Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:45, курсовая работа
Цель дипломной работы – анализ теоретических и практических основ регулирования РЦБ и на его основе предложить перспективные пути его регулирования.
Сформулированная цель обозначила задачи курсовой работы:
изучить создание и эволюцию нормативно-правовой инфраструктуры рынка ценных бумаг в Казахстане;
рассмотреть функционирование фондовой биржи KASE как основной саморегулируемой организации;
исследовать Региональный финансовый центр г. Алматы, как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка;
Основными направлениями деятельности АО «РФЦА» будут:
В рамках реализации Программы запланировано выделение средств из республиканского бюджета, размер которых будет уточняться в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, из них:
Результатом финансирования и реализации всех положений Программы будет привлечение в экономику Казахстана дополнительных инвестиций в размере не менее 10 млрд. долл. США в течение 2007-2010 гг., увеличение капитализации отечественного фондового рынка в 2-3 раза и количества казахстанских и иностранных эмитентов до 3-4 раз по сравнению с 2006 г.
Реализация Программы развития РФЦА также будет способствовать:
Ожидаемым результатом реализации Программы будет развитие финансового центра города Алматы как нового сегмента международного финансового рынка для сосредоточения и транзита основных потоков капитала между странами СНГ, Восточной Европы и Азии. В конечном итоге, реализация Программы развития РФЦА до 2010 года будет способствовать вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира [30].
В ходе написания дипломной работы основной упор делался на анализ современного состояния рынка ценных бумаг, выявление недостатков и поиск решения найденных проблем.
В процессе исследования были получены следующие данные.
Сегодня казахстанская биржа представляет собой универсальный финансовый рынок, который условно можно разделить на четыре основных сектора: рынок иностранных валют, рынок государственных ценных бумаг, в том числе международных ценных бумаг Республики Казахстан, рынок акций и корпоративных облигаций, рынок деривативов.
В целом рынок ценных бумаг характеризуется низким уровнем капитализации, зависимостью от ГЦБ, преобладанием операций РЕПО, неразвитостью производных ценных бумаг и ограниченностью количества участников рынка.
На рынке Казахстана преобладает ситуация, когда крупные акционеры покупают большие пакеты акций компаний, чтобы сохранить контроль над компаниями. В дальнейшем эти акции не продаются. Таким образом, в соответствии с нормами, принятыми международными аналитиками, можно считать, что данные акции на рынке просто не присутствуют. С облигациями ситуация аналогичная - институциональные инвесторы удерживают их, как правило, до погашения. Это свидетельствует об отсутствии спекулятивной составляющей на казахстанском рынке ценных бумаг и единичном характере сделок с ценными бумагами.
Развитие фондового рынка в Казахстане идет плавно, естественно, без каких-то резких рывков. Законодательная база для развития фондового рынка в стране имеется. Был принят ряд законодательных изменений. В частности, Правительством разработаны и утверждена программа развития рынка ценных бумаг до 2010 года. Главной целью Программы является дальнейшее развитие рынка ценных бумаг, обеспечение его прозрачного и эффективного функционирования, расширения возможностей для выпуска ценных бумаг, защиты прав инвесторов и обеспечение добросовестной конкуренции.
Казахстанский рынок ценных бумаг недостаточно развит. Причин такого положения достаточно много. В Казахстане не очень много эмитентов, которые могли бы выйти на KASE. И этот дисбаланс между неразвитым рынком эмитентов и развитым рынком консервативных, быстрорастущих инвесторов не может быть быстро разрешим. Что касается рынка акций, низкая ликвидность здесь может объясняться превалированием интересов стратегических инвесторов. Если говорить о рынке облигаций, у нас хорошими темпами развивается этот сегмент, однако это относится только к первичному рынку.
Проблемой рынка корпоративных ценных бумаг является то, что рост промышленности идет недостаточно быстро. И инвесторы не имеют потребности заимствовать средства на рынке с помощью выпускаемых ценных бумаг. Оттого на рынке такое низкое предложение. Есть и еще одна специфическая проблема: большая площадь, низкая плотность населения. Нет смысла создавать и развивать крупные производства, ориентированные на внутренний рынок. Нет цели развивать национальную систему распределения. Это значит, что нужно искать ниши на международном рынке
Поэтому первое, что представляет долгосрочную перспективу, это предоставление возможности вывода иностранных эмитентов на внутренний казахстанский рынок ценных бумаг. Методы решения проблем интеграции на рынке корпоративных ценных бумаг следующие:
Таким образом, с учетом современного состояния казахстанского рынка ценных бумаг, основных его тенденций, обусловленных недостатком ценных бумаг и высоким уровнем аккумуляции активов, спросом на рынке ценных бумаг институциональных инвесторов на инструменты инвестирования и потенциалом индивидуальных инвесторов, а также высоких темпов экономического роста страны, в качестве основных направлений развития рынка ценных бумаг определяются: развитие внутренних инвесторов, расширение возможностей для выпуска ценных бумаг, обеспечение доступа инвесторов к иностранным ценным бумагам, совершенствование порядка налогообложения операций с ценными бумагами, технических возможностей инфраструктуры, корпоративного управления и государственного регулирования.
План мероприятий по реализации Программы развития регионального финансового центра города Алматы до 2010 года
N п/п |
Мероприятие |
Форма завершения |
Ответственный за исполнение |
Срок |
Предполагаемые расходы (млн. тенге) |
Источники финансирования | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |||||||||
1. Создание специальной торговой площадки | |||||||||||||||
1.1 |
Внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам коммерциализации биржи |
Проект Закона Республики Казахстан |
АРФЦА, АФН |
I-квартал 2007 года |
- |
- | |||||||||
1.2. |
Создание акционерного общества «Региональный финансовый центр города Алматы» |
Проект Постановления Правительства Республики Казахстан |
АРФЦА |
I-квартал 2007 года |
1 500 млн. тенге |
Средства республиканского бюджета на 2007 год | |||||||||
1.3. |
Оценка технической инфраструктуры акционерного общества «Казахстанская фондовая биржа» |
Заключение консультантов |
АРФЦА |
I-квартал 2007 года |
- |
- | |||||||||
1.4. |
Создание специальной торговой площадки финансового центра |
Решение общего собрания акционеров АО «РФЦА» |
АРФЦА, АО «РФЦА» |
IY-квартал 2007 года |
640 млн. тенге |
Средства АО «РФЦА» | |||||||||
2. Создание клиринговой палаты | |||||||||||||||
2.1. |
Разработка мероприятий по введению нетто-расчетов на специальной торговой площадке РФЦА |
Заключение рабочей группы |
АРФЦА |
II -квартал 2007 года |
- |
- | |||||||||
2.2. |
Проведение переговоров с участниками рынка по вопросам создания клиринговой палаты |
Протокол переговоров |
АРФЦА |
III -квартал 2007 года |
- |
- | |||||||||
2.3. |
Создание необходимой инфраструктуры клиринговой палаты |
Решение общего собрания акционеров АО «РФЦА» |
АРФЦА, АО «РФЦА», АФН |
I-квартал 2008 года |
640 млн. тенге республиканского |
Средства | |||||||||
3. Создание национального | |||||||||||||||
3.1. |
Определение механизма создания национального рейтингового агентства |
Заключение рабочей группы |
АРФЦА, АФН |
I-квартал 2007 года |
- |
- | |||||||||
3.2. |
Создание национального рейтингового агентства |
Решение общего собрания акционеров АО «РФЦА» |
АРФЦА, АФН |
2007-2009 годы |
179,2 млн. тенге в 2007 году 51,2 млн. тенге в 2008 году 51,2 млн. тенге в 2009 году |
Средства АО «РФЦА» | |||||||||
4. Дальнейшее совершенствование работы профессиональных участников финансового центра | |||||||||||||||
4.1. |
Изучение работы организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность - участников финансового центра, с целью устранения административных барьеров для их оптимального функционирования, повышения их финансовой устойчивости и развития функции маркет-мейкеров |
Предложения в Правительство Республики Казахстан |
АРФЦА, АФН, |
IY-квартал 2007 года |
- |
- | |||||||||
4.2. |
Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты по вопросам совершенствования работы профессиональных участников финансового центра |
Проекты нормативных правовых актов |
АРФЦА, АФН |
II-квартал 2008 года |
- |
- | |||||||||
5. Привлечение эмитентов, профессиональных
участников фондового рынка и
институциональных инвесторов | |||||||||||||||
5.1. |
Расширение спектра участников финансового центра, инвесторов и эмитентов в региональном и международном масштабе Информационная поддержка деятельности регионального финансового центра |
Проведение прямых переговоров, конференций, «круглых столов» как в пределах Казахстана, так и за рубежом Выступления, рекламные ролики, выпуск он-лайн справочников, телерадиопрограмм в СМИ, в том числе и за рубежом, проведение образовательных лекций, семинаров, проведение конкурсов среди газет на наилучшее освещение и обзор финансовых новостей |
АРФЦА |
2007 – 2010 годы |
400 млн. тенге (из расчета 100 млн. тенге ежегодно) |
Средства республиканского бюджета 2007 - 2010 годов | |||||||||
5.2. |
Интеграция РФЦА в международные финансовые рынки |
Соглашения с финансовыми центрами зарубежных государств |
АРФЦА, АФН |
2007 – 2008 годы |
- |
- | |||||||||
5.3. |
Анализ юридических и административных барьеров для привлечения эмитентов и инвесторов из стран СНГ и проведение переговоров на межгосударственном уровне |
Предложения в Правительство Республики Казахстан Проведение переговоров |
АРФЦА, АФН |
IY-квартал 2007 года |
- |
- | |||||||||
5.4. |
Разработка мер по стимулированию казахстанских компаний для выхода на рынок ценных бумаг |
Предложения в Правительство Республики Казахстан |
АРФЦА, АФН |
Постоянно |
- |
- | |||||||||
5.5. |
Разъяснение принципов функционирования регионального финансового центра и спектра финансовых инструментов для населения и потенциальных эмитентов |
Меморандум с акиматами областей, городов Астаны, Алматы |
АРФЦА |
Постоянно |
- |
- | |||||||||
6. Развитие и внедрение новых финансовых инструментов и фондовых технологий | |||||||||||||||
6.1. |
Обеспечения участия компаний, входящих в состав акционерного общества «Холдинг «Самрук» и фонда устойчивого развития «Казына» в деятельности финансового центра |
Подписание Меморандума с АО «Холдинг «Самрук» и ФУР «Казына» |
АРФЦА |
2007-2010 годы |
- |
- | |||||||||
6.2. |
Разработка финансовых инструментов для финансирования инфраструктурных проектов посредством привлечения средств на площадке РФЦА |
Предложения в Правительство Республики Казахстан |
АРФЦА, АФН |
I-квартал 2008 года |
- |
- | |||||||||
6.3. |
Внесение изменений в бюджетное законодательство Республики Казахстан в части разрешения муниципального заимствования |
Проект Закона Республики Казахстан |
АРФЦА |
I-квартал 2008 года |
|||||||||||
7. Вовлечение внутренних | |||||||||||||||
7.1. |
Организация образовательных программ о рынке ценных бумаг и финансовом центре для населения |
Выступления в средствах массовой информации |
АРФЦА |
2007 –2008 годы |
- |
- | |||||||||
7.2. |
Создание условий для осуществления торговых операций с использованием Интернет технологий |
Проекты нормативных правовых актов |
АРФЦА, АФН |
II-квартал 2008 года |
- |
- | |||||||||
7.3 |
Изучение вопроса создания индексных фондов для привлечения средств населения |
Заключение консультантов |
АРФЦА |
II-квартал 2008 года |
|||||||||||
8. Совершенствование | |||||||||||||||
8.1. |
Внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития регионального финансового центра города Алматы |
Проект Закона Республики Казахстан |
АРФЦА, АФН |
II-квартал 2008 года |
- |
- | |||||||||
9. Повышение инвестиционной | |||||||||||||||
9.1. |
Повышение инвестиционной привлекательности города Алматы |
Предложения в акимат города Алматы |
АРФЦА |
Постоянно |
- |
- | |||||||||
9.2. |
Формирование благоприятного инвестиционного имиджа Республики Казахстан |
Предложения в Правительство Республики Казахстан |
АРФЦА |
Постоянно |
- |
- | |||||||||
9.3. |
Создание спутникового телевизионного бизнес-канала |
Разработка бизнес-плана Предложение в Правительство Республики Казахстан |
АРФЦА, АО «РФЦА» |
2008 - 2010 годы |
2,0 млрд. тенге |
Средства республиканского бюджета 2008-2010 года | |||||||||
10. Организационно-техническое обеспечение деятельности финансового центра | |||||||||||||||
10.1. |
Приобретение бизнес-центра с завершенной инфраструктурой |
Акт приема-передачи |
АРФЦА, АО «РФЦА» |
2009 – 2010 годы |
5,1 млрд. тенге |
Средства банков-кредиторов или республиканского бюджета 2009 года |
Примечание: по материалам сайта www.afn.kz
Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг: отечественный и зарубежный опыт