Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.
Основные задачи данной работы - выяснение сущности финансовой политики как составной части экономической политики государства, исследование основных типов финансовой политики, изучение основных направления финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства
4
1.1 Содержание и значение финансовой политики
4
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
8
Глава II Типы финансовой политики……………………………………………
16
2.1 Классический тип …………………………………………………………
16
2.2 Регулирующий тип………………………………………………………...
18
2.3 Планово-директивный и неоклассический тип
22
Глава III Финансовая политика России на современном этапе………………….
26
Заключение…………………………………………………………………………..
32
Список использованной литературы…………...………………………………….
33
Приложения………………………………………………………………………….
36

Вложенные файлы: 1 файл

r-38078.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 

    Существуют  два главных элемента, составляющих финансовую политику:    

1) политика в области государственных  расходов;    

2) фискальная политика.    

Проанализируем  первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами, например, общественные работы, которые широко применяются, когда экономике угрожает депрессия и как ее следствие — безработица. Такие программы имеют своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными.     

Вторым  инструментом дискреционной финансовой политики служат государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно должно повышать ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является тот факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.     

Третий  из основных рычагов, с помощью которых  осуществляется управление финансами, - правительственные закупки и  инвестиции. Увеличение государственных  инвестиций, как и рост частных  расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы.[10]     

Сущность  фискальной политики заключается в необходимости изменений налогового бремени в течение всего экономического цикла. Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на их регулирующих функциях:

    • установление и изменение системы налогообложения;
    • определение налоговых ставок, их дифференциация;
    • предоставление налоговых льгот, т.е. освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.

 

    Важную  регулирующую роль играют значительные изменения ставок налогов. Так, «глобальное» понижение налогов ведет к  увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов - это обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.     

Изменяя налог на прибыль (прямой налог), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.    

Любая финансовая политика в первую очередь  предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов.  

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.      

В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.[13]      

Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.      

В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.[10]     

Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а вторые очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечивается балансирование бюджета и в ряде случаев  формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, то есть покрытие бюджетных дефицитов за счет накопленных в другие годы бюджетных профицитов.    

Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному.   Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей.     

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.[9]    

Как часть хозяйственного механизма  финансовый механизм включает:

    • совокупность организационных форм финансовых отношений;
    • порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
    • методы финансового планирования;
    • формы управления финансами и финансовой системой;
    • финансовое законодательство.

 

    При этом система налогов может  включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных  и местных налогов, а у каждого  налога будет особый субъект, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.    

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный  финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.    

В этом случае государством детально разрабатывается вся система  организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и  на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).    

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.    

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. (См. приложение 1). Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.    

Использование финансового механизма  осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти:

    • Министерство финансов РФ;
    • Министерство РФ по налогам и сборам;
    • Федеральная служба налоговой полиции;
    • Мингосимущество РФ;
    • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
    • Центральный банк РФ;

 

     Контроль  использования федеральных денежных средств осуществляет Счётная палата РФ. В субъектах РФ  и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.     

Сферы и звенья финансового механизма  отличаются степенью сложности и  разветвленное отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерны система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется соотношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.     

Сочетание элементов финансового  механизма (форм, видов, методов организации финансовых отношений) образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно менялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота, НДС и др.    

Деятельность  государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Министерство финансов РФ и территориальные (в составе России) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Правительства РФ разрабатывают в пределах своей компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д.    

Подчёркивая роль финансового механизма  в осуществлении финансовой политики государства, приведём ещё одно её определение. Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, ценовых и иных финансовых инструментов, институтов и мер органов государственной власти, обладающих согласно законодательству полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства и регулирующих финансово-кредитные потоки в секторах экономики в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.6     

В этом определении принципиально  важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики —  финансовых инструментов и финансовых институтов государственной власти.     

Финансовая  политика как органическая часть  экономической политики имеет целевую  направленность. Любой финансовый инструмент связан с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например, ставки налогообложения, уводят часть экономики (выручку, ВВП, доходы и др.) в теневую зону, либо институт финансовой власти (налоговая служба) не отладил технологию сбора налогов, либо морально устарела используемая парадигма налогообложения, не отвечающая требованиям XXI в. - века гармонизации труда и капитала. [20]      

 Исторически всё ХХ столетие  в западных странах проходит  под знаком «социализации» государства.  Начало этого процесса связывают  обычно с именами О. Бисмарка  и В. Бевериджа, сегодня же  практически все развитые страны  приняли концепцию государства  благосостояния. Поэтому можно сказать, что достижение экономической эффективности деятельности финансового механизма  и эффективности финансовой политики в целом уже не является самоцелью, а скорее становится средством повышения благосостояния общества.7

Информация о работе Финансовая политика государства