Управление пассивами банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:24, реферат

Краткое описание

Объектом исследования является Киреевский филиал открытого акционерного общества АКБ «Приупскбанк» (сокращенно АКБ «Приупскбанк»), который осуществляет широкий спектр операций по привлечению и размещению средств банка с целью получения прибыли и дальнейшего развития.
Предметом исследования является система экономических и организационных отношений, складывающихся в процессе формирования и реализации российскими коммерческими банками политики управления пассивами.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление пассивами банка.doc

— 914.00 Кб (Скачать файл)

Решение:

По окончанию срока займа банк выплатит 14,7 рублей в виде процентов:

Расчет:

Сумма процентов= сумма займа * процентная ставка по договору займа* (количество дней задолженности по займу/365)/100= 300  *13* (30/365)/100 = 14,7 тыс. рублей.

Сумма затрат на обслуживание средств связи и комиссия бирже составляет 18 тыс. рублей в месяц. (5+7+6)

Существующая система налогообложения предполагает отнесение процентных затрат по межбанковскому  займу в пределах ставки центрального Банка плюс три пункта. Сумма, полученная свыше, при налогообложении, будет учитываться как увеличивающая налогооблагаемую прибыль. Банк вынужден будет заплатить с этой суммы налог на прибыль. При ставке на прибыль для банков 35% и ставке Центрального банка плюс три пункта 15% годовых, сумма увеличивающая налогооблагаемую прибыль определяется как:

300 * ((15-13)*30/365)/100= 0,49 тыс. рублей.

А сумма налога на прибыль составит 0,1 тыс. рублей.

Общая сумма затрат на привлечение ресурса, с учетом особенностей налогообложения и непроцентных затрат, составляет 32,8 тыс. (14,7+0,1+18) рублей в месяц. Таким образом, исходя из общей стоимости реальный процент привлечения составит 33% годовых, что в двое больше рыночной (32,8/300*(365/30*100))

 

3.3.  Моделирования депозитных операций  АКБ «Приупскбанк»

 

Моделирование банковских операций является одним из важных этапов при выполнении консалтинговых работ по анализу и оценке деятельности банка или по разработке проекта корпоративной информационной системы (КИНС).

Имеющийся опыт моделирования банковских операций позволяет выделить два различных подхода к моделированию:

-моделирование  типовых, основанных на действующих  нормативно-методических документах, технологий выполнения операций;

-моделирование  существующих “исторически сложившихся”  в подразделениях банка технологий выполнения операций.

Использование типовых моделей банковских операций (следовательно, типовых технологий) особенно эффективно для подготовки должностных инструкций, обучения персонала и разработки КИНС при открытии нового отделения банка или нового банка. Можно предположить, что широкое использование типовых банковских технологий должно привести к упрощению разработки и эксплуатации не только КИНС, но и автоматизированных банковских систем (АБС).

Внедрение типовых технологий в действующих банках нередко оказывается затруднительным, как по объективным, так и по субъективным причинам. Модели типовых операций могут быть использованы при выполнении работ по анализу и оценке деятельности банка АКБ «Приупскбанк» в качестве дополнительного источника информации.

Моделирование (функциональное, функционально-стоимостное, информационное, имитационное) существующих технологий выполнения операций, используемых в структурных подразделениях банка АКБ «Приупскбанк», позволяет получить ответы на следующие вопросы:

    • Правильно ли распределены функции структурных подразделений?
    • Нет ли дублирования функций?
    • Каковы трудозатраты на выполнение операций?
    • Как уменьшить трудоемкость выполнения операций?
    • Какая информация и в каком виде должна храниться в общей базе данных?
    • Где “узкие” места системы, обеспечивающей выполнение операций?

Ответы на первые пять вопросов могут быть получены в процессе разработки и анализа статических моделей (функциональных, функционально-стоимостных и информационных).

Статическое моделирование операций базируется на следующих методологиях:

IDEF0 - методология  функционального моделирования (разновидность  методологии структурного анализа  и проектирования систем SADT);

ABC (Activity Based Costing) - методология фукционально-стоимостного  анализа; в соответствии с ABC- методологией каждая функция характеризуется стоимостью ее выполнения;

IDEF1X - методология  построения логических моделей  семантических характеристик данных.

Для выполнения имитационного (динамического) моделирования может быть использована методология CPN (Colored Petry Nets), основанная на использовании раскрашенных сетей Петри и преобразованных IDEF0-моделей.

Ответ на последний вопрос может быть получен путем статистического исследования “поведения” динамической системы с помощью имитационных моделей. 

Целями моделирования КДО (кредитно-депозитного отдела) являлись:

-разработка  комплекса функционально-информационных  моделей существующих технологий  выполнения КДО;

-анализ  затрат времени на выполнение  функций;

-разработка  предложений по рациональным технологиям выполнения КДО;

-разработка  структуры информационного пространства  в виде логической модели семантических  характеристик данных.

Разработанные функционально-информационные IDEF0-модели существующих технологий выполнения КДО использовались для анализа организации и распределения работ в отделе и для подготовки предложений по совершенствованию технологического процесса. При выполнении анализа использовались следующие критерии:

-дублирование  выполняемых функций, противоречивость  и неполнота информационных связей;

-степень  соответствия существующих технологий  работы подразделений их функциональному  назначению, исходя из специфики  работы;

-роль  вспомогательных функций в технологическом  процессе;

-уровень  автоматизации технологий выполнения КДО.

Оценка затрат времени на выполнение функций в отделе выполнялся с помощью разработанных функционально-стоимостных моделей. При анализе затрат времени использовались следующие подходы:

-выделение  максимальных составляющих затрат  на выполнение функций;

-выделение  составляющих затрат на вспомогательные  функции.

В соответствии с целью моделирования для оценки выполнения функций использовалось так называемое технологическое время, т.е. часть рабочего времени, непосредственно связанная с технологией выполнения операций.

Предложения по рациональным технологиям выполнения КДО формулировались на основании проведенной разработки и анализа функционально-информационных, функционально-стоимостных моделей и оценки затрат времени на выполнение функций.

В процессе моделирования КДО были разработаны следующие функционально-информационные (“как есть” и “как должно быть”), фукционально-стоимостные и информационные модели.

“Выполнение услуг по депозитным вкладам частных лиц”.

“Выполнение услуг по вкладам юридических лиц”.

“Выполнение услуг по кредитованию физических и юридических лиц”.

“Выполнение услуг по межбанковскому кредитованию”.

Моделирование операций выполнения услуг по частным депозитным вкладам

При выполнении услуг по частным вкладам производится обслуживание вкладов частных лиц, которое обеспечивается выполнением следующих функций:

-получение  информации о клиенте;

-обслуживание  счетов клиента в банке;

-обеспечение  пополнения вклада;

-обеспечение  выдачи денег клиенту.

Помимо обслуживания вкладов, выполняются также следующие функции:

-планирование  работы;

-контроль  работы;

-обеспечение  выдачи краткосрочных ссуд частным  лицам;

-сбор  и анализ информации о банках  Тулы.

На рис. 3.1 представлена диаграмма верхнего уровня IDEF0-модели “Выполнение услуг по депозитным вкладам частных лиц”, представляющая описание основных функций (функциональных блоков модели), которые осуществляются в процессе выполнения услуг по частным вкладам.

В соответствии с IDEF0-методологией функционального моделирования, каждый функциональный блок может быть декомпозирован на подблоки, представляющие собой подфункции (функции-потомки) процесса выполнения общей, так называемой, родительской функции. В свою очередь функции-потомки могут быть также декомпозированы на подфункции. Глубина декомпозиции функциональных блоков не ограничена и зависит от целей моделирования.

Составленная таким образом модель имеет иерархическую структуру, функциональные блоки которой связаны между собой интерфейсными дугами четырех типов: вход, выход, управление и механизм.

 

 

 

Рис. 3.1. Диаграмма верхнего уровня модели “Выполнение услуг по депозитным вкладам частных лиц” (фрагмент IDEF0-модели)

 

Глубина декомпозиции блоков модели “Выполнение услуг по депозитным вкладам частных лиц” доведена до уровня функций обработки отдельного документа, выполнения вычислений, занесения записи в базу данных, получения подписи руководства на документе и т.д.

В качестве примера диаграммы нижнего уровня на рис. 3.2 приведена диаграмма IDEF0-модели, описывающая процесс “подкрепления” кассы частных вкладов из кассы банка АКБ «Приупскбанк» при выдаче клиенту денег со счета клиента:

-формирование  расходного ордера на “подкрепление”  кассы (на основании подписи клиента о получении денег и записей в кассовой книге);

-получение  подписи руководства на расходном  ордере;

-формирование  приходного ордера в системе  частных вкладов (на основании  подписанного руководством расходного  ордера).

Рис. 3.2.  Диаграмма “Оформить подкрепление кассы из кассы банка” (фрагмент IDEF0-модели)

 

Из приведенной на рис. 3.1 диаграммы видно, что оба формируемых документа (расходный и приходный ордера) являются внутренними (мемориальными) банковскими ордерами и при их формировании кассой частных вкладов применяются автоматизированные системы “Опер. день участка“, “Опер. день банка” и локальная вычислительная сеть.

Анализ разработанной функционально-информационной IDEF0-модели “Выполнение услуг по депозитным вкладам частных лиц” позволил сделать следующие выводы:

  • существующие технологии выполнения услуг по частным депозитным вкладам в основном соответствуют функциональному назначению участка;
  • функции планирования и контроля работы, сбора и анализа информации о банках предназначены для поддержки выполнения услуг по частным вкладам;
  • в существующих технологиях участка используются вспомогательные функции, связанные с выполнением бухгалтерских проводок;
  • функция обеспечения выдачи краткосрочных ссуд не соответствует назначению участка.

Для разработки функционально-стоимостной модели производилась оценка (время и кратность) выполнения каждого функционального блока нижних уровней IDEF0-модели и суммирование значений времен выполнения по всей структуре модели.

Анализ полученной функционально-стоимостной модели позволил сделать следующие выводы (рис. 3.3):

-максимальные  затраты времени (93%) приходятся на  выполнение основной функции по обслуживанию вкладов частных лиц;

-доля  затрат времени на выполнение  функции поддержки услуг по  частным вкладам невелика (7%).

 

Рис. 3.3. Относительные затраты времени на выполнение функций услуг по частным вкладам

 

Дальнейший анализ функционально-стоимостной модели “сверху вниз” с выделением наиболее трудоемких функций позволил ранжировать эти функции в структурном дереве модели и выделить наиболее “затратные ветви”. При выполнении функции “Обеспечить обслуживание вкладов частных лиц” наиболее “затратная ветвь” состоит из следующих подфункций:

-обеспечение  хранения денег и обслуживание  счетов клиента;

-обеспечение  размещения денег на депозитном  счете;

-оформление договора по депозитному вкладу.

Детальный анализ процесса оформления договора по депозитному вкладу показал, что больше всего времени занимает получение подписи у руководства. Проведение анализа функционально-стоимостной модели “Выполнение услуг по депозитным вкладам частных лиц” позволило выделить несколько типов вспомогательных операций (таких, как бухгалтерские проводки, формальное оформление документов) и оценить относительную трудоемкость их выполнения. Например, для одной из категорий клиентов 12% технологического времени расходуется на выполнение бухгалтерских проводок.

Предложения по изменениям технологий выполнения КДО заключаются в уточнении распределения функций между подразделениями, выделении и передачи вспомогательных операций для их выполнения менее квалифицированным или специализированным персоналом в составе нового структурного подразделения банка.

В состав указанных выше предложений входят:

-предложения  по рациональным технологиям  выполнения КДО;

-предложения  по основным принципам построения КИНС и использования программных и технических средств;

-предложения  по построению фактографического  информационного пространства.

Предложения по построению фактографического информационного пространства тесно связаны с выполняемыми в отделе функциями. Представленные в моделях рациональных технологий информационные потоки должны обеспечивать:

-выполнение  функций КДО;

-контроль  за выполнением работ со стороны  руководства;

-учет  выполненных работ;

-обмен  информацией с другими подразделениями банка;

-подготовку  и выдачу отчетов, справок и  других документов.

По результатам анализа структур полного комплекта документов и разработанных функциональных моделей разработана логическая IDEF1X-модель информационного пространства КДО, основой которой являются группы сущностей ДОГОВОР, СЧЕТ, КЛИЕНТ, ДОКУМЕНТ, ПРОВОДКА, ПЛАН и другие.

Разработанный комплект функциональных, информационных и функционально-стоимостных моделей КДО предназначен для дальнейшего использования аналитиками банка в процессе развития технологий КДО, разработки информационных систем, выдачи технических заданий на разработку АБС, оценки функциональной полноты и глубины доработки (настройки) уже существующих и предлагаемых на рынке АБС банковских систем.

Информация о работе Управление пассивами банка