Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 07:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование особенностей деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть и решить некоторые задачи:
рассмотреть теоретические основы деятельности страховых организаций на финансовом рынке;
проанализировать особенности деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан;
выявить основные проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

дип, страховая деятельность в РК 2014.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.2Опыт зарубежных стран в правовом регулировании страховой деятельности

 

Для оптимизации управления деятельностью страховых компаний в республике необходимо изучить положительный мировой опыт. Одним из решений проблемы эффективности надзора является использование концепции надзора, основанного на оценке риска (Risk-Based Supervision), которая призвана уменьшить риск в областях деятельности страховой (перестраховочной) организации, имеющих его высокую концентрацию, еще до фактического возникновения проблемы (в том числе нарушения пруденциальных нормативов).

Надзор на основе оценки рисков можно характеризовать как структурный процесс или комплекс последовательных процедур регулирования, направленный на выявление и классификацию ключевых рисков, с которыми сталкивается каждая страховая (перестраховочная) организация в процессе своей деятельности, выбор инструментов для оценки рисков и разработка программ мероприятий по предупреждению, снижению или предотвращению этих рисков.

По результатам исследований в странах, использующих рассматриваемую концепцию (в частности в США), выявлено, что с помощью небольшого числа коэффициентов и соотношений (в пределах от 12 до 15) взятых в совокупности можно прогнозировать до 75% случаев несостоятельности страховых организаций по меньше мере за два года до того, как они стали неплатежеспособными, и предсказывать, по крайней мере, 95% случаев их несостоятельности за один год до банкротства.

Также мировая практика свидетельствует, что взаимное страхование является одним из важных элементов современного страхового рынка. При взаимном страховании осуществляется страхование имущества и иных имущественных интересов юридических и физических лиц путем создания ими обществ взаимного страхования. Как правило, такие общества создаются лицами, деятельность которых связана с однотипными рисками. В частности, создание обществ взаимного страхования возможно работниками предприятий на базе их профессиональных союзов и объединений, владельцами однотипных водных транспортных средств и так далее.

Необходимость взаимного страхования обусловлена, прежде всего, наличием большого количества рисков, которые коммерческие страховщики отказываются принимать на страхование в силу различных причин: частые убытки, высокие значения страховых сумм.

Одним из главных преимуществ взаимной формы страхования является ее более низкая стоимость по сравнению с коммерческим страхованием, которая наряду с другими ее достоинствами предопределила широкое распространение обществ взаимного страхования в мировой практике страхования. Шесть из десяти крупнейших страховых компаний в мире являются обществами взаимного страхования. На пяти крупнейших национальных рынках страхования (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция) доля премий по операциям взаимного страхования составляет около 40 % всех страховых премий. В Швеции, где доля страховой премии в ВВП составляет около 5 %, а на одного жителя страны приходится около 1600 долларов США страховых премий, из 89 крупных страховщиков, 21 - это общества взаимного страхования.

Основными нормативными правовыми актами, которыми регулируются отношения по страхованию, являются Гражданский кодекс Республики Армения (глава 54 «Страхование»), законы Республики Армения «О страховании и страховой деятельности» и «Об обязательном страховании автогражданской ответственности за использование автотранспортных средств (ОСАГО)», а также нормативные правовые акты Центрального банка Республики Армения.

Гражданским кодексом республики регулируются отношения между страховщиком и страхователем, а также их отношения с застрахованными лицами и выгодоприобретателями, которые возникают в процессе заключения и исполнения договора страхования.

Законом «О страховании и страховой деятельности» устанавливаются виды и классы страхования, а также регулируются отношения, связанные:

с организацией и осуществлением в республике страховой, перестраховочной, страховой посреднической деятельности;

созданием, лицензированием, осуществлением и прекращением деятельности страховых компаний, перестраховочных компаний, лиц, осуществляющих страховую посредническую деятельность;

осуществлением государственного контроля за страховой, перестраховочной и страховой посреднической деятельностью;

с другими отношениями, связанными со страхованием. 

Предельные величины, порядок расчета, состав участвующих в расчете основных экономических нормативов страховой деятельности, принципы, методы, порядок расчета технических резервов, вопросы перестрахования, инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов, особенности бухгалтерского учета в страховых организациях, составления, представления и публикации бухгалтерской отчетности страховых компаний, страховых брокеров и другие вопросы более подробно регулируются нормативными правовыми актами Центрального банка Республики Армения.

Законом Республики Армения «Об обязательном страховании автогражданской ответственности за использование автотранспортных средств (ОСАГО)» устанавливаются условия и порядок страхования и выплаты ущерба, причиненного в результате использования автотранспортного средства.

На территории Республики Армения страховую деятельность вправе осуществлять юридические лица, имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности, в порядке, установленном Законом «О страховании и страховой деятельности».

Республика Армения, иностранные государства, муниципалитеты Республики Армения или иностранного государства могут быть участниками страховых компании исключительно в случаях и порядке, установленных законом. Участниками компании не могут быть партии и профессиональные союзы.

Страховые компании, страховые брокерские компании, филиалы иностранных страховых компаний лицензируются Центральным банком Армении. В частности для получения лицензии вышеперечисленные лица представляют бизнес-план, устав компании, список участников компании, сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности руководителей. Для заключения рабочего договора со страховыми компаниями по осуществлению деятельности страховых агентов юридическим или физическим лицам, а также частным предпринимателям необходимо зарегистрироваться в качестве страховых агентов в регистре посредников в порядке, установленном законом и нормативными правовыми актами Центрального банка Республики Армения.

Иностранные компании, у которых на территории Республики Армения нет филиалов и дочерних юридических лиц, посредством публичной оферты могут осуществлять страховую деятельность в Республике Армения только в том случае, если они зарегистрированы в государствах, являющихся стороной заключенных в рамках Всемирной торговой организации (далее – ВТО) соглашений, к которым присоединилась также Республика Армения. При этом они могут осуществлять только страхование, которое связано с рисками в области:

морских перевозок, гражданской авиации, запуска космических кораблей, фрахта (включая сопровождающий и обслуживающий персонал). Такое страхование может распространяться на перевозимое имущество, транспортные средства, осуществляющие перевозку, и отношения, возникающие при перевозках, взятых как вместе, так и в отдельности;

международных грузоперевозок;

других услуг, связанных с перестрахованием, ретроцессией и иных услуг, связанных с перестрахованием.

Страховые компании не могут одновременно осуществлять деятельность по классам страхования жизни и страхования не жизни.

Для приобретения лицом или взаимосвязанными лицами значительного участия в уставном капитале страховых компаний необходимо предварительное согласие Совета Центрального банка. Кроме того, получение предварительного согласия Совета Центрального банка необходимо при проведении каждой новой сделки или сделок, в результате которых участие лица или взаимосвязанных лиц в уставном капитале компании превышает 20 % и более и 50 % и более соответственно.

Страховая организация может участвовать в уставном капитале других юридических лиц. Компании могут от своего имени и за свой счет осуществлять инвестиционную деятельность – покупать или иным образом приобретать, отчуждать акции, облигации и другие инвестиционные ценные бумаги. При этом без предварительного согласия Центрального банка им запрещается осуществлять такие операции или сделки, в результате которых:

доля участия компании в уставном капитале другого лица составит 5 % и более;

доля участия компании в уставном капитале одного лица превысит 15 % общего капитала данной компании;

доля участия в уставных капиталах всех лиц превысит 35 % общего капитала данной компании.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по страхованию, является Гражданский кодекс Республики Беларусь (глава 48 «Страхование») и Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 530 «О страховой деятельности».

Гражданским кодексом Республики Беларусь регулируются отношения между страховщиком и страхователем, а также их отношения с застрахованными и выгодоприобретателями, которые возникают в процессе заключения и исполнения договора страхования.

Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 530, определяет основные положения по осуществлению страхования как вида предпринимательской деятельности, вопросы государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью, условия и порядок проведения обязательных видов страхования.

Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь регулируются вопросы перестрахования, инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов, особенности бухгалтерского учета в страховых организациях, составления, представления и публикации бухгалтерской отчетности страховых организаций, страховых брокеров, оформления и согласования правил страхования и страховых тарифов по добровольным видам страхования и другие вопросы.

Вопросы создания, лицензирования, прекращения деятельности страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров регулируются общим законодательством с учетом особенностей, установленных Положением о страховой деятельности.

На территории Республики Беларусь страховую деятельность вправе осуществлять коммерческие организации, созданные для осуществления страховой деятельности, зарегистрированные в Министерстве финансов и имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности.

Государственная регистрация страховщиков, страховых брокеров, объединений страховщиков осуществляется Министерством финансов в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования, с учетом особенностей, определенных в Положении о страховой деятельности. В частности, для государственной регистрации страховщики, страховые брокеры представляют в Министерство финансов сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров, а также документы, подтверждающие происхождение собственных денежных средств учредителей (участников) страховщика.

Размер вклада каждого учредителя (за исключением вклада (доли) Республики Беларусь) в уставный фонд страховщика, создаваемого в виде акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, не может превышать 35 % размера уставного фонда.

Страховая организация может быть учредителем (участником) других юридических лиц. При этом общий размер вклада страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации не может превышать 35 % уставного фонда (за исключением вкладов республиканских унитарных предприятий, осуществляющих страховую деятельность) и вносится из прибыли, остающейся в ее распоряжении.

Законодательством установлена квота иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь в размере 30 %. При превышении квоты Министерство финансов прекращает регистрацию страховых организаций с иностранными инвестициями и выдачу таким организациям лицензий на осуществление страховой деятельности.

Создание страховщиками и страховыми брокерами обособленных подразделений в Республике Беларусь, за пределами Республики Беларусь, а также участие в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретение долей (акций) в уставных фондах таких организаций осуществляются с разрешения Министерства финансов.

Страховая организация, являющаяся дочерней (зависимой) по отношению к иностранному инвестору, имеет право на осуществление в Республике Беларусь страховой деятельности, если иностранный инвестор не менее 10 лет является страховой организацией, осуществляющей деятельность согласно праву соответствующего государства.

Страховые организации, являющиеся дочерними или зависимыми обществами по отношению к иностранным инвесторам, не вправе проводить в Республике Беларусь страхование жизни.

Оценка современного уровня и тенденций развития страхового рынка государств – участников СНГ свидетельствует об усилении его роли в системе социально-экономических и финансовых отношений, необходимости дальнейшего повышения уровня обеспечения страховой защиты граждан и предприятий, реализации механизма, гарантирующего стабильный экономический рост.

Страховой рынок оказался менее подвержен влиянию мирового финансового кризиса, чем другие сектора финансового рынка. Во-первых, финансовые результаты страховой деятельности сохранили положительную динамику, поскольку основным источником прибыли на данном этапе является страховая деятельность, а не инвестиционная, как это происходит в развитых странах. Во-вторых, страховые организации все еще недостаточно активно вовлечены в фондовый рынок и придерживаются относительно консервативной инвестиционной политики по сравнению с другими игроками рынка.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан