Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 06:29, дипломная работа
Кредит как общественное отношение отражает ход исторического развития экономического процесса, в свою очередь, показывая влияние на постоянно изменяющиеся условия экономической жизни общества. Результатом происходящих изменений нередко становится рождение новых видов и форм кредита. Это способствует не только развитию теоретического аппарата, но и повышает практическую значимость категории кредита в современной системе экономических знаний. Перечисленные выше доводы говорят о необходимости изучения и актуальности выбранной темы работы.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы организации банковского кредитования на современном этапе развития Российской Федерации …………………..7
1.1 Кредит в современной России: экономическая сущность, функции и анализ зарубежной практики………………………………………………7
Современные формы банковских кредитов, их основные характеристики ………………………………………………………15
Кредитные риски коммерческих банков, причины их
возникновения……………………………………………………………..23
Глава 2 Проблемы банковского кредитования на современном этапе развития экономики и пути оптимизации кредитного портфелей коммерческих банков Российской Федерации…………………………………………………….29
2.1. Анализ кредитного рынка российской Федерации за 2006-2011 годы: основные перспективы и тенденции развития…………………………..29
2.2. Современные проблемы банковского кредитования……………..35
2.3. Проблемы оптимизации кредитных портфелей коммерческих банков и способы их решения………………………………………………………48
Глава 3 Организация кредитования и анализ линейки кредитных продуктов для физических и юридических лиц в ОАО АКБ «РОСБАНК» за 2009-2011 годы…………………………………………………………………………58
3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО АКБ «РОСБАНК»……………………………………………………………….58
3.2. Анализ организации кредитования физических лиц ОАО АКБ «РОСБАНК» за 2009- 2011 годы……………………………………….66
3.3. Оценка кредитного портфеля юридических лиц ОАО АКБ «РОСБАНК» ………………………………………………………………71
Заключение ……………………………………………………………….86
Список используемой литературы ………………………………………90
Перечисленные факторы кредитного риска можно сгруппировать как внешние и внутренние.
К группе внешних факторов относятся: состояние и перспективы развития экономики страны в целом, денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика государства и возможные ее изменения в результате государственного регулирования. К внешним кредитным рискам относятся: политический, макроэкономический, социальный, инфляционный, отраслевой, региональный, риск законодательных изменений (например, создание регулятивных благоприятных условий для предоставления одних видов кредитов и ограничений по другим), риск изменения процентной ставки. Кредитная организация не может точно прогнозировать уровень процента, а только учесть при управлении кредитными рисками дополнительные резервы на покрытие возможных убытков как прямого, так и скрытого характера.
Внутренние
факторы могут быть связаны как
с деятельностью банка-
К первой группе факторов относятся: уровень менеджмента на всех уровнях кредитной организации, тип рыночной стратегии, способность разрабатывать, предлагать и продвигать новые кредитные продукты, адекватность выбора кредитной политики, структура кредитного портфеля, факторы временного риска (при длительном сроке кредитной сделки повышается вероятность изменения процента, валютных курсов, доходов по ценным бумагам, процентной маржи и т.д.), досрочный отзыв кредита в связи с невыполнением условий кредитного договора, квалификация персонала, качество технологий и т.д.
Следует отметить, что указанные выше внешние факторы кредитного риска также связаны с деятельностью банка - они определяют условия его функционирования. Однако эти связи различны по своему характеру: внешние факторы не зависят от деятельности банка, а внутренние -- зависят.
Как уже говорилось, выделяется группа факторов, связанных с деятельностью заемщика или другого контрагента операции кредитного характера. Сюда относятся содержание и условия коммерческой деятельности заемщика, его кредитоспособность, уровень менеджмента, репутация, факторы риска, связанные с объектом кредитования.
Из-за потенциально опасных последствий кредитного риска важно провести всесторонний анализ банковских возможностей по оценке, администрированию, наблюдению, контролю, осуществлению и возврату кредитов, авансов, гарантий и прочих кредитных инструментов. Общий обзор управления кредитными рисками включает в себя анализ политики и практики банка.
Степень банковского риска, как видно из классификации, определяется тремя понятиями: полный, умеренный и низкий риски.
Полный риск предполагает потери, равные банковским вложениям в операцию.
Умеренный риск
(до 30%) возникает при не возврате
небольшой части основного
Низкий риск - незначительный риск, позволяющий банку не только покрыть потери, но и получить высокие доходы.
Факторы кредитного риска являются основными критериями его классификации. В зависимости от сферы действия факторов выделяются внутренние и внешние кредитные риски; от степени связи факторов с деятельностью банка - кредитный риск, зависимый или не зависимый от деятельности банка.
Кредитные риски, зависимые от деятельности банка, с учетом ее масштабов делятся на:
- фундаментальные
(связанные с принятием
- коммерческие
(связанные с направлением
- индивидуальные и совокупные (риск кредитного портфеля, риск совокупности операций кредитного характера).
К фундаментальным кредитным рискам относятся риски, связанные со стандартами маржи залога, принятием решений о выдаче ссуд заемщикам, не отвечающим стандартам банка, а также являющиеся следствием процентного и валютного риска банка и т.д.
Коммерческие риски связаны с кредитной политикой в отношении малого бизнеса, крупных и средних клиентов - юридических и физических лиц, с отдельными направлениями кредитной деятельности банка.
Индивидуальные кредитные риски включают риск кредитного продукта, услуги, операции (сделки), а также риск заемщика или другого контрагента.
Факторами риска кредитного продукта (услуги) являются, во-первых, его соответствие потребностям заемщика (особенно по сроку и сумме); во-вторых, факторы делового риска, вытекающие из содержания кредитуемого мероприятия; в-третьих, надежность источников погашения; в-четвертых, достаточность и качество обеспечения. Кроме того, факторы кредитного риска могут вытекать из операционного риска, так как в процессе создания продукта и его разновидности - услуги - могут быть допущены технологические и бухгалтерские ошибки в документах, а также злоупотребления.
Факторами кредитного риска заемщика является его репутация, включая уровень менеджмента, эффективность деятельности, отраслевая принадлежность, профессионализм банковских работников в оценке кредитоспособности заемщика, достаточность капитала, степень ликвидности баланса и т.д. Риски заемщика могут быть спровоцированы самой кредитной организацией из-за неправильного выбора вида ссуды и условий кредитования.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что роль кредита в рыночной экономике трудно переоценить. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.
Глава 2. Проблемы банковского
кредитования на современном этапе
развития экономики и пути оптимизации
кредитных портфелей
2.1. Анализ кредитного рынка Российской Федерации за 2006-2011 годы: основные перспективы и тенденции развития
Мировое розничное кредитование продолжило рост, начавшийся в 2010 году, прогноз на 2012 год также оптимистичен, однако по-прежнему все зависит от макроэкономических факторов развития. 8 И.В. Павлова, эксперт по ипотечному кредитованию, к.э.н. «Банковский ритейл», №1, 2012 года
Долговой кризис в еврозоне и экономические проблемы в США оказывают влияние на ситуацию во всем мире. Тем не менее в течение 2011 года в розничном кредитовании во многих странах отмечался рост, сопровождаемый разнонаправленным движением отдельных видов кредитования, а также рядом особенностей в каждой конкретной стране.
Прошедший 2011 г. стал очередным годом восстановления потерь после кризиса 2008 г. По оценке Euromonitor International, объем розничного кредитования в России увеличился на 40 % (табл. 1).
Таблица 1
Розничное кредитование в России в 2006–2011 гг. (млрд руб.)
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Ссудная задолженность |
1930,5 |
2962,7 |
3999,3 |
3582,1 |
4064,0 |
5148,0 |
Также продолжают расти и объемы выдачи кредитов9 (табл. 2).
Таблица 2
Розничное кредитование в России в 2006–2011 гг. (млрд руб.)
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Объем выданных кредитов |
2366,3 |
3358,8 |
4066,0 |
2613,6 |
3649,1 |
4530,5 |
Основными причинами роста было снижение процентных ставок, которые к середине года достигли своего минимума, а также ослабление требований к заемщикам.
Однако уже к концу года ставки по кредитам вновь начали расти в преддверии прогнозируемой второй волны кризиса, связанной с проблемами еврозоны и дефицита бюджета в США. В случае же ухудшения макроэкономической ситуации дальнейшее ужесточение условий в первую очередь коснется ипотеки и высокорисковых кредитных программ — экспресс-кредитов и кредитов наличными.
В прошедшем году заемщики стали более внимательно подходить к вопросу получения кредитов в банках. Граждан также беспокоит будущее — прошедшие в 2012 г. выборы президента и то, что будет после выборов, в каком направлении будет развиваться Россия.
В 2011 г. произошли изменения в составе игроков рынка розничного кредитования: ряд зарубежных банков покинул рынок (HSBC, Barclays, Swedbank), произошел ряд слияний и поглощений (Росбанк и BSGV, Банк Москвы и ВТБ), Сбербанк и Cetelem объявили о партнерстве в экспресс-кредитовании покупки товаров длительного пользования. При этом лидерство по объемам розничного кредитования в 2011 г. по-прежнему принадлежало Сбербанку — им выдавался каждый третий кредит, и это подтверждает, что россияне по-прежнему больше доверяют государственным банкам.
Высокая конкуренция на рынке вынуждает банки искать все новые способы привлечения клиентов и новые сервисы. Так, по результатам исследования Banki.ru, суммарная популярность банковских ресурсов (официальных страничек в соцсетях, представительств и т.д.) выросла с прошлого года более чем в 50 раз. Каждый третий из топ-100 крупнейших банков России сегодня обладает официальными ресурсами в социальных сетях или использует новые каналы коммуникации типа ICQ или Skype. Это почти вдвое больше, чем в 2010 г. Общее число подписчиков официальных страничек крупнейших банков в конце 2011 г. достигло полумиллиона человек.
В сфере экспресс-кредитования в торговых сетях и нецелевого кредитования банки-лидеры (Банк «Хоум Кредит», ОТП Банк, Альфа-Банк) отмечали тенденцию более быстрого роста нецелевого кредитования (потребительские беззалоговые кредиты, предоставляемые в отделениях банков). Это объясняется высокой стоимостью экспресс-кредитов (средняя ставка по нецелевым кредитам составляла 20–25 %, по экспресс-кредитам — до 40 %), а также тем, что граждане предпочитали нецелевые кредиты, которые можно потратить по своему усмотрению, а не только на покупку товаров в определенной торговой сети. Однако банкам такая тенденция невыгодна, поэтому они продолжают таргетировать клиентов на экспресс-кредитование, разрабатывая различные совместные с ритейлерами программы кредитования.
Рынок автокредитования
в 2011 г. продолжали спасать государственные
программы поддержки
Рынок ипотечного кредитования в 2011 г. продолжал демонстрировать зависимость от стоимости недвижимости и стоимости привлечения ресурсов. Поскольку это самый низкомаржинальный продукт, даже самое незначительное изменение стоимости ресурсов отражается на процентной ставке. Для почти 50 %-ного роста объемов ипотечного кредитования было несколько причин: снизившиеся после кризисного периода процентные ставки, государственные программы финансирования, реализуемые через АИЖК, а также низкие цены на недвижимость. Потребителям стало очевидно, что это самый удобный момент для реализации отложенного на период кризиса спроса, так как уже во второй половине 2011 г. ставки по кредитам начали медленно подниматься и в ценах на недвижимость наметился стабильный, хоть и небольшой, рост.
Лидерство на рынке по-прежнему
сохраняют банки с
В 2011 г. средняя ставка по ипотечным кредитам составляла 11,8–12,1 % годовых в рублях и 9–10 % в валюте.
При этом доля просроченной
ипотечной задолженности в
Доля просроченной задолженности
в целом в розничном
Таблица 3
Доля просроченной задолженности в розничном кредитовании в 2006–2011 гг. (% в портфеле ссудной задолженности)