Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 07:25, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование особенностей деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть и решить некоторые задачи:
рассмотреть теоретические основы деятельности страховых организаций на финансовом рынке;
проанализировать особенности деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан;
выявить основные проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса.
Вместе с тем финансовый кризис стимулировал структурные изменения в системе страхования: создание групп страховых организаций, остающихся юридически самостоятельными и связанных между собой участием в уставных капиталах друг друга, создание на базе небольших страховых организаций филиалов или дочерних компаний крупных страховщиков и др.
Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся компонент финансового рынка Содружества. Объемы операций на рынке страховых услуг государств – участников СНГ неуклонно растут. Тем не менее на развитие страхования негативно влияют:
отсутствие надежных финансовых инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
низкий уровень страховой культуры у населения.
Страховой рынок как часть финансового рынка в современных условиях высокой скорости перемещения ресурсов нуждается в постоянном мониторинге и своевременной модернизации. Основными целями политики государств – участников СНГ в сфере страхования определены разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики.
Судя по материалам, представленным государствами – участниками СНГ, целесообразно сосредоточить усилия на следующих направлениях:
развитие механизмов государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
развитие инфраструктуры страхового рынка (институт актуариев, институт брокеров, институт урегулирования убытков и претензий, институт аварийного комиссара, др.);
создание предпосылок для стимулирования перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов накопительных видов страхования (жизни), т.е. развития личного страхования;
совершенствование законодательной, нормативной и методологической базы, способствующей развитию добровольных и обязательных видов страхования;
обеспечение финансовой устойчивости и роста капитализации страховых организаций;
совершенствование системы противодействия страховому мошенничеству;
повышение страховой культуры населения;
совершенствование механизма перестрахования и сострахования.
Целесообразно развивать в этих направлениях и деятельность Межгосударственного координационного совета руководителей органов страхового надзора государств – участников СНГ как органа, содействующего интеграционным процессам на страховом рынке Содружества.
Для создания регионального страхового рынка целесообразно выработать согласованные подходы к лицензированию страховых (перестраховочных) организаций, осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формированию уставного капитала страховых (перестраховочных) организаций и страховых резервов, унификации видов (классов) страхования; сближению требований по защите прав и интересов потребителей страховых услуг, принципов определения платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций.
Предлагаемые меры по развитию инфраструктуры и увеличению емкости страхового рынка позволят повысить значение страхования как механизма защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, усилить инвестиционный потенциал страховых организаций для использования его в целях долгосрочного инвестирования в экономику государств – участников СНГ.
1.3 Организация страховой деятельности в Республике Казахстан
Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка — необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих услуг [2, c.7].
Таблица 1. Обзор законодательной базы, которая регулирует деятельность страховых компаний
№ п/п |
Полное название законодательного акта |
Основные вопросы, которые регулируются этим актом | |
1 |
2 |
3 | |
1 |
Конституция Республики Казахстан |
Определяет общие нормы правового регулирования финансовой политики, составной частью которой является страховое дело. | |
2 |
Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000г. (с изменениями и дополнениями) |
Этот Закон регулирует отношения в сфере страхования и направленный на создание рынка страховых услуг, усиления страховой защиты имущественных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан. | |
3 |
Гражданский кодекс Республики Казахстан |
Определяет основные правила заключения договоров страхования, права и обязанности сторон этого договора. | |
4 |
Налоговый Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008г. |
Регулирует налогообложение доходов при осуществлении страховой деятельности. | |
5 |
Закон Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» |
Определяет основные требования к организационным формам функционирования страховых компаний. | |
6 |
Программа развития страхового рынка Республики Казахстан на 2004-2006 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года N 729 |
В Программе учтено законодательное размежевание сфер деятельности страхования и общеобязательного государственного социального страхования и предусмотрены не только пути реформирования рынка страхования, а определены возможные направления взаимодействия и участия страховщиков в обслуживании общеобязательного государственного социального страхования. | |
7 |
Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11 января 2007 года (с изменениям и дополнениями по состоянию на 13.02.2009 г.) |
Определяет основные лицензионные условия для страховой деятельности. | |
П р и м е ч а н и е - составлено автором |
Исходя из приведенного в таблице 1 перечня нормативных документов можно сделать вывод, что деятельность страховых компаний в Казахстане регулируется на различных уровнях государственной власти.
Распространение международной рыночной терминологии в нашей стране объясняется тем, что страховщика часто называют страховой компанией.
Страховая компания – это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности, которая берет на себя обязательства страховщика и имеет для этого соответствующую лицензию.
Страховая компания пользуется всеми правами фирмы.
В Казахстане, как и в большинстве государствах, основу страховой системы составляют компании в виде акционерных обществ.
Акционерное страховое общество – это тип компании, которая создается и действует с уставным капиталом, разделенным на определенные части – акции. Оплаченная акция дает право ее собственнику на участие в управлении обществом и получение части прибыли в форме дивидендов.
В самой основе акционерного общества заложены преимущества этого вида компании. Акционерная форма нагромождения уставного капитала дает возможность привлечь в страховую индустрию множество юридических и физических лиц, заинтересованных выгодно разместить свои инвестиции. Страховая индустрия при обоснованном государственном регулировании имеет все возможности для получения прибыли на уровне, который превышает средний по всем отраслям бизнеса. В случае неблагоприятных последствий деятельности конкретного страховщика потеря относительно небольших взносов в компанию не потянет за собой банкротства самих акционеров.
По территории обслуживания страховые компании можно разделить на местные, региональные, национальные и транснациональные. Сейчас практически отсутствует статистика заключенных договоров каждой компании в пределах области. Лицензии почти всем компаниям выданы с правом осуществления деятельности на территории всей страны. Поэтому тяжело выделить страховщиков, которые действуют только в пределах определенного региона.
Транснациональных страховых компаний в Казахстане до сих пор нет. Законодательство не разрешает создание иностранных страховых компаний или их филиалов. Речь идет о защите собственной страховой индустрии, стремлении улучшить платежный баланс страны, использование временно свободных средств страховщиков для увеличения инвестиций в собственную экономику. Такие меры можно считать оправданными в том случае, когда развитию внутреннему рынку предоставляются соответствующие приоритеты. Одним из главных условий является наращение финансового и кадрового потенциала компаний, создание механизма стимулирования спроса на страховые услуги, усиление борьбы с финансовыми махинациями, а также создание климата доверия к страховщикам.
Опыт стран Европейского Союза показывает, что на высшем этапе своего развития страхование объективно требует выхода за пределы страны. Это выгодно страховщику – риски территориально рассредоточиваются, растет объем продажи полисов, а, следовательно, и возможность получить прибыль. Определенные преимущества ожидают и на страхователей: получение страховых услуг наивысшего качества и за сравнительно низкую плату и в необходимом регионе.
Порядок создания новых или реорганизация существующих страховых компаний регулируется как общими законами (о предпринимательской деятельности, регистрация юридических лиц, выполнение денежно-валютных операций, движение ценных бумаг и т.п.), так и законодательством, которое касается особенностей страхового профиля деятельности.
Процесс создания страховой компании можно разделить на два этапа: формирование юридического лица и предоставление ему статуса страховщика. Безусловно, этим этапы тесно взаимосвязаны, что отражается в учредительных документах, размере уставного капитала, определении сфер деятельности и т.д.
Юридические лица (кроме банков) должны быть зарегистрированы в администрациях по месту нахождения. Компания, которая получила регистрационное свидетельство как предпринимательская структура, может выполнять определенные финансовые операции, связанные с формированием уставного фонда, подготовкой офиса. Но на этом этапе компания еще не является страховщиком. Она приобретает статус только после внесения ее в Государственный реестр страховщиков и выдаче ей лицензии на право осуществления определенных видов страхования.
Страхование – это особый механизм рыночной экономики, который способствует «сглаживанию» негативных экономических положений, а также является потенциальным инвестором, способным вкладывать реальный капитал
в развитие отечественной индустрии [5, с. 361]. Во всем цивилизованном мире уровень развития страхового сектора можно считать индикатором развития экономики страны в целом. На современном экономическом этапе казахстанский страховой рынок оценивается экспертами как один из самых динамично развивающихся в СНГ.
На протяжении последнего десятилетия экономика Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB-/Стабильный/A-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: BBB/Стабильный/A-3) росла практически непрерывно, в среднем примерно на 10% в год. Однако сегодня она испытывает воздействие сразу двух негативных факторов: продолжающегося с 2007 г. ослабления ее банковского сектора и падения мировых цен на многие сырьевые товары, являющиеся важнейшими статьями казахстанского экспорта. С 2010 по 2012 годы в Казахстане снижены страховые премии в основном по добровольным классам страхования, в том числе по классам, связанным со страхованием банковских операций.
Таблица 1 – Страховая отрасль Казахстана: сильные и слабые стороны, возможности и риски
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Привлекательные долгосрочные экономические перспективы |
Крайне низкая осведомленность населения |
Эффективное регулирование АФН |
Зависимость от иностранных перестраховщиков в обслуживании основных рисков |
Существует большое количество видов обязательного страхования |
Небольшая популярность долгосрочных линий (страхования жизни и пенсионного страхования) |
Стратегическое географическое положение и положение во временной зоне |
Создание неадекватных (недостаточных)резервов является проблемой для большого количества компаний |
Расходы на инфраструктуру повышают уровень активности страхового рынка |
Ограниченный уровень инвестиций в национальной валюте |
Возможности |
Риски |
Вероятный рост страхового рынка в долгосрочной перспективе |
Влияние девальвации/инфляции на расходы и выплаты |
Возникновение необходимости страхования климатических рисков и рисков землетрясений |
Крупные иностранные страховщики проникают на рынок |
Региональные экономические, социальные, и геополитические риски |
Примечание: [9]
Банки, работающие как основные покупатели страховых услуг в 2008-2009 годах, отступают на второй план, сдавая свои позиции. Поэтому страхование, которое генерируется именно банками при выдаче кредитов, заметно замедляется по сравнению с прошлыми годами – 2008-2010 годы. Непосредственно «в связи с этим произошло сокращение и страхования ипотеки, банки сдают свои позиции – более тщательно выбирают, кому выдавать кредиты». [6, с. 20]. С 2010-2012 годы, наблюдается рост страхования имущества и ответственности. В 2010 году произошло много природных катаклизм. Но, несмотря на это не учтен риск, землетрясения, и соответственно, так как согласно статистике наблюдается, отсутствие страхования имущества от рисков землетрясения [6, с. 24]. В 2010-2012 годы стали годами, когда казахстанские страховщики внедряют самые передовые методы и технологии, поскольку страхование затрагивает практически все сферы жизни.
Согласно состоянию на 1 января 2012 года на страховом рынке Казахстана осуществляют лицензированную деятельность 35 страховых организаций, в том числе 7 – по страхованию жизни, 13 страховых брокеров и 87 актуариев. В сравнении с 2010 года было 41 страховая организация, в т.ч. 7 – по страхованию жизни, 13 страховых брокеров и 71 актуария [9, с. 41].
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан