Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
2. Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;
3. Проанализировать финансовое состояние «ПетроГаз» – филиала ОАО «СПбГазПроект»;
4. Разработать направления совершенствования механизма планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и виды финансового планирования на предприятиях
Сущность финансового планирования на предприятии………………………..5
Виды финансового планирования на предприятии……………………………...9
Глава 2. Зарубежный и российский опыт финансового планирования на предприятии
2.1. Зарубежный опыт финансового планирования на предприятии……………...19
2.2. Российский опыт финансового планирования на предприятии……………….24
Глава 3. Разработка финансового плана на предприятии, его анализ и оценка
3.1. Методы финансового планирования на предприятии…………………………..27
3.2. Разработка финансового плана на предприятии………………………………...31
3.3. Анализ финансового плана на предприятии……………………………………...39
3.4. Оценка финансового плана на предприятии……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………………………48
Список используемой литературы………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ.docx

— 134.54 Кб (Скачать файл)

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между  денежными потребностями и их возможным удовлетворением в  критические точки, например при  низком накоплении средств и при  предполагаемых снижениях продаж. [34, 32 ]

Притоки и оттоки денежных средств по источникам возникновения  классифицированы на три категории:

  • Основная деятельность
    • Притоки денежных средств от:
    • продажи товаров и услуг;
    • возврата по займам (доход от процентов) и ценным бумагам (доход по дивидендам).
    • Оттоки денежных средств:
    • поставщикам запасов;
    • персоналу за услуги;
    • кредиторам (в виде процентов);
    • правительству в виде налогов;
    • другим поставщикам операционных расходов.
    • Инвестиционная деятельность
    • Притоки денежных средств от:
    • продажи основных фондов;
    • продажи обязательств или ценных бумаг другим организациям;
    • Оттоки денежных средств на:
    • приобретение основных фондов;
    • покупка обязательств или ценных бумаг у других организаций.
    • Финансовая деятельность
    • Притоки денежных средств от:
    • кредитов;
    • продажи собственных ценных бумаг фирмы.
    • Оттоки денежных средств на:
    • погашение кредитов (выплата суммы долга);
    • повторную покупку собственных ценных бумаг фирмы;
    • выплату дивидендов акционерам. [11, с.116-117]
    • Значение бюджета доходов и расходов:
    • Демонстрируют эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса.
    • Устанавливает лимиты (нормативы) основных видов расходов, прибыли, резервов формирования и увеличения прибыли.
    • Определяет фонды потребления и накопления.
    • Позволяет оптимизировать налоговые отчисления в бюджет.

Показатели бюджета доходов  и расходов:

Общий оборот. Определяется по стоимости отгруженных товаров, включая НДС, таможенные пошлины  и другие косвенные налоги в соответствии с прогнозом сбыта. Для производственных структур включает также прирост  незавершенного производства по планируемым  затратам.

Резерв для расчетов с  бюджетом. Устанавливается отдельно руководителями предприятия по конкретному  виду бизнеса. Он должен быть стабильным, неизменным. Состоит из всех платежей с общего оборота (НДС, НП, акциз, таможня  и т.д.). [12, с. 248]

Чистые продажи (чистая выручка  от реализации) = общий оборот-резерв.

Прямые затраты. Здесь  отражаются те виды ожидаемых затрат, которые прямо пропорционально  связаны с ростом объемов продаж и чья доля чистой выручки от реализации остается почти неизменной в течение 1-3 лет. Конкретный набор зависит  от вида бизнеса, но выделяется всегда 3 основных статьи:

Оплата сырья, материалов.

Оплата операционных (производственных, эксплуатационных) расходов.

Расходы на зарплату основного  производственного персонала.

Накладные расходы. Те виды затрат, которые в принципе относятся  к прямым переменным, но не могут  быть определены на единицу товарной продукции в данный период.

Валовая прибыль (= чистые продажи  – прямые затраты). Это первая контрольная  точка состояния бизнеса. В России на сегодня состояние валовой  прибыли должно быть не менее 40 – 45 % по мнению экспертов (на Западе не ниже 30 %).

Постоянные расходы. Расходы, являющиеся условием существования  организации, но с хозяйственной  деятельностью связаны косвенным  образом. Их удельный вес в доле чистой выручки должен быть минимальным. (Балансовая прибыль = Валовая прибыль – все  расходы указанные выше). [12, с. 248]

Для получения инвестиционного  кредита в России норма чистой прибыли должна составлять 20-25 %, в  развитых странах – 10-15 %. Тогда это  считается высокорентабельным видом  бизнеса и дает возможность получить кредит на 10-15 лет, в России – не более  чем на 1 год.

Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Это план движения расчетных  счетов и наличия денежных средств в кассе. Все доходы и расходы увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования. [31, с. 173]

Задача бюджета: контроль положительного конечного сальдо БДДС. Составляется на весь бюджетный период с помесячной (или более подробной) разбивкой. Бюджет отражает потребность  в дополнительных источниках средств (кредиты, инвестиции). При расчете  источников существует следующий порядок:

Устанавливается объем средств для финансирования инвестиционных затрат (дополнительных затрат). Используются данные плана капитальных затрат, что является нижней границей уровня финансирования из внешних источников.

Определяются дополнительные текущие затраты в том числе  для пополнения оборотных средств.

На основе полученного  прогноза конечного сальдо устанавливается  превышение реальных расходов минимального уровня внешнего финансирования.

Расчетный баланс.

Состоит из активов и пассивов.

Активы: имущества, обязательства  потребителей (других лиц), которыми будет  располагать предприятие на определенную дату бюджетного периода.

Пассивы: те обязательства, которые будет нести предприятие  перед кредиторами (поставщиками, инвесторами).

Расчетный баланс довольно трудоемок, следовательно необязателен, хотя желателен. [Пр и пл, с. 120 ]

Финансовый план. Цель: сформулировать и представить полную и достоверную  систему проектов ожидаемых финансовых результатов деятельности. Здесь  обобщаются все предшествующие расчеты  в стоимостном варианте. Возможны 2 финансовых цели предприятия:

Максимизация прибыли (высокая  чистая прибыль).

Максимизация стоимости  бизнеса (высокая рыночная цена акций, пая).

Здесь разрабатывают:

Прогноз объемов реализации. Разрабатывается с учетом плана  маркетинга. [30, с. 61]

Таблица 2.3.2

План маркетинга

 

Объемы реализации в натуральном  выражении

Цена за единицу

Всего продаж

А

     

В

     

С

     

 

Прогноз прибылей и убытков. Показывает процесс формирования и  изменения прибыли. Выявляет рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, прямых и накладных издержек, взаимоотношения с бюджетом чистой прибыли.

Прогноз движения денежных средств. Оценивает потребность  в деньгах по времени. Проверяет  синхронность поступления и расходования денежных средств.

Сводный баланс. Его рекомендуется  составлять на начало и конец первого  года. Цель – определение необходимого прироста отдельных видов активов  с обеспечением их внутренней сбалансированности, формирование оптимальной структуры  капитала, обеспечивающего устойчивость фирмы.

График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние  на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости  продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки). С  помощью этого графика можно  найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется  с кривой, показывающей изменение  себестоимости продукции. Допускается  несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням  цен на продукцию. [5, с. 142 ]

Расчет ведется на основании  доходов и затрат и уровня цены на единицу продукции. Цель расчета  – определение критического объема производства и запаса финансовой прочности  предприятия.

Критический объем производства (Vкр) определяется по формуле:

Vкр=УПЗ/(Ц-УППЗ), [5, с. 143]

Где УПЗ – сумма условно-постоянных затрат, руб.,

Ц – цена единицы продукции, руб.,

УППЗ – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб.

Запас финансовой прочности» определяется как разница между  планируемым размером выручки и  размером пороговой выручки и  отражает размер, до которого можно  снижать объем производства или  цену продукции с тем, чтобы производство не оказалось убыточным.

Сопоставлением критического объема производства с планируемым  выпуском продукции определяется дата, с которой проект начнет приносить  прибыль. Для построения графика  безубыточности следует составить  уравнения следующего вида. [33, с.652]:

у1=ах;

у2=а0+а1х,

где у1 – выручка, руб.,

у2 – затраты (полная себестоимость) на производство продукции, руб.,

а – цена единицы продукции  без НДС, руб./ед.,

х – планируемый объем реализации продукции, ед.,

а0 – сумма условно-постоянных затрат (УПЗ), руб.,

а1 – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции(УППЗ), руб./ед.»

В заключении финансового раздела излагается стратегия финансирования, т.е. какие источники средств предоставляются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Анализ финансового состояния «ПетроГаз».

Финансовое состояние  характеризируется системой показателей, отражающих состояние капитала в  процессе его кругооборота и способность  субъекта хозяйствования финансировать  свою деятельность на фиксированный  момент времени.

Финансовое состояние  может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.

Финансовое состояние  характеризуется обеспеченностью  финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями  с другими юридическими и физическими  лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче – к увеличению активов  предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную  структуру актива и пассива баланса.

Финансово устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который  за счет собственных средств покрывает  средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные  средства), не допускает неоправданной  дебиторской и кредиторской задолженности  и расплачивается в срок по своим  обязательствам.

Основой финансовой устойчивости являются рациональная организация  и использование оборотных средств. В процессе анализа финансового  состояния большое внимание уделяется  составу и размещению активов  предприятия. Анализ состава и размещения активов фирмы проводится по следующей  форме:

Таблица 2.2.1

В таблице 2.2.1 постатейно записаны сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия. На основании  этих данных можно проследить за изменениями  в составе и структуре активов  предприятия, откуда следует, что к 2010 году сумма основных средств увеличилась на 38560 руб.(13,8%). Общая сумма оборотных активов в 2010 году по сравнению с 2002 годом уменьшилась на 657213 руб. (15,4%) за счет значительного снижения в них суммы дебиторской задолженности – на 365123 руб. (14,3%) и денежных средств – на 301831 руб. (3,4%).

Из данных таблицы видно, что активы предприятия уменьшились  за отчётный год на 606100 руб. Средства в активах распределились следующим  образом: основные средства – 201315 руб. или 25,4%; прочие внеоборотные активы – 12553 руб. или 1,6%; оборотные средства – 578777 руб. или 73%.

Изменилось органическое строение капитала: в 2009 году отношение оборотного капитала к основному составляло 7,6, а в 2010 году – 2,9. Это свидетельствует о замедлении темпов его оборачиваемости, а это может быть свидетелем того, что вложенные в предприятие ресурсы используются неэффективно.

Важным показателем оценки финансовой устойчивости является темп прироста реальных активов (реально  существующих собственного имущества  и финансовых вложений по их действительной стоимости). Реальными активами не являются нематериальные активы, износ основных фондов и материалов, использование  прибыли, заемные средства.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии