Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
2. Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;
3. Проанализировать финансовое состояние «ПетроГаз» – филиала ОАО «СПбГазПроект»;
4. Разработать направления совершенствования механизма планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и виды финансового планирования на предприятиях
Сущность финансового планирования на предприятии………………………..5
Виды финансового планирования на предприятии……………………………...9
Глава 2. Зарубежный и российский опыт финансового планирования на предприятии
2.1. Зарубежный опыт финансового планирования на предприятии……………...19
2.2. Российский опыт финансового планирования на предприятии……………….24
Глава 3. Разработка финансового плана на предприятии, его анализ и оценка
3.1. Методы финансового планирования на предприятии…………………………..27
3.2. Разработка финансового плана на предприятии………………………………...31
3.3. Анализ финансового плана на предприятии……………………………………...39
3.4. Оценка финансового плана на предприятии……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………………………48
Список используемой литературы………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ.docx

— 134.54 Кб (Скачать файл)

Годовой финансовый план разбивают  поквартально или помесячно, поскольку  в течение года потребность в  денежных средствах может значительно  меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать  синхронность потоков и оттоков  денежных средств и ликвидировать  кассовые разрывы.

В процессе финансового планирования производится конкретная увязка каждого  вида вложений или отчислений и источника  финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная) таблица к  финансовому плану. В ней по вертикали  приводятся направления использования  финансовых ресурсов и приравненных к ним средств, а по горизонтали  – источники финансирования, то есть финансовые ресурсы и приравненные к ним средства. Такая таблица  позволяет выявить целевой характер использования финансовых ресурсов, сбалансировать доходы и расходы  по статьям, определить резервы формирования фондов денежных средств. [21, с. 462]

Оперативное финансовое планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [29, с. 251]

Оперативный план необходим  для обеспечения финансового  успеха предприятия. Поэтому при  его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере  деятельности предприятия, инфляции, возможных  изменениях технологии и организации  процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана  и расчет потребности в краткосрочном  кредите. [32, с.179]

В платежном календаре  притоки и оттоки денежных средств  должны быть сбалансированы. Правильно  составленный платежный календарь  позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину  такого положения, наметить соответствующие  мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия.

Кроме платёжного календаря  на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление  и выплаты наличных денег через  кассу. [ 21, с. 463]

Заключительным этапом финансового  планирования является составление  сводной аналитической записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового  плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое  внимание должно быть уделено распределению  прибыли.

Завершая аналитическую  записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами  и структуре источников их формирования. [29, с. 256]

В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать  любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.

Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также  различные аспекты практики составления  финансовых планов, можно сделать  вывод, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Зарубежный и российский опыт финансового планирования на предприятии

2.1 Зарубежный опыт финансового планирования на предприятии

Долгосрочное макроэкономическое прогнозирование: опыт стран ЕС (Европейского Союза)

В последние годы страны ЕС перешли  к разработке собственного ежегодного бюджетного процесса на основе стратегического  многолетнего подхода. Общим для всех подходов в долгосрочном бюджетировании, является включение прогнозных оценок доходов и расходов на несколько лет вперед после текущего года, при этом практика, связанная с долгосрочным бюджетом, существенно различается от страны к стране. Поскольку подходы к составлению перспективного бюджета зависят от различных политических задач и конкретных бюджетных институтов, не имеет смысла пытаться установить наиболее оптимальный подход для Европы. Здесь представлен обзор подходов к долгосрочному бюджетному прогнозированию, которые оказались успешными для двух стран со значительными отличиями, с двумя противоположными ситуациями – Германия и Франция.

В Германии бюджетный процесс децентрализован, и макроэкономическое прогнозирование  правительства осуществляется с  привлечением сторонних экспертных организаций, тогда как во Франции  всем процессом, включая задачи по прогнозированию, занимается Министерство финансов. Помимо этого, в силу соглашений с ЕС –  Маастрихтский договор и связанный  с ним «Пакт стабильности и  развития» (ПСР) – обе страны-участницы  еврозоны должны соблюдать заложенные фискальные параметры для сектора  общего государственного управления. Установлены верхние ограничения  для ежегодного дефицита в 3 процента ВВП и общего долга до 60 процентов  ВВП. В соответствии с ПСР государство  должно стремиться к сбалансированному  бюджету и разрабатывать ежегодные  программы обеспечения стабильности и роста, отражающие выполнение этих целевых показателей.

Многолетнее программирование расходов требует надежности макроэкономических прогнозов, увязанных с налогово-бюджетными целевыми показателями, которые бы были допустимыми в совокупности и тем самым являлись надежными  прогнозами будущих ресурсов.

С 20-х годов прошлого столетия усилия по описанию и прогнозированию экономических  циклов на основе статистических рядов  подвели некоторые страны либо к  расширению функции статистических учреждений правительства, либо к созданию новых институтов для занятия  краткосрочным экономическим анализом. Развивались и методы решения  этих задач, вызывая многочисленные споры. Три таких метода, реализуемые  в настоящее время, не являются, конечно, взаимоисключающими, но в каждой из стран они часто и по-разному  противопоставлялись друг другу.

  • Первый метод – метод краткосрочного экономического анализа. Его суть – в изучении внутригодичных рядов, обычно ежемесячных, с 50-х годов этот метод был дополнен обследованием уверенности руководителей предприятий. Достоверность данного подхода является «качественной» и не подкрепляется ни бухгалтерскими балансами, ни экономическим моделированием.
  • Второй метод – это метод «национальных счетов». Он подразумевает ведение ежегодных национальных счетов, которые затем «проецируются» на текущий и будущий год для составления «экономических бюджетов» или среднесрочных прогнозов. Они состоят из прогнозов годовых потоков (зачастую основанных на экспертной оценке), представленных в рамках национальных счетов, которые считаются последовательными и универсальными.
  • Третий метод, связанный с именем голландского экономиста Яна Тинбергена, полагается на эконометрическое моделирование устойчивых тенденций, наблюдавшихся в прошлом. Этот метод появился в Нидерландах в 1936 году и применяется для динамического планирования, разительно отличающегося от французского планирования, которое использовалось до конца 60-х годов прошлого века.

В Федеративной Республике Германии добилась высокого уровня налоговой  и бюджетной прозрачности. Бюджетное  управление осуществляется в соответствии с всеобъемлющей, точной и тщательно  выполняемой совокупностью законов  и правовых норм. Хотя фискальная система  в Германии сильно децентрализована, и различные уровни государства  обладают значительной самостоятельностью, в рамках единых правовых основ проводится четкое разделение ролей и ответственности. Разумные стандарты бюджетирования, учета и отчетности распространяются на все уровни государства, а подготовка долгосрочного бюджета является неотъемлемой частью процесса, тогда как в налогово-бюджетных отчетах отражаются условные обязательства, гарантии, налоговые расходы и участие в капитале.

Как Конституция, так и «Закон о  содействии стабильности и росту» обязывают  все уровни государственного управления вести ответственную политику в  отношении налогово-бюджетного управления для достижения макроэкономических целевых показателей. Федеральный  центр и федеральные земли  обязаны строить свои бюджеты, принимая в расчет цель общего экономического равновесия. Заимствования федеральным  центром ограничены суммой инвестиционного  бюджета («золотое правило»), и во многих федеральных землях действуют аналогичные  нормы, хотя во всем остальном при  принятии решений о заимствовании  федеральный центр и земли  пользуются самостоятельностью. Федеральный  центр получил некоторые ограниченные права на установление в законодательном  порядке верхних пределов заимствованиям в случае, если существует угроза общему экономическому равновесию. В свою очередь, финансовые дела органов самоуправления (Gemeinden) подлежат контролю со стороны соответствующих федеральных земель, которые получают право на утверждение их бюджетов и заимствований. Без их утверждения Gemeinde может осуществить расходование только по обусловленным законом обязательствам. Органы самоуправления также обязаны отчитываться регулярно, но в пределах одного года и только по итоговым счетам. В том, что касается налогово-бюджетного управления, федеральная земля имеет право назначать налогового администратора для органов местного самоуправления.

Разработка бюджета на уровне общего правительства координируется Финансовым советом (Finansplanungsrat), однако в силу бюджетной самостоятельности федерального центра, земель и органов местного самоуправления соглашения между ними носят исключительно политический характер и не являются юридически обязательными. Финансовый совет учрежден Законом о бюджетных принципах, а его роль была усилена недавно принятием поправки к этому закону. В состав Совета входят министры финансов федерации и федеральных земель, а также представители органов местного самоуправления. Недавно в Финансовом совете была достигнута договоренность о внесении корректив в направления расходования для каждого уровня государственного управления для обеспечения соответствия фискальным пределам Маастрихтского договора и среднесрочным целям сбалансированного бюджета. Тем не менее, подробной разбивки расходных целевых показателей по федеральным землям не дается, кроме того, Финансовый совет не опубликовал никаких обоснований увязки расходных целевых показателей и бюджетных дефицитов.

Бюджетные документы раскрывают бюджетные  прогнозы и позволяют обнародовать для общественности все макроэкономические допущения. При этом не дается никакого официальной характеристики, либо анализа  зависимости между допущениями, налогово-бюджетным прогнозом и  исполнением. Существуют тщательно  задокументированные процедуры разработки макроэкономических параметров для бюджета. Соответствующие министерства, ряд исследовательских институтов, а также Бундесбанк регулярно проводят официальные совещания, помимо этого между экспертами устанавливаются и неформальные контакты. Тем не менее, окончательное решение принимается правительством: Канцлером, Министерством финансов, Министерством труда и Министерством экономики. Работа над прогнозом завершается официальным заявлением в прессе и открыто обсуждается в СМИ, а также в парламенте в рамках бюджетного процесса. Правительство не руководствуется какой-то одной моделью для прогнозирования, скорее оно полагается на экспертов. Прогноз составляется трижды в год: один раз в начале года для составления Ежегодного экономического отчета, а затем весной и осенью для Рабочей группы по налоговым расчетам. Ежегодный экономический отчет правительства, предусмотренный Законом о содействии экономической стабильности и росту, включает в себя подробные прогнозы спроса и предложения, а также полновесный анализ прогнозов правительства.

Макроэкономический прогноз закладывает  основы для оценки доходной части  бюджета Рабочей группой по налоговым  расчетам, однако соотношение между  макроэкономическими допущениями  и статьями доходной части не анализируется  для последующего использования, не дается и анализа чувствительности. Это ограничивает полезность таких  прогнозов в случаях, когда изменяются макроэкономические условия. В состав межбюджетной рабочей группы по налоговым  расчетам входят представители федерального центра, всех 16 федеральных земель, органов местного самоуправления и  Бундесбанка, Федерального статистического  управления, Совета экономических экспертов  и исследовательских институтов. Эта группа отвечает за подготовку официальных правительственных  прогнозов по конкретным доходным статьям. За две недели до заседания члены  рабочей группы обмениваются между  собой собственными прогнозами. Хотя участники могут пользоваться моделями, окончательный официально публикуемый  прогноз отражает консенсус всей группы. Агрегированные прогнозы для  сектора общего государственного управления («общее правительство») публикуются  в различных источниках, например, в рамках программ стабильности и  роста, а подробные фискальные прогнозы общего правительства можно получить, ознакомившись с официальным  среднесрочным финансовым планом.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии