть  о недостатках децентрализации управления, которые выражаются в дублировании функций, невнимании к деятельности других подразделений и вероятности принятия менеджером подразделения некомпетентных решений, которые отрицательно скажутся на финансовом результате. Причинами неудачных решений могут быть несогласованность целей всего предприятия и отдельного подразделения, а также недостаток информации, которая позволяла бы менеджерам подразделений определять влияние своей деятельности на другие подразделения. Эти недостатки как раз и снимаются внедрением системы сбалансированных показателей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные теоретические  исследования и практический анализ позволили сделать следующие  выводы.

- Финансовое состояние является важнейшим показателем оценки эффективности деятельности предприятия. От него напрямую зависит выбор стратегии дальнейшего развития предприятия. Поэтому необходимо постоянно проводить оценку финансовой устойчивости, как при кризисной ситуации, так и при нормальном функционировании предприятия. Это позволит своевременно получать информацию о результатах тех или иных действий и предотвращать негативные их последствия на всех этапах работы, что в конечном итоге приведет к положительному результату деятельности предприятия и к повышению ее эффективности.

- Анализ финансового состояния предприятия проводится посредством общей оценки состава и структуры активов предприятия и источников их формирования, расчета показателей структуры капитала, платежеспособности, рентабельности и деловой активности предприятия, а также анализа структуры прибыли.

- Для выявления путей повышения финансовой устойчивости необходимо детальное исследование кредиторской и дебиторской задолженностей, разработка мероприятий по их снижению; анализ эффективности использования собственных и заемных средств и распределения полученной прибыли.

- Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его финансовой деятельности. Устойчивое финансовое положение оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, достижения рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главная цель финансовой деятельности – решить где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.

- Чтобы выжить в условиях рыночной экономике и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую заемные.

- Финансовая устойчивость  — такое состояние финансовых  ресурсов предприятия, их распределения и использования, которое обеспечивает развитие предприятия и повышение его рыночной стоимости в соответствии с целями финансового управления. Недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная — препятствовать развитию, отягощая затраты излишними запасами и резервами.

Платежеспособность предприятия - это способность предприятия своевременно исполнять обязательства по всем видам платежей. Уровень платежеспособности зависит от сферы деятельности, соотношения оборотных и внеоборотных активов, скорости оборота средств, состава оборотных активов, величины и срочности оплаты текущих обязательств. Для обеспечения высокого уровня ликвидности организация должна поддерживать определенное соотношение между превращением оборотных активов в денежные средства и сроками погашения краткосрочных обязательств.

- Основным источником  информации о финансовой деятельности предприятия является финансовая отчетность. Она представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Финансовая отчетность предприятия состоит из законодательно утвержденных форм отчетности, которые заполняются на основе документально обоснованных данных финансового учета. Финансовая отчетность предназначается в основном для внешних пользователей и служит в качестве объективной информационной базы для принятия управленческих решений в области финансов.

- Традиционные методы  оценки финансовой устойчивости  и платежеспособности состоят  в расчете абсолютных и относительных  показателей, которые определяются  на основе данных баланса каждого  конкретного предприятия. Финансовые коэффициенты сопоставляются с нормативными значениями, что и составляет заключительный акт оценки.

За 2008г. сумма хозяйствующих  средств, находящихся в распоряжении ОАО «АНК «Башнефть-Янаул» увеличилась. На начало года ОАО «АНК «Башнефть-Янаул» существовало за счет собственных оборотных средств. К концу года стало менее зависимым от заемных и привлеченных средств. Рассчитанные показатели финансовой устойчивости показали, что ОАО «АНК «Башнефть-Янаул» все свои обязательства может покрыть собственными средствами, не зависит от внешних источников финансирования. В отчетном году производительность труда увеличилась из-за увеличения выручки от реализации продукции. Рентабельность капитала снизилась, следовательно, упал спрос на продукцию. Спад затрат на производство и реализацию продукции привел к уменьшению оборачиваемости материальных производственных запасов. Таким образом, ОАО «АНК «Башнефть-Янаул» весь 2008г. существовал за счет собственных средств и был независимо финансово от заемных средств и устойчиво.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия филиала ОАО АНК «Башнефть-Янаул»