Трансмиссионный механизм и режим таргетирования денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:01, доклад

Краткое описание

Трансмиссионный механизм - это механизм взаимодействия элементов денежного, финансового и реального секторов экономики, который определяет скорость и характер воздействии инструментов денежно-кредитной политики на показатели реального сектора, такие как объем национального дохода и уровень цен.
Выделяют три канала проникновения монетарных импульсов в реальный сектор экономики: процентный, кредитный и ценовой.

Вложенные файлы: 1 файл

Трансмиссионный механизм.docx

— 23.41 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

Кафедра экономики и управления на воздушном транспорте

 

 

 

 

 

Доклад

 

по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

 

на тему «Трансмиссионный механизм и режим таргетирования денежно-кредитной политики»

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка группы ОПб 3-1

Денисова Марина

Научный руководитель

Никонова Л.П( Доцент к.э.н  )

 

 

Москва-2015

Трансмиссионный механизм - это механизм взаимодействия элементов денежного, финансового и реального секторов экономики, который определяет скорость и характер воздействии инструментов денежно-кредитной политики на показатели реального сектора, такие как объем национального дохода и уровень цен.

Выделяют три канала проникновения монетарных импульсов в реальный сектор экономики: процентный, кредитный и ценовой.

Процентный канал денежной трансмиссии основан на предположении о том, что монетарные власти используют объем ликвидных средств в экономике для контроля процентных ставок и, следовательно, для стимулирования инвестиций и других компонентов совокупного спроса. ЦБ устанавливает краткосрочную ставку, которая влияет на ставки всего спектра сроков, цены финансовых активов и обменный курс. Изменения этих переменных оказывают последующее воздействие на выпуск и цены через разные компоненты совокупного спроса. Роль денег в таком случае пассивна, в том смысле, что количество денег в обращении определяется спросом, а не их предложением со стороны ЦБ.

Кредитный канал денежной трансмиссии основан на предположении, что монетарные власти могут оказывать влияние не только на процентные ставки, но и на уровень премии за риск, т. е. на превышения фактической ставки над безрисковой ставкой, по различным финансовым активам. Монетарные власти, регулируя цены на финансовые активы, тем самым определяют уровень денежной оценки стоимости обеспечения под кредиты. Удорожание обеспечения снижает премию, а удешевление - увеличивает. Проводя рестриктивную денежно-кредитную политику, ЦБ затрудняет рефинансирование долгов и снижает благосостояние фирм-заемщиков. Чем ниже благосостояние фирм, тем они менее кредитоспособны и тем выше для них премия. Таким образом, денежные власти через своеобразный мультипликатор (называемый финансовым акселератором) оказывают краткосрочное влияние на экономику.

Ценовой канал денежной трансмиссии раскрывает теория Тобина (Tobin's q theory). Согласно этой теории, объем вложений фирм в реальные активы определяется отношением их рыночной стоимости к текущей стоимости используемого ими производственного капитала. Если это отношение больше единицы, фирмам выгодно привлекать средства с финансового рынка и направлять их на покупку производственных активов. В силу диспаритета ценовых пропорций, реальная отдача осуществляемых инвестиций оказывается выше среднего уровня отраслевой рентабельности, что позволяет фирмам получить ненулевой чистый остаточный доход.

Итак, трансмиссионные механизмы достаточно разнообразны. Выбор трансмиссионного механизма обусловлен сложившейся макроэкономической средой, а степень соответствия этого механизма выбранным направлениям и инструментам регулирования определяет успех предпринимаемых ЦБ мер.

Меры денежно-кредитного регулирования оформляются в виде денежно-кредитной политики.

Режим таргетирования, или режим денежно-кредитной политики, - это правила, по которым денежные власти осуществляют денежно-кредитную политику.

Выбор режима таргетирования предполагает определение целевого значения показателя или таргета (промежуточной цели,), достижение которого согласно принятой ЦБ парадигме приведет и к достижению конечной цели денежно-кредитной политики, а также механизма, с помощью которого возможно достижение целевого значения таргета. Динамика таргетируемого показателя одновременно используется как ранний индикатор нарушения пропорций (шока) в экономике и позволяет ЦБ оперативно реагировать на них.

В настоящее время выделяют три режима таргетирования, которые используются большинством ЦБ развитых и развивающихся стран: монетарное таргетирование, курсовое таргетирование, инфляционное таргетирование.

Режим монетарного таргетирования заключается в достижении целевого значения роста денежной массы по агрегату М2 или М3. Механизм реализации данного режима заключается в следующем. ЦБ устанавливает целевой уровень темпа роста денежной массы при заданном уровне инфляции, предполагаемом росте потенциального ВВП и среднем темпе роста скорости обращения денег. Превышение темпов инфляции над нормативными либо достижение реального роста ВВП выше предполагаемого, отразится на текущем темпе роста денежного агрегата, который станет превышать целевой уровень. В этом случае, в соответствии с режимом монетарного таргетирования, ЦБ должен сократить рост денежной массы до целевого, что в среднесрочной перспективе приведет к восстановлению темпа инфляции и роста ВВП до целевых уровней. Если же в экономике наблюдается рецессия, то ЦБ должен, наоборот, расширять денежную массу.

Однако данное правило адекватно действует только в среднесрочной перспективе, которая покрывает промежуток в несколько лет. В краткосрочном же периоде из-за значительных колебаний денежной массы, которые не всегда обусловлены изменением инфляции и объемом ВВП, следование этому правилу может привести к ошибкам.

Режим таргетирования валютного курса предусматривает поддержание целевого значения обменного курса национальной валюты. При этом в качестве таргета может быть принят как номинальный, так и реальный курс национальной валюты. Таргетирование реального валютного курса используется в условиях повышенной инфляции в целях обеспечения паритета внутренних и внешних цен и сохранения конкурентоспособности на мировых рынках.

Данный режим исходит из того, что валютный курс через трансмиссионные каналы влияет на макроэкономические показатели экономики - рост ВВП и темпы инфляции. Заниженный курс национальной валюты стимулирует экспорт и ограничивает импорт, чем создает стимулы для развития внутреннего производства и роста ВВП.

Режим таргетирования валютного курса обладает рядом преимуществ, к числу которых относятся: простота и прозрачность режима, позволяющая экономическим агентам контролировать действия ЦБ, легкость применения данного режима. Данный режим используется, когда ЦБ сложно выявить основные взаимосвязи внутри экономики и использовать их как базу для принятия решений. Режим таргетирования реального валютного курса способствует преодолению экономической рецессии, когда единственным рычагом стимулирования экономического роста может стать проведение девальвации национальной валюты, что обеспечивает укрепление позиций отечественных производителей на внешних рынках и использование "эффекта импортозамещения". Эффект импортозамещения реализуется благодаря изменению условий ценовой конкуренции в результате девальвации: цены на импортные товары растут, это стимулирует спрос на более дешевые отечественные товары и, соответственно, рост их предложения, т.е. реального ВВП.

Режим инфляционного таргетирования рассматривает достижение определенного значения показателя инфляции в качестве той цели денежно-кредитной политики, которая обеспечивает долгосрочную стабильность цен в экономике. Фундаментальной характеристикой режима инфляционного таргетирования является полная свобода ЦБ в выборе инструментов денежно-кредитного регулирования и механизмов их применения в сочетании с жестко регламентированной процедурой целеполагания и ответственности перед обществом.

К числу основных характеристик режима инфляционного таргетирования принято относить:

■ четкую постановку цели по достижению количественно заданного уровня инфляции в виде одного значения либо диапазона, которая заявляется как важнейшая цель ЦБ;

■ отсутствие доминирования фискальной политики;

■ отсутствие иных первичных целей денежно-кредитной политики;

■ инструментальную независимость ЦБ;

■ прозрачность деятельности и отчетность ЦБ перед обществом.

В режиме инфляционного таргетирования, в отличие от монетарного таргетирования, нет простого правила, связывающего действия ЦБ с конечной целью денежно-кредитной политики. Инфляционный прогноз, который делается при предпосылке о том, что денежные власти не меняют операционные показатели, является главным ориентиром для ЦБ при принятии решения об изменении процентных ставок. Если инфляционный прогноз на горизонте планирования превышает целевой уровень инфляции, то ЦБ необходимо повысить процентную ставку и наоборот.

Преимущества режима инфляционного таргетирования состоят в том, что данный режим успешно справляется с шоками спроса и предложения. В случае шока спроса инфляционное таргетирование полностью его компенсирует, уровень цен и выпуск возвращаются к своим равновесным показателям. Это происходит потому, что ЦБ с помощью регулирования денежного предложения может напрямую влиять на спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012.
  2. Финансы и кредит : учеб. пособие / под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2012.
  3. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. для бакалавров / под ред. Л. А. Чалдаевой. – М. : Юрайт, 2012.

 


Информация о работе Трансмиссионный механизм и режим таргетирования денежно-кредитной политики