Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.
Основные задачи данной работы - выяснение сущности финансовой политики как составной части экономической политики государства, исследование основных типов финансовой политики, изучение основных направления финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………………………..
3
Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства
4
1.1 Содержание и значение финансовой политики
4
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
8
Глава II Типы финансовой политики……………………………………………
16
2.1 Классический тип …………………………………………………………
16
2.2 Регулирующий тип………………………………………………………...
18
2.3 Планово-директивный и неоклассический тип
22
Глава III Финансовая политика России на современном этапе………………….
26
Заключение…………………………………………………………………………..
32
Список использованной литературы…………...………………………………….
33
Приложения………………………………………………………………………….
36

Вложенные файлы: 1 файл

r-38078.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Высокоразвитые  страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста  применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий с множеством оттенков, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономик. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения.  
  
     

Глава III Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе     

Проблемы  обоснованности и эффективности  финансовой политики и, в частности, налоговой политики и программ государственных расходов стали в Росси предметом острых дискуссий. [10]    

Одно  из самых узких мест в развитии России, определяющее ее отставание в  формировании современного информационно-индустриального  общества и в уровне благосостояния населения, — слабость финансового потенциала как в части объема финансовых ресурсов и государственного бюджета, так и в способности финансовых институтов формировать финансовую политику, отвечающую национальным интересам страны и содержащую надлежащий арсенал финансово-банковских инструментов, адекватных новым условиям и факторам развития экономики.     

Чаще  низкая эффективность финансовых инструментов связана как с недостаточной  отлаженностью этих инструментов, так  и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.    

В 90-е годы ХХ века Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Продолжающийся спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения. В эти годы реформирование экономики осуществлялось в следующих направлениях:     

1) создание олигархического слоя, воплощающего оперативную тактику  реформ;    

2) приведение институциональной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства;     

3) подавление инвестиционной активности  государственного сектора экономики,  связанного в первую очередь  с финансированием фундаментальной науки, высоких технологий и реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов, обеспечивающих в перспективе национальную безопасность и государственный суверенитет;    

4) либерализация денежно-кредитного  и финансового рынков в направлении привлечения спекулятивного капитала, в том числе и иностранного;    

5) реализация модели бюджетного  федерализма, расширяющей полномочия  субъектов Российской Федерации  без соответствующего разграничения  предметов ведения и учета  реального финансового потенциала, приводящей к фактической дезинтеграции регионов, заключение двухсторонних соглашений между Федерацией и субъектом Федерации, зачастую противоречащих интересам национальной безопасности;    

6) устранение государства от реализации  принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния; коммерциализация социальной сферы, сползание к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста реальных доходов населения. Оценивая последствия проводимой финансовой политики в 90-х годах XX в., можно говорить о катализации негативных тенденций в социально-экономической жизни российского общества, ставших предпосылкой финансово-банковского кризиса. В то же время банковский кризис развивался автономно от кризиса финансовой системы государства.14    

Накануне  дефолта Россия получила от МВФ очередной  транш кредита по программе увеличенного, расширенного финансирования. Однако эти средства были использованы не по назначению, хотя предназначались на цели бюджетного финансирования, и были отнесены на государственный внутренний долг, что не могло остаться незамеченным со стороны МВФ.     

Характеристика  финансовой политики будет неполной, если не упомянуть о существенных изменениях валютной политики. Главное  из них — децентрализация использования  валютной выручки и снижение роли доходов от внешней торговли в  формировании бюджета. Более половины валютной выручки остается у субъектов рынка. На формирование курса рубля оказывает влияние не весь объем валюты, полученной страной, а только ее часть. Отсюда курс валюты на ММВБ не отражает реального соотношения между спросом и предложением. Между тем он имеет исключительную роль в формировании как доходной, так и расходной части бюджета. Сложившаяся в 1991—1997 гг. парадигма финансовых отношений способствовала тому, что 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис. Его причины:     

 некомплексность целей и  индикаторов финансовой политики; нарастание внутреннего долга  и его неблагоприятная структура,  преобладание «коротких» денег;  неподготовленность в 1996—1997 гг. условий для широкого допуска  нерезидентов на рынок ценных  бумаг; ухудшение в 1997—1998 гг. платежного баланса и его основы — торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ; искусственное сдерживание курса рубля, недооценка необходимости его постепенной девальвации для поощрения экспорта и улучшения платежного баланса страны; ошибки в прогнозировании курса рубля; отсутствие реальных мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта и конъюнктуры цен; подавляющая часть финансовых ресурсов направляется на потребление, причем небольшой группы олигархов. Финансовая и кредитная системы не имеют надежных механизмов включения денежных средств в инвестиционный процесс; недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения системного кризиса; кризис ликвидности коммерческих банков, неверие вкладчиков в способность коммерческих банков сохранить их средства; несвоевременная деноминация рубля, подготовка и реализация которой породили инфляционные ожидания; кризис в конце 1997г. мировой финансовой системы,.15    

В 1999—2003 гг. в центре финансовой политики находилось укрепление финансовой дисциплины и прежде всего повышение собираемости налогов, регулярная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, что положительно влияло на всю цепочку платежей в народном хозяйстве. (См. приложение 3). Улучшалось балансирование бюджета, и он несколько лет сводился с профицитом. В сфере корпоративных финансов резко сократилась убыточность и увеличивалось превышение достигнутых финансовых результатов над убытками предприятий и отраслей. Указанные положительные тенденции происходили прежде всего из-за улучшения ценовой ситуации на мировых рынках для России в торговле сырьевыми товарами и резкой девальвации рубля в 1998г. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов взвешенную политику Центрального банка в сфере валютного регулирования и формирования денежного предложения, а также действия Минфина в части ограничения внутреннего долга.     

Центральным  событием 2008 года стал мировой финансовый кризис. Источником кризиса стала проводимая многие годы финансовая политика США, принципами которой были и «жизнь взаймы» (Америка в течение долгого времени потребляла больше, чем зарабатывала), и игра со ставками. Основными же причинами кризиса можно назвать:     

1) Мягкую монетарную политику Федеральной  резервной системы США, которая вызывала беспримерную дешевизну денег в середине десятилетия. Мягкий курс монетарной политики (а именно низкие процентные ставки), был избран американским правительством с целью поддержки экономического роста, поскольку снижение ключевой ставки влечет за собой соответствующее сокращение ставок по потребительским кредитам и кредитам для малого бизнеса. Так, в период с января 2001 г. по июнь 2003 г. комитет ФРС понизил ставку 13 раз, с 6,5% до 1%. Это действительно обеспечило высокие темпы роста американской экономики. Однако параллельно стали чрезмерно доступными кредиты, в том числе ипотечные, что и привело к безудержному и бесконтрольному кредитованию населения и надуванию пузыря цен на недвижимость.     

2) Увеличение денежной массы и  расширение кредита, не обеспеченного реальными накоплениями, мировой банковской системой. Данные факторы привели к тому, что на рынке начали надуваться как традиционные пузыри (недвижимость, товары), так и новые, основанные на свежеизобретенных способах применения кредитного рычага.  Американский рынок ипотечного кредитования, выросший до гигантских размеров в течение пяти лет, рухнул буквально за полгода.     

Мировая финансовая система оказалась парализованной, и «паралич» этот немедленно распространился  на реальные сектора экономик многих стран мира. Как следствие — резкое падение производства, рост безработицы, банкротства. Еще одним проявлением перегрева мировой экономики стал беспрецедентный рост цен на нефть.[12]    

Что же касается России, то она, так же как  другие страны мира, продолжает испытывать негативное влияние мирового финансового кризиса, которое стало особенно заметным с сентября 2008г. Только с августа отток капитала из РФ составил около $120 млрд. При этом выплаты компаний по внешним заимствованиям в 2009 году составят в сумме около $160 млрд. Золотовалютные резервы с начала августа уменьшились на $141 млрд., дефицит бюджета - 2009,  может достичь 6% ВВП. Отток капитала привел к значительному снижению ликвидности в финансовой системе и создал дополнительное давление на рубль.     

В условиях нехватки денежных средств  рефинансирование долга с помощью  государственных денег стало  основным выходом из положения для  компаний. Вливания финансовых средств  в размере $138 млрд. с помощью монетарной и фискальной политики, проводимой российскими властями, помогли справиться с возникшими проблемами с ликвидностью. Масштабы спада или роста экономики определяются не только ценой на нефть, но и очень сильно зависят от эффективности мер, которые применяет правительство. В какую сумму правительству обойдутся антикризисные меры, пока не ясно. Хотелось бы верить, что хотя бы на два года Резервного фонда хватит.     

Наступающий год для российской экономики  грозит оказаться сложным. Сейчас ситуация в России очень сильно зависит  от тенденций в глобальной экономике. Конечно, ключевое значение для нашей страны будет иметь динамика цен на нефть, и то, как сложится ситуация на финансовом рынке и в реальном секторе. С одной стороны разворот цен на нефть выглядит для России спасением, а с другой, низкие цены на нефть — лучший для России стимул развивать отрасли с высокой добавленной стоимостью (машиностроение, перерабатывающие отрасли и проч.). Но одного этого стимула мало.    

Массовый  характер неплатежей по кредитам физических лиц был вполне предсказуем еще в самом начале кризиса как его вполне закономерное следствие.  Предлагается заморозить выплаты по кредитам тех заемщиков, которые вследствие финансового кризиса лишились работы.     

Вслед за ставшим уже легендарным призывом премьер-министра РФ Владимира Путина «не кошмарить» должников, последовал и ряд конкретных мер Правительства по решению трудностей с неплатежами в наиболее проблемном сегменте – ипотечном кредитовании. В качестве основного разрешения такой ситуации Правительство предложило предоставлять ипотечным заемщикам, оставшимся без работы, бюджетные займы в Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), а также рефинансировать ипотеку в самих банках под государственные гарантии. Сопутствующей мерой стал и закон о досрочном использовании материнского капитала для погашения ипотечного кредита, уже одобренный Советом Федерации.     

При разработке российской антикризисной  программы должны быть учтены региональные особенности, сложившиеся в нашей стране. Эти особенности, с одной стороны, приводят к неравномерности развития кризисных процессов по территории страны, но, с другой стороны, могут стать основой для формирования новых направлений оживления не только региональной, но и российской экономики, стать новым направлением для стратегического прорыва российских компаний и повышения деловой активности в нашей стране.     

 Ведь, как известно, экономический  кризис – это не только экономические  и социальные проблемы. Экономический  кризис – это путь к оздоровлению  экономики, это процесс санации  экономической системы, ее очищения от различных явлений, таких, как спекулятивный перегрев, высокая коррупционность, чрезмерный монополизм отдельных структур и других, становящихся серьезным тормозом на пути ее прогрессивного развития.16     

Экономический кризис высвобождает финансовые, трудовые, интеллектуальные, материальные ресурсы за счет сворачивания деловой  активности в стагнирующих отраслях экономики. Выход из кризиса начинается в тот момент, когда общество оказывается способным создать новые точки роста и сформировать механизмы по постепенному перемещению ресурсов в новые, перспективные, направления хозяйственной деятельности. И в этом смысле экономический кризис – это шанс перехода страны к качественно более высокому уровню экономического развития. Не упустить этот шанс – дело профессионализма и ответственности.[25]      

 Если внешняя конъюнктура будет  улучшаться, и власти не совершат  грубых просчетов в экономической  политике, то рост экономики может  начаться уже в конце 2009 года.      

Анализ основных тенденций финансовой политики в начале XXI в., нерешенных проблем и не оправдавших себя новых финансовых инструментов позволяет  выделить стратегические линии будущей  финансовой политики. Остановимся лишь на главных из них.    

1. Обеспечение единства целей и  инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. 2. Повышение эффективности финансового регулирования будет иметь не только внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешнюю торговлю и т.д.), но и способствует укреплению финансовой дисциплины, упорядоченности финансовых инструментов, их тесному взаимодействию с денежно-кредитными инструментами.     

3. Необходимо обучение новым  финансовым технологиям, а овладение  современными знаниями в сфере  государственных, корпоративных  финансов, финансового менеджмента  поставить на тот же уровень,  что уровень обучения естественным наукам, инженерному делу.     

Информация о работе Финансовая политика государства