Разработка методологических основ внутреннего аудита финансовых результатов в СХА «Михайловское» Марксовского района Саратовской облас

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 23:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является разработка методологических основ внутреннего аудита финансовых результатов в СХА «Михайловское» Марксовского района Саратовской области.
Для достижения поставленной цели, следует реализовать ряд задач:
- раскрыть экономическую сущность прибыли, а так же её формирования;
- проанализировать финансовое СХА «Михайловское»;
- изучить особенности бухгалтерского учета финансовых результатов на СХА «Михайловское»;
- проанализировать систему внутреннего контроля на СХА «Михайловское»;
- разработать направления совершенствования системы контроля финансовых результатов на СХА «Михайловское».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Законодательная база, регулирующая формирования финансового результата
1.2. Сущность прибыли и порядок её формирования
1.3. Задачи учета и анализа финансовых результатов
Методика анализа финансовых результатов
1.4. Методы и технологии проведения аудита формирования и использования финансовых результатов в сельскохозяйственных предприятиях
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬАТОВ В СХА «МИХАЙЛОВСКОЕ» МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Финансово-экономическая характеристика СХА «Михайловское»
2.2. Анализ финансовой устойчивости СХА «Михайловское»
2.3. Структура финансового результата СХА «Михайловское»
2.4. Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля финансовых результатов в СХА «Михайловское»
3. ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
3.1. Задачи и функционирование службы внутреннего контроля в СХА «Михайловское»
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_Kurkova.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Уточненная модель формирования и распределения финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятия

 

Теоретическое и научно-методическое единство управления затратами и финансовыми результатами на разных уровнях предполагает единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии. Правильная и точная классификация затрат, доходов и расходов должна помочь руководству предприятия и бухгалтерии выявлять объективно существующие группы затрат, процессы их формирования, места возникновения и центры ответственности.

Основным научно-методическим вопросом организации управленческого учета финансовых результатов, является выбор метода (или сочетания методов), позволяющего получать системную информацию о хозяйственных процессах, затратах и результатах деятельности сельскохозяйственной организации. Круг вопросов, связанных с процедурной стороной организации управленческого учета, связан с разработкой системы счетоводства управленческого учета, первичных документов, отчетных форм для различных целей и уровней управления, системы документооборота и информационных потоков, вариантов распределения накладных расходов и калькуляции себестоимости продукции.

Для учета на сельскохозяйственных предприятиях рекомендуется введение счетов затрат на производство, разделенных на постоянные и переменные и использованием собирающего счета 27 «Постоянные затраты» и 24 «Результаты производственной деятельности». Для удобства калькулирования их обозначают субсчетами: 20/1 и 20/2 – для учета соответственно, переменных  и постоянных затрат основного производства, 25/1 и 25/2 - для учета, соответственно, переменных и постоянных общецеховых затрат, 26/1 и 26/2 - для учета переменных и постоянных общезаводских расходов, соответственно, и 44/1 и 44/2 - для учета, соответственно, переменных и постоянных коммерческих расходов.

Данное деление счетов связано с тем, что условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты, прямые трудовые расходы, производственные косвенные расходы.

На рисунке 2 отражена схема формирования учетных записей при формировании финансового результата на сельскохозяйственном предприятии.


 

 

Рисунок 2 – Схема формирования учетных записей при формировании    финансового результата на сельскохозяйственных предприятиях

 

Прямые условно-переменные расходы собираются на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства». Косвенные условно-переменные расходы предварительно распределяются на счетах 25, 26, 44, а затем ежемесячно переносятся на счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».

Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 20, 25, 26, 44, в конце каждого отчетного периода списываются на счет 27 «Постоянные затраты». Данный счет позволяет руководителю контролировать уровень постоянных затрат и своевременно влиять на снижение данных расходов. В конце отчетного периода со счета 27 ежемесячно списываются затраты на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 27 «Постоянные затраты».

В конце отчетного периода затраты основного производства в виде себестоимости проданной продукции списываются в дебет счета 24 «Результаты производственной деятельности» с кредита счета 43. В данном случае счет 24 используется как наглядное представление формирования маржинального дохода. По дебету счета 24 отражается списанная себестоимость, а по кредиту выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Данная система с использованием переходных счетов и систем зеркального отражения в большей степени приспособлена для отражения затрат по внутризаводским подразделениям и аналитическим центрам, для исчисления финансовых результатов производства и сбыта продукции переработки внутри года, в целях эффективного управления предприятием и оптимального налогообложения.

 

3.2. Организация работы службы внутреннего контроля в СХА «Михайловское»

 

За последние годы многие предприятия были приватизированы, на некоторых из них произошла неоднократная смена собственников, управленческого персонала. В этих условиях система контроля, сложившаяся в годы социализма, оказалась частично разрушенной, a частично не пригодной для применения ее в новых условиях. На основании практического опыта планирования и проведения аудиторских проверок можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся существенные недостатки системы внутреннего контроля (СВК) коммерческих предприятий:

- совмещение одними тем же сотрудником обязанностей по санк-ционированию, выполнению и учету отдельных операций;

- контроль не распространяется на действия администраторов высокого ранга, поэтому часто потери возникают не из-за общей слабости системы контроля, а в результате неправильных действий администрации;

- отсутствие лимитов полномочий сотрудников;

- отсутствие четкого разделения обязанностей между подразделениями предприятия, вследствие чего имеет место как дублирование функций, так и их невыполнение;

- отсутствие ротации обязанностей учетных работников, работа одних сотрудников не контролируется другими;

- большинство контрольных функций возложено на сотрудников бухгалтерии, на предприятиях не создаются службы внутреннего аудита, ревизионные службы и т.п.;

- конкретные методики или процедуры контроля формально определены во внутренних документах предприятия, однако на практике они не выполняются.

Следствием указанных недостатков являются низкая эффективность хозяйствования, использование отдельными лицами служебного положения в личных целях, осуществление рискованных инвестиций, невыполнение договорных обязательств, криминализация деятельности отдельных предприятий.

Российское законодательство не содержит специальных требований, регламентирующих организацию системы внутреннего контроля на предприятии. Отсутствие внешнего нормативного регулирования вопросов создания и функционирования СВК экономического субъекта выводит на первый план проблемы внутренней стандартизации контроля на предприятии.

Первым этапом в создании системы внутреннего управленческого контроля должно стать определение основных объектов контроля внутри каждой из четырех групп объектов (показатели, ресурсы, процессы, структурные единицы). При выборе основных объектов для организации контроля необходимо руководствоваться следующими факторами:

- важностью объекта контроля, т.е. степенью участия в достижении целей предприятия;

- функциональными возможностями автоматизированной информационной системы предприятия;

- необходимостью привлечения дополнительных финансовых и трудовых ресурсов для организации контроля;

- качеством контроля в отношении данного объекта.

Законодательной основой системы внутреннего контроля являются Гражданский и Трудовой кодексы РФ и Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в котором закреплены контрольные функции бухгалтерского учета. Однако прикладные вопросы построения и функционирования СВК на предприятии находятся сегодня вне сферы внешнего нормативного регулирования, что выводит на первый план проблемы внутренней стандартизации контроля.

Эффективность функционирования СВК напрямую определяется тем, насколько хорошо регламентирована контрольная деятельность в организации. Это относится не только к регламентации процессов выполнения отдельных контрольных процедур, но и к установлению правил сбора, группировки и предоставления пользователям информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Недостаточная формализация процесса контроля, отсутствие внутренних нормативных документов, регламентирующих СВК предприятия, не позволяют правильно выбрать и настроить информационную систему в соответствии c потребностями организации.

Действенность системы контроля во многом зависит от осведомленности и практических действий руководства предприятия, направленных на формирование и поддержание СВК, т.е. от контрольной среды, под которой понимаются действия, мероприятия и процедуры, отражающие общее отношение администрации и собственников организации к контролю и важность контроля для данного предприятия.

Служба внутреннего контроля очень важна для современного предприятия, ведь именно она позволяет выявить недочеты и недостатки существующих на предприятии систем бухгалтерского и управленческого учета, а так же компетентность и профессионализм сотрудников.

Целью существования службы внутреннего аудита помимо проверки деятельности организации должна стать разработка внутреннего стандарта. Специфика деятельности организации должна стать отправной точкой при организации структуры службы внутреннего аудита и при разработке внутрифирменного стандарта. Так же на разработку стандарта должна повлиять величина предприятия и конкретные цели администрации СХА «Михайловское», так же должна учитываться совокупность всех подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Созданию внутреннего стандарта по аудиту финансовых результатов должна предшествовать реорганизация службы внутреннего аудита, в СХА «Михайловское» это подразделения отсутствует, и поэтому необходимо разработать его структуру и обратить особое внимание на подбор квалифицированного персонала, ведь именно квалификация сотрудников окажет огромное влияние на работу службы. Рассмотрим примерный состав службы внутреннего аудита СХА «Михайловское» и свойственные её членам функциональные обязанности:

1. Руководитель службы - это  наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями  и навыками, способный дать высшему  руководству самый компетентный  совет в области экономики  и финансов. Главный аудитор в  идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки. Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии. Рассмотрим функции руководителя:

- составляет план-графика проверок;

- определяет состав группы  для проверки и документальное  оформление результатов аудиторских  процедур;

- может взять на себя  проведение анализа финансово-хозяйственной  деятельности;

- проводит консультации  по отдельным вопросам;

- контролирует выполнение приказов и распоряжений руководителя организации по финансово-хозяйственным вопросам;

- составляет общий отчет  о проделанной службой внутреннего  аудита работе;

- может разрабатывать  методический материал по повышению  профессионального уровня работников бухгалтерии и управления, проводить семинары по доведению последних требований налогового законодательства и т.п.

2. Специалист по документальным  проверкам отчетности:

- составляет план-график  проверок;

- комплектует группу;

- организует и осуществляет текущий контроль работы;

- составляет общий план  и программу внутреннего аудита;

- доводит до сведения  руководителя службы основные  результаты аудита, которые могут  повлиять на содержание и выводы  отчета о внутреннем аудите;

- участвует в подготовке и непосредственно осуществляет и документально оформляет результаты аудиторских процедур;

- составляет отчет по  результатам внутреннего аудита;

- проводит консультации, проверку выполнения приказов  и распоряжений руководителя  головной организации по финансово-хозяйственным вопросам.

4. Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым  вопросам.

5. Специалист владеющий  навыками контроля в соответствующих  технико-технологических направлениях.

Сведения о службе внутреннего аудита, о порядке её образования и полномочиях должны быть зафиксированы соответствующим распоряжением. Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификации должны быть зафиксированы в должностных инструкциях.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Методика внутреннего аудита в СХА «Михайловское», должна включать в себя три раздела:

Информация о работе Разработка методологических основ внутреннего аудита финансовых результатов в СХА «Михайловское» Марксовского района Саратовской облас