Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
2. Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;
3. Проанализировать финансовое состояние «ПетроГаз» – филиала ОАО «СПбГазПроект»;
4. Разработать направления совершенствования механизма планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и виды финансового планирования на предприятиях
Сущность финансового планирования на предприятии………………………..5
Виды финансового планирования на предприятии……………………………...9
Глава 2. Зарубежный и российский опыт финансового планирования на предприятии
2.1. Зарубежный опыт финансового планирования на предприятии……………...19
2.2. Российский опыт финансового планирования на предприятии……………….24
Глава 3. Разработка финансового плана на предприятии, его анализ и оценка
3.1. Методы финансового планирования на предприятии…………………………..27
3.2. Разработка финансового плана на предприятии………………………………...31
3.3. Анализ финансового плана на предприятии……………………………………...39
3.4. Оценка финансового плана на предприятии……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………………………48
Список используемой литературы………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ.docx

— 134.54 Кб (Скачать файл)

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются  финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий  – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о  движении денежных средств. [29, с. 236]

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового  планирования, а отчётный бухгалтерский  баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [14, с. 278]

Второй этап предусматривает  составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые  относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру  научно-обоснованного бизнес-плана  предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством  составления текущих финансовых планов.

На четвёртом этапе  осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового  планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением [29, с. 237].

Жизнедеятельность фирмы  невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли  приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное  планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование  дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный  характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность  учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

Методы планирования финансовых показателей рассмотрим более подробно в разделе 2.1. «Методы планирования финансовых показателей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды финансовых  планов и их роль в управлении  предприятием

Финансовое планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и оперативное.

Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта

В условиях рыночных отношений  предприятия стали свободны от опеки  со стороны государства, но резко  повысилась их ответственность за экономические  и финансовые результаты работы. Предприятия  осуществляют свою деятельность на началах  коммерческого расчёта, при котором  расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального  развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать  производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для  инвестирования, используя, в том  числе, и ресурсы финансового  рынка – кредиты банков, эмиссию  облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения  основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [35, с. 32]

Планирование развития стало  важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [24, с. 83]

Слабость распространения  стратегического планирования в  российских фирмах, несмотря на его  существенные преимущества, обусловлена  причинами как объективного, так  и субъективного характера. Наиболее важные факторы таковы:

    • Объективные факторы:
    • высокая нестабильность внешней среды;
    • низкий уровень общей финансовой культуры фирм;
    • высокая зависимость от государственного бюджета.
    • Субъективные факторы:
    • дефицит времени, приоритеты текущих дел;
    • мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;
    • недостаточная квалификация управляющих и служащих;
    • отсутствие методической базы;
    • негативное отношение к планированию;
    • теоретический подход к планированию со стороны плановиков [30, с.52].

Представляется, что коренное изменение ситуации возможно при  переориентации руководящего звена  с пассивного подхода к управлению на активный (целевое управление), для чего необходимы изменение управленческого менталитета и повышение финансовой культуры менеджеров и специалистов экономических служб российских компаний.

Примерно на половине предприятий  России система планирования неэффективна. Неэффективной можно считать  такую систему, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20 - 30% [10,с.53]. Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как стратегия компании является основой для управления её деятельностью.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

    • распределение ресурсов;
    • адаптация к внешней среде;
    • внутренняя координация;
    • организационное стратегическое предвидение. [29, с. 239]

Процесс распределения ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких  как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде  охватывает все действия стратегического  характера, которые улучшают отношения  организации с её окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним  как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие  варианты и обеспечить эффективное  приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация  включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных  и слабых сторон организации с  целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных  внутренних операций на предприятии  является неотъемлемой частью управленческой деятельности. [12, с. 115 ]

Осознание организационных  стратегий предусматривает осуществление  систематического развития мышления менеджеров путём формирования организации, которая  может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте даёт возможность организации  правильно скорректировать своё стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического  управления. Роль руководителя высшего  звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она  также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого  процесса. Стратегическое планирование является процессом и состоит  из следующих последовательных, взаимосвязанных  этапов, представленных на рисунке 1.3.1.

 

 

 

 

 

Миссия организации

Цели организации

Оценка и анализ внешней  среды

Обследование сильных и слабых сторон организации


 

Контроль организации  и оценка стратегии

Реализация стратегии

Выбор стратегии

Анализ стратегических альтернатив



Тактика



Политика



Правила



Процедуры


 

Рис. 1.3.1. Процесс стратегического планирования [30, с. 53]

Стратегическое планирование может поднять новые проблемы организации. Некоторые из них включают:

    • сложность стратегического планирования. Это требует изменения типа мышления. Стратегическое планирование должно быть созидательным процессом, использующим новые идеи. Многие люди не готовы к такому типу принятия решений. Новые отношения и роли могут возникать в результате применения стратегического планирования. Отдельные люди могут быть недовольны дополнительными заданиями и деятельностью;
    • стратегическое планирование требует дополнительных затрат времени, вовлечения новых людей, не говоря о времени на исследования, перераспределения ресурсов, изменения в организации. Все это может «утопить» организацию, особенно при недостатке ресурсов;
    • стратегические планы могут быть мало эффективными. Неверные предположения, чересчур оптимистичные прогнозы и другие решения могут привести к неэффективному стратегическому плану.
    • Такой стратегический план может привести к серьезным проблемам в организации;
    • невозможность применения. Если высший менеджмент не поддержит стратегический план, то применение становится невозможным и весь процесс - пустой тратой времени и ресурсов. Дополнительно, может возникнуть внутреннее сопротивление стратегическому планированию. [5, с. 124 ]
    • В число потенциальных преимуществ, которые дает разработка стратегического плана, входят:
    • улучшение качества организационной работы;
    • наличие четкого представления о направлении движения к будущему;
    • возможность своевременного решения главных организационных проблем;
    • достижение более высокого экономического показателя «затраты – эффективность»;
    • создание рабочего коллектива и накопление экспертных знаний;
    • выполнение требований финансирующих организаций;
    • принятие активной, а не выжидательной позиции по отношению к проблемам, стоящим перед организацией. [21, с. 462]

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии