Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.
Основные задачи данной работы - выяснение сущности финансовой политики как составной части экономической политики государства, исследование основных типов финансовой политики, изучение основных направления финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства
4
1.1 Содержание и значение финансовой политики
4
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
8
Глава II Типы финансовой политики……………………………………………
16
2.1 Классический тип …………………………………………………………
16
2.2 Регулирующий тип………………………………………………………...
18
2.3 Планово-директивный и неоклассический тип
22
Глава III Финансовая политика России на современном этапе………………….
26
Заключение…………………………………………………………………………..
32
Список использованной литературы…………...………………………………….
33
Приложения………………………………………………………………………….
36

Вложенные файлы: 1 файл

r-38078.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Результативность  финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач.    

Результативность  финансовой политики тем выше, чем  больше она учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.[7]    

Финансовая  политика в большинстве случаев  дает вполне конкретный результат в  течение короткого периода. В бюджетной сфере он выражается, прежде всего, в суммах полученных доходов, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финансирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссудной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам, изменение массы денег, обслуживающих кругооборот потребительских товаров, и т.п.    

Определение эффективности проводимой финансовой политики - крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит, прежде всего, в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены.3    

Финансовая  политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.    

Оценка  результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства ее социальных групп,  также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.     

При анализе финансовой политики, ее стержневых элементов можно выделить следующие  критерии.     

1. Главный критерий — роль финансов  в экономике и их соотношение  с физической экономикой, материальным производством и услугами нефинансового характера.    

2. Второй субстанциональный критерий  — базисные параметры, определяющие  структуру финансового механизма,  его действующие элементы (прибыль,  чистый доход, ВВП и т.д.).     

3. Третий критерий — роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии. Здесь возможны разные функционально - исторически ориентированные сценарии.     

Первый  сценарий: функциональная перегруженность бюджета вплоть до прямого финансирования за счет бюджета не только социальных расходов, расходов на образование, здравоохранение, культуру и оборону страны, но и большей части расходов на капитальные вложения в реальный сектор.    

Второй  сценарий: минимизация роли бюджета в соответствии с концепцией «минимального государства». Это означает максимальную приватизацию государственной собственности, почти полное отстранение государства от финансирования реального сектора и производственных капитальных вложений.    

 Третий сценарий: доля бюджета в ВВП связана с концепцией эффективного государства, т. е. его доля в расходах определяется исходя из оптимизации выполнения государством функций, с тем чтобы эффективность и затрат, и ресурсов стремилась к оптимальным значениям индикаторов. Таким образом, личное благосостояние большинства граждан будет зависеть от финансового благополучия народного хозяйства и сбалансированности бюджета.    

4. Денежный критерий: устойчивость  рубля и цен как основа устойчивости  финансовой системы и ее важного  звена — государственного бюджета.  Как только обесценение рубля  доходит до критического уровня, доходы государства перестают быть основой благополучия государства, инфляция подрывает мотивацию предпринимательской и любой другой деятельности человека. Расходы, исчисляемые в обесцененных рублях, настолько разбухают, что их невозможно покрыть реальными доходами, в результате чего государство вынуждено прибегнуть к эмиссии.    

С позиции этих критериев весь исторический процесс формирования и изменения  финансовой политики нельзя представить  однозначно как развитие по восходящей линии или как развитие циклического характера. Он носит более сложный характер. Это связано с изменением целей экономической политики, влиянием внешних условий и факторов, которые представляют возможную угрозу геополитическому положению государства.[8] 

    1. Виды  финансовой политики и механизм её реализации

 

     

Cуществуют два вида финансовой  политики: дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством и недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.     

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, т.е. превышение доходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.      

Ограниченные  возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делают необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают:

    • прогрессивная система налогообложения,
    • система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и
    • система участия в прибылях.

 

     Их  суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.      

Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.[26]    

Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное регулирование связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение.[7]    

Итак, допустим, что в стране наблюдается  незначительный спад производства, а  правительство не успело еще принять  ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.4    

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие:    

1. Социальные выплаты, включая пособия  по безработице. Действительно,  налоги, за счет которых финансируются  пособия по безработице, резко  возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет  в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.    

Другие  типы пособий, например благотворительные  выплаты вне рамок системы  социального страхования, по характеру  своего автоматического антициклического регулирования также относятся  к стабилизирующему типу.    

2. Актуальные для развитых стран  программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции; когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.    

3. Эффект надежности компаний. Практика  показывает, что с целью создания  иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества, другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг.    

4. Инертность склонности к потреблению.  Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.    

Таким образом, регулирование экономики  нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики представляется необходимым.    

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономическою роста.     

В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.      

В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь  стратегическую и четкую программу  в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.5         

Расходы на социальные программы включают в  себя выплаты пенсий, различные программы  помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и  т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.     

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.[8]      

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики. Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.     

Отмеченные  запаздывания, временные лаги между  периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.     

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

    • общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
    • социальные программы; правительственные закупки; государственные инвестиции;
    • изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
    • управление налоговым гнетом.

Информация о работе Финансовая политика государства