Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 07:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование особенностей деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть и решить некоторые задачи:
рассмотреть теоретические основы деятельности страховых организаций на финансовом рынке;
проанализировать особенности деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан;
выявить основные проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

дип, страховая деятельность в РК 2014.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 2 - Индустриальная структура страхового сектора за 2012 год

 СУБЪЕКТЫ СТРАХОВОГО РЫНКА

35 страховых организаций

28 по общему страхованию

7 по страхованию жизни

264 филиала

61 филиалов

13 страховых брокеров

87 актуариев


Примечание: [65]

 

Существующие страховые компании формируют и размещают активы таким образом, чтобы иметь высокую гибкость к внешним и внутренним рискам, то есть балансировать риски, ликвидность и прибыльность в процессе активных операций. Необходимо отметить, что динамика активов, собственного капитала и страховых резервов по страховым (перестраховочным) организациям Казахстана свидетельствуют о стабильном росте. Значимым показателем деятельности страховых компаний является увеличение страховых резервов, собственного капитала, ведь основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов. При этом необходимо отметить, что такая динамика роста связана с увеличением активности банковского и корпоративного секторов.

 

 

Примечание: [65]

 

Рисунок – 2 Динамика активов, собственного капитала и страховых резервов, миллиардов тенге

 

Согласно статистическим данным объём страховых премий по обязательному страхованию превысил аналогичный показатель прошлого года на 28,5%, по добровольному личному страхованию увеличение составило 52,4%, по добровольному имущественному страхованию увеличение произошло на 10,2% [8, с. 3]. Положительным фактом деятельности страховых компаний на страховом рынке является рост собранных страховых премий как один из важнейших показателей конкурентоспособности и доверия страхователей к страховщику [6, с. 44]. Анализируя структуру страховых премий, можно отметить следующее: доля поступлений в обязательном страховании в 2011 году увеличилась на 0,9% по сравнению с 2010 годом и составила 25,9%, по сравнению с 2009 годом стала меньше на 1%. Доля поступлений в добровольном личном страховании составила 30,5%, что на 5,4% больше, чем в 2010 году и больше на 11,2% аналогичного периода 2009 года. Доля поступлений в добровольном имущественном страховании составила 43,6%, что на 6% меньше аналогичного периода прошлого года и на 10,2% меньше, чем в 2009 году. Из общей суммы страховых премий произведенных за двенадцать месяцев 2011 года, наибольший объём приходится на страхование имущества – 21%, гражданско-правовую ответственность владельцев транспортных средств - 14,6%, аннуитетное страхование – 13,7%.  

Примечание: [65]

 

Рисунок – 3  Структура страховых премий, %

 

Развитие страхового рынка не может опережать реальных преобразований в сфере производства, услуг, всей экономики в целом. Достижение целей возможно лишь при условии реализации основных положений правительственных программ по углублению реформ, особенно в части завершения приватизации, формирования рынка ценных бумаг, создания конкурентной среды, совершенствования системы подготовки кадров и так далее. Но, несмотря на оптимистичные перспективы, существуют некоторые проблемы развития страхового рынка Казахстана. Капитализация – для развития страхового рынка характерны увеличение страховых премий и страховых выплат, количества страхователей, договоров и объектов страхования. Однако невысокая степень капитализации предопределяет увеличение потенциальных рисков для страховой организации. В расчетах стоимости активов и норматива достаточности страховой компании не учитывается стоимость основных средств, являющихся значительной частью активов страховых компаний, с учетом наличия у страховщиков большой филиальной сети. Налогообложение и аннуитет являются важными  для развития страхового рынка являются меры по налоговому стимулированию страхования и, в частности, его накопительных видов. К примеру, в США и странах ЕС страховые премии по накопительным видам страхования жизни достигают более 50% от собираемых премий в страховом секторе. В Казахстане страховые премии по страхованию жизни не достигают 2% от всего объёма премий. Это во многом связано с налогообложением страховых премий. Прибыль страховой организации, получаемая в течение действия договора аннуитета (5–10 лет) по аннуитетным продуктам, как правило, ниже на 4–5% стоимости аннуитета. Это делает экономически невыгодным выпуск страховыми организациями аннуитетов. Актуарная деятельность – для подготовки актуариев и создания среди них конкурентных условий остро стоит вопрос нехватки специалистов, налаживания системы проведения специальных курсов, необходимых для получения лицензии в соответствии с законодательством.

Международные стандарты финансовой отчетности – необходимость выполнения задекларированного обязательства о полном соблюдении страховыми организациями международных стандартов финансовой отчетности при отсутствии легитимного порядка практического применения МСФО 4 «Договоры страхования». С 2005 года страховые компании, в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» обязаны применять при составлении финансовой отчетности МСФО, но кроме указанной выше причины затруднения состоят в том, что отсутствует также практика применения страховыми организациями МСФО. Нет специалистов-практиков, которые могли бы проводить обучающие курсы для финансистов страховых компаний по применению МСФО 4 [8, с. 35]. Также проблема низкой активности населения в страховании объясняется тем, что страховые компании уделяют мало внимания вопросам информированности населения о результатах своей деятельности, предоставления необходимой информации о существующих и новых видах страхования, составления качественной и содержательной рекламы. Недостаточно изучается и проводится работа по формированию потребительского спроса на страховые услуги, широкому разъяснению через средства массовой информации основных прав потребителей страховых услуг. Мировой опыт показывает, что объемы рынков страхования растут пропорционально экономике. В этом плане, в Казахстане в современных условиях страховой рынок имеет большие возможности развития традиционных видов услуг личного страхования и расширения их новых видов.  При повышении требований к капиталу компаний, в 2012 году страховой рынок перераспределяется –консолидация: мелкие компании вынуждены объединиться или слиться с более крупными игроками. В условиях жесткой конкуренции, страховые компании вынуждены работать над своей конкурентоспособностью, разрабатывая новые продукты и создавая условия для оперативного и качественного обслуживания клиентов [8, с. 41]. В условиях перехода к рыночным отношениям страховым организациям как составной части финансово-кредитной сферы принадлежит важнейшая роль в достижении и дальнейшем сохранении экономической стабильности. Несмотря на ускоренное становление, страховой рынок Казахстана все еще не получил достаточного развития по сравнению с другими секторами финансового рынка страны (по сумме активов, количеству обслуживаемых клиентов, региональному развитию и так далее). Однако стремление к развитию страхового рынка в республике предопределяет ряд необходимых мер:

  1. достижение надежности и финансовой стабильности структуры страхования;
  2. увеличение эффективности способов государственного регулирования страхового дела;
  3. формирование взаимоотношений казахстанского и международного страховых рынков;
  4. модернизацию нормативной базы страховой деятельности [9, с. 82].

Как правило, страхование напрямую зависит от развития предприятий и уровня занятости населения. В то же время страхование является институтом поддержки, дополнительной защиты в период кризиса, когда хозяйствующие субъекты не могут формировать дополнительные провизии, им выгоднее приобрести страховой полис за меньшие деньги. Однако в целом по рынку отмечается увеличение сбора страховых премий, а именно по обязательным видам и по личному страхованию. В рынке перестрахования в Республике Казахстан, в последнее время наблюдается устойчивый рост объёмов входящего перестрахования – за год более чем в 2 раза. Общая сумма страховых премий, принятых страховыми (перестраховочными) организациями по договорам перестрахования, составляет 19 186,8 миллиарда тенге. При этом сумма страховых премий, принятых в перестрахование от нерезидентов Республики Казахстан, составляет 11 101,9 миллиардов тенге. Например, страховая компания «Евразия» осваивает рынки Южной Кореи, Турции, Латинской Америки. Это позволяет им обходить более крупных конкурентов. Уже сегодня данная страховая компания работает в более чем 75 странах мира, расширяя границы своей деятельности и обретая новых клиентов. Зарубежный рынок привлекателен для казахстанских страховых компаний, прежде всего, объёмами, масштабностью. За рубежом ведь как – страховку надо купить, а в Казахстане её надо продать. Рост входящего перестрахования является положительным фактором для экономики любого государства. Но страховым организациям Республики Казахстан необходимо внимательно и пристально изучать принимаемые риски. О качественном развитии страхового рынка в республике свидетельствует активное внедрение международных стандартов качества управления ISO 9000, что позволяет компаниям улучшать системы управления, а значит, предоставлять услуги более высокого качества. Рассмотрев проблемы и перспективы развития страхового рынка в Республике Казахстан и подводя итог из приведённых выше данных можно сделать вывод, что страхование в Казахстане становится механизмом реальной защиты населения от потенциальных рисков. То, что страхование становится важным звеном воспроизводства материальной или финансовой базы, утрачиваемой в результате несчастных случаев или природных катастроф, видно на примере выплат, производимых страховщиками своим клиентам. Страховой рынок Казахстана динамично развивается, охватывая все более широкие слои населения. Основной и первостепенной предпосылкой развития страховой отрасли в Казахстане является в первую очередь увеличение ВВП, повышение прибыли корпоративного сектора и доходов частных лиц. Так как в Казахстане главным «локомотивом» развития страхования остается корпоративный сектор, в стратегическом плане ориентация на физических лиц является более выигрышной, то она станет реальностью только на долгосрочной перспективе, так как корпоративный сектор не полностью охвачен страховыми услугами. Необходимо отметить, что государственное регулирование продолжает оставаться одним из важнейших факторов развития страхования в Казахстане, стимулируя приобретение услуг по страхованию жизни, предоставляя право уменьшения налогооблагаемого дохода и величину страховых расходов. Такое поощрение преследует две основные цели: создать максимальную социальную защищённость граждан и привлечь в экономику средства в виде долгосрочных инвестиций, операторами которых становятся страховые компании. Так как главным источником существования и развития страхового бизнеса являются страхователи, бизнес и государство должны быть заинтересованы в реализации интересов потребителей страховых услуг, как основы жизнеспособности будущего страхования Республики Казахстан. [9, с. 14]. 

Несмотря на то, что страховая отрасль является динамично развивающейся и перспективной Казахстану предстоит пройти ещё долгий путь совершенствования страховой деятельности, так как это происходило в странах с развитой рыночной экономикой. В Казахстане заложены огромные перспективы развития этой сферы, так как экономика только формируется и набирает темпы своего роста. В настоящее время страхование подошло к такому рубежу, после которого его структура может претерпеть серьезные изменения.

 

 

 

2. Правовой анализ страхового рынка в Республике Казахстан

2.1 Структура и участники страхового рынка в Республике Казахстан

 

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.

В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена: государственными, акционерными, частными, корпоративными, взаимными и другими страховыми компаниями.

Страховая организация или страховая компания - это конкретная форма организации страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание.

Страховая организация - экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Экономические отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования и перестрахования.

Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, и общества взаимного страхования.

Акционерная страховая компания - это негосударственная организационная форма, в которой в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества. Уставный капитал акционерного страховщика формируется из акций и других ценных бумаг, что позволяет при ограниченных средствах значительно увеличить финансовый потенциал страховой организации. Акционерная форма страховщиков доминирует на страховых рынках развитых стран.

Частные страховые компании принадлежат одному собственнику или его семье. К уникальной форме частных страховщиков можно отнести английскую корпорацию "Ллойд", которая представляет собой не юридическое лицо, а объединение физических лиц.

В государственном страховании в качестве страховщиков выступает государство. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования, что определяется соответствующим законом о статусе страховой организации. Осуществление государственного страхования представляет собой форму государственного регулирования национального страхового рынка. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и страховании компенсаций рабочим и служащим.

Общество взаимного страхования - это особая негосударственная организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. Взаимное страхование по существу - некоммерческая форма организации страхового фонда, которая обеспечивает страховую защиту имущественных интересов членов своего общества. С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования - одновременно и страховщик, и страхователь. При этом документом, удостоверяющим право на владение капитала общества взаимного страхования, его дохода и страховую защиту, является полис.

В территориальном аспекте структура страхового рынка характеризуется страховыми рынками:

  • местным (региональным);
  • национальным (внутренним);
  • мировым (внешним).

По отраслевому признаку выделяют рынок страхования:

  • личного;
  • имущественного;
  • ответственности.

В свою очередь каждый из рынков можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.

Товаром страхового рынка является страховой продукт. Страховой продукт - центральное понятие страхового рынка. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.

Продвижение страховых продуктов на страховом рынке и их реализацию преимущественно осуществляют страховые посредники: страховые агенты и страховые брокеры.

Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан