Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.
Основные задачи данной работы - выяснение сущности финансовой политики как составной части экономической политики государства, исследование основных типов финансовой политики, изучение основных направления финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
Стр.
Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства
4
1.1 Содержание и значение финансовой политики
4
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
8
Глава II Типы финансовой политики……………………………………………
16
2.1 Классический тип …………………………………………………………
16
2.2 Регулирующий тип………………………………………………………...
18
2.3 Планово-директивный и неоклассический тип
22
Глава III Финансовая политика России на современном этапе………………….
26
Заключение…………………………………………………………………………..
32
Список использованной литературы…………...………………………………….
33
Приложения………………………………………………………………………….
36
Высокоразвитые страны мира при формировании
финансовой концепции экономического
роста применяют элементы как монетаристской,
так и кейнсианской систем, что приводит
к появлению промежуточных теорий с множеством
оттенков, основу которых составляют национальные
государственные особенности и степень
развитости экономик. Экономическая эффективность
и социальная справедливость находятся
в состоянии динамического равновесия,
которое определяет темпы роста производства
и жизненного уровня населения.
Глава III Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
Проблемы обоснованности и эффективности финансовой политики и, в частности, налоговой политики и программ государственных расходов стали в Росси предметом острых дискуссий. [10]
Одно из самых узких мест в развитии России, определяющее ее отставание в формировании современного информационно-индустриального общества и в уровне благосостояния населения, — слабость финансового потенциала как в части объема финансовых ресурсов и государственного бюджета, так и в способности финансовых институтов формировать финансовую политику, отвечающую национальным интересам страны и содержащую надлежащий арсенал финансово-банковских инструментов, адекватных новым условиям и факторам развития экономики.
Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с недостаточной отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.
В 90-е годы ХХ века Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Продолжающийся спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения. В эти годы реформирование экономики осуществлялось в следующих направлениях:
1) создание олигархического слоя, воплощающего оперативную
2) приведение институциональной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства;
3) подавление инвестиционной
4) либерализация денежно-
5) реализация модели бюджетного федерализма, расширяющей
6) устранение государства от
Накануне дефолта Россия получила от МВФ очередной транш кредита по программе увеличенного, расширенного финансирования. Однако эти средства были использованы не по назначению, хотя предназначались на цели бюджетного финансирования, и были отнесены на государственный внутренний долг, что не могло остаться незамеченным со стороны МВФ.
Характеристика финансовой политики
будет неполной, если не упомянуть о существенных
изменениях валютной политики. Главное
из них — децентрализация
некомплексность целей и
индикаторов финансовой
В 1999—2003 гг. в центре финансовой политики находилось укрепление финансовой дисциплины и прежде всего повышение собираемости налогов, регулярная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, что положительно влияло на всю цепочку платежей в народном хозяйстве. (См. приложение 3). Улучшалось балансирование бюджета, и он несколько лет сводился с профицитом. В сфере корпоративных финансов резко сократилась убыточность и увеличивалось превышение достигнутых финансовых результатов над убытками предприятий и отраслей. Указанные положительные тенденции происходили прежде всего из-за улучшения ценовой ситуации на мировых рынках для России в торговле сырьевыми товарами и резкой девальвации рубля в 1998г. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов взвешенную политику Центрального банка в сфере валютного регулирования и формирования денежного предложения, а также действия Минфина в части ограничения внутреннего долга.
Центральным событием 2008 года стал мировой финансовый кризис. Источником кризиса стала проводимая многие годы финансовая политика США, принципами которой были и «жизнь взаймы» (Америка в течение долгого времени потребляла больше, чем зарабатывала), и игра со ставками. Основными же причинами кризиса можно назвать:
1) Мягкую монетарную политику
2) Увеличение денежной массы и расширение кредита, не обеспеченного реальными накоплениями, мировой банковской системой. Данные факторы привели к тому, что на рынке начали надуваться как традиционные пузыри (недвижимость, товары), так и новые, основанные на свежеизобретенных способах применения кредитного рычага. Американский рынок ипотечного кредитования, выросший до гигантских размеров в течение пяти лет, рухнул буквально за полгода.
Мировая финансовая система оказалась
Что же касается России, то она, так же как другие страны мира, продолжает испытывать негативное влияние мирового финансового кризиса, которое стало особенно заметным с сентября 2008г. Только с августа отток капитала из РФ составил около $120 млрд. При этом выплаты компаний по внешним заимствованиям в 2009 году составят в сумме около $160 млрд. Золотовалютные резервы с начала августа уменьшились на $141 млрд., дефицит бюджета - 2009, может достичь 6% ВВП. Отток капитала привел к значительному снижению ликвидности в финансовой системе и создал дополнительное давление на рубль.
В условиях нехватки денежных средств рефинансирование долга с помощью государственных денег стало основным выходом из положения для компаний. Вливания финансовых средств в размере $138 млрд. с помощью монетарной и фискальной политики, проводимой российскими властями, помогли справиться с возникшими проблемами с ликвидностью. Масштабы спада или роста экономики определяются не только ценой на нефть, но и очень сильно зависят от эффективности мер, которые применяет правительство. В какую сумму правительству обойдутся антикризисные меры, пока не ясно. Хотелось бы верить, что хотя бы на два года Резервного фонда хватит.
Наступающий год для российской экономики грозит оказаться сложным. Сейчас ситуация в России очень сильно зависит от тенденций в глобальной экономике. Конечно, ключевое значение для нашей страны будет иметь динамика цен на нефть, и то, как сложится ситуация на финансовом рынке и в реальном секторе. С одной стороны разворот цен на нефть выглядит для России спасением, а с другой, низкие цены на нефть — лучший для России стимул развивать отрасли с высокой добавленной стоимостью (машиностроение, перерабатывающие отрасли и проч.). Но одного этого стимула мало.
Массовый характер неплатежей по кредитам физических лиц был вполне предсказуем еще в самом начале кризиса как его вполне закономерное следствие. Предлагается заморозить выплаты по кредитам тех заемщиков, которые вследствие финансового кризиса лишились работы.
Вслед за ставшим уже легендарным
При разработке российской антикризисной программы должны быть учтены региональные особенности, сложившиеся в нашей стране. Эти особенности, с одной стороны, приводят к неравномерности развития кризисных процессов по территории страны, но, с другой стороны, могут стать основой для формирования новых направлений оживления не только региональной, но и российской экономики, стать новым направлением для стратегического прорыва российских компаний и повышения деловой активности в нашей стране.
Ведь, как известно, экономический
кризис – это не только
Экономический кризис высвобождает финансовые, трудовые, интеллектуальные, материальные ресурсы за счет сворачивания деловой активности в стагнирующих отраслях экономики. Выход из кризиса начинается в тот момент, когда общество оказывается способным создать новые точки роста и сформировать механизмы по постепенному перемещению ресурсов в новые, перспективные, направления хозяйственной деятельности. И в этом смысле экономический кризис – это шанс перехода страны к качественно более высокому уровню экономического развития. Не упустить этот шанс – дело профессионализма и ответственности.[25]
Если внешняя конъюнктура
Анализ основных тенденций финансовой политики в начале XXI в., нерешенных проблем и не оправдавших себя новых финансовых инструментов позволяет выделить стратегические линии будущей финансовой политики. Остановимся лишь на главных из них.
1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой
3. Необходимо обучение новым
финансовым технологиям, а