Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
2. Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;
3. Проанализировать финансовое состояние «ПетроГаз» – филиала ОАО «СПбГазПроект»;
4. Разработать направления совершенствования механизма планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и виды финансового планирования на предприятиях
Сущность финансового планирования на предприятии………………………..5
Виды финансового планирования на предприятии……………………………...9
Глава 2. Зарубежный и российский опыт финансового планирования на предприятии
2.1. Зарубежный опыт финансового планирования на предприятии……………...19
2.2. Российский опыт финансового планирования на предприятии……………….24
Глава 3. Разработка финансового плана на предприятии, его анализ и оценка
3.1. Методы финансового планирования на предприятии…………………………..27
3.2. Разработка финансового плана на предприятии………………………………...31
3.3. Анализ финансового плана на предприятии……………………………………...39
3.4. Оценка финансового плана на предприятии……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………………………48
Список используемой литературы………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ.docx

— 134.54 Кб (Скачать файл)

Стратегическое планирование не должно рассматриваться как гарантия будущего успеха. Стратегическое планирование имеет следующие ограничения:

    • стратегическое планирование не обеспечивает возможности принятия будущих решений. Невозможно предсказать будущее. Стратегическое планирование предоставляет общее направление движения, основанное на предположениях;
    • стратегическое планирование не является макетом будущего. Происходит слишком много перемен – меняется рынок, предпочтения потребителей, появляются новые конкуренты, новые технологии, новые возможности, изменяются финансовые условия и т.д. Стратегическое планирование динамичный процесс, восприимчивый к переменам;
    • стратегическое планирование не может решить критические ситуации, угрожающие организации. Стратегическое планирование не выведет из кризиса. Организация должна быть стабильна до начала применения стратегического планирования;
    • стратегическое планирование не определяет всех критических факторов, связанных с организацией. Стратегическое планирование призвано определить наиболее важные вопросы, встающие перед организацией. Фокусируя внимание на основных вопросах, стратегический план минимизирует детали и таким образом увеличивает шансы успешного применения. [30, с. 54]

В условиях политической и  экономической нестабильности, а  также высоких темпов инфляции планирование не имеет смысла. Однако чем выше уровень неопределенности, порождаемой  нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим  прогнозным сценариям развития. При  этом сама система планирования должна быть перестроена. [15, с. 315]

Основной целевой функцией планирования становится обеспечение  долгосрочной конкурентоспособности, которая обусловливает прочность  и устойчивость объекта управления на рынке. Другая основная функция –  информационно-ориентирующая. Ключевая задача заключается в не столько  в обработке статистической информации, сколько в том, чтобы дать ориентиры  для менеджеров, которые, с одной  стороны, соответствовали их интересам, а с другой стороны, способствовали достижению основных результатов плана. [30, с. 54]

Для составления обоснованной программы развития предприятие  должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного объема информации об отрасли, рынке, конкуренции и  других факторах в целях прогнозирования  будущих проблем и возможностей. Это обеспечивает высшему руководству  средства создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии этих решений.

В современных быстроменяющихся условиях долгосрочные планы теряют свою актуальность без соответствующих  управленческих воздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важной методологической особенностью формирования системы стратегического  планирования становится механизм адаптации  планов организации к меняющимся внешним условиям развития. Адаптивный характер планов предполагает, что  они должны быть достаточно гибкими, легкоприспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешних факторов. Следовательно, чтобы обеспечить адаптивный характер стратегического планирования, все виды планов должны предусматривать действия на случай непредвиденных обстоятельств. [15, с. 317]

Для обеспечения устойчивой работы предприятия должна быть создана  система гибкого адаптивного  трехуровневого планирования (СГАТП) (рис. 1.3.2):

Выбранная стратегия отражает основные направления развития предприятия.

Согласно выбранной стратегии  развития формируются годовые планы  действий (бюджеты).

Относительно годовых  планов формируются тактические  планы действий (бюджеты) на квартал, месяц и т. д. [30, с. 55]

Тактические бюджеты содержат те мероприятия, которые должны быть выполнены в конкретных условиях для обеспечения реализации годового бюджета. Именно при помощи тактических  бюджетов происходит координация текущей  деятельности таким образом, чтобы  в случае отклонения от поставленных задач в одном периоде можно  было достичь намеченных в годовом  бюджете целей за счет более интенсивной  работы в другом периоде.

 

Стратегия


 


Бюджет на 1-й год

 

Бюджет на 2-й год

 

Бюджет на 3-й год



Бюджет на 1-й кв.

 

Бюджет на 2-й кв.

 

Бюджет на 3-й кв.

 

Бюджет на 4-й кв.




 

 

Рис. 1.3.2 Система гибкого  адаптивного трёхуровневого планирования [30, с. 55]

Годовой бюджет нуждается  в корректировке (или даже в полной модификации) только в том случае, если выполнение поставленных в нем  задач становится невозможным в  зависимости от изменений внешней  и внутренней среды предприятия  и не может быть обеспечена посредством соответствующих тактических бюджетов. В этой ситуации изменению подлежат годовые бюджеты, чтобы не сорвать исполнение стратегических задач развития предприятия.

Стратегические цели развития предприятия могут быть пересмотрены только тогда, когда изменение годовых  бюджетов не способно в намеченные в стратегии сроки устранить возникшее отклонение и вернуть деятельность предприятия в планируемые рамки. [5, с. 127]

Ядром СГАТП является финансово-экономическая  модель, в рамках которой на уровне ключевых показателей происходит увязка хозяйственных и финансовых процессов, то есть планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи – корректировки  планов для достижения намеченного  общего результата. В структуре СГАТП  бюджеты становятся связующим звеном между стратегическим управлением, осуществляемым высшим руководством, и оперативным управлением, реализуемым  преимущественно на нижнем уровне. СГАТП, ориентированная на достижение целей компании, - это инструмент управления, который дает возможность  изменять ее деятельность.

Для повышения эффективности  управления предприятием на основе СГАТП, цели развития должны стать вполне конкретными и осязаемыми, то есть материализованными в конкретных контрольных  показателях, находящихся в компетенции  конкретных менеджеров и исполнителей.

С позиции финансового  управления целесообразно разрабатывать  СГАТП как систему взаимосвязи  контрольных индикаторов, например, требуемых в определенные периоды  времени объемов финансовых ресурсов. В этом случае конечный требуемый  объем финансовых ресурсов для реализации стратегии выступит индикатором, относительно которого необходимо регулировать текущую  деятельность предприятия. [ 30, с. 56]

Отношение конечного требуемого объема денежных ресурсов к валюте баланса на начало реализации стратегии  можно назвать индексом динамики финансового развития хозяйствующего субъекта (И дфр), который характеризует долю требуемого прироста в общем объеме имеющихся активов.

Для расчета И дфр следует использовать следующую формулу (1.3.1):

И дфр = 1+ Требуемый объем финансовых ресурсов/ Валюта баланса

 [8, с.56]

Индекс динамики финансового  развития способствует определению  реалистичности поставленной задачи. Для выявления перспективы достижении цели, его можно сравнивать с динамикой развития предприятия прошлых периодов, прогнозом развития отрасли, промышленности, региона, изменения макроэкономических показателей и т.д. Чем выше индекс динамики финансового развития предприятия, тем больше рисков может встретиться на пути реализации проекта.

Незначительный индекс динамики финансового развития может со временем сделать предприятие неконкурентоспособным  из-за несоответствия темпов развития изменениям внешней среды.

СГАТП необходимо понимать как инициативную деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений  по предвидению (прогнозированию) перспектив своего будущего развития, предназначенному для принятия решений в целях  его устойчивого развития. Поэтому  в выработке перспектив развития предприятия (структурных подразделений) важна коллегиальность в соизмерении  доходов и риска. Реальность этого  положения зависит от наличия  систем процедур координации и ответственности  за выполнение каждого плана. [30, с. 56]

СГАТП, основанная на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и в настоящее время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых методов управления предприятием. И ее применение эффективно во многих областях управления:

    • в области финансового менеджмента этот метод является единственным средством, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование;
    • в области управления коммерческой деятельностью этот метод вынуждает руководителей систематически заниматься маркетингом (изучать свою продукцию и рынки сбыта) для разработки более точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации на предприятии; определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления;
    • в области организации общего управления этот метод четко определяет значение и место каждой функции (коммерческой, производственной, финансовой, административной и т.д.), осуществляемой на предприятии, и позволяет обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием, заставляет эти службы действовать совместно для достижения утвержденных результатов;
    • в области управления затратами этот метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той определенной цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства разрешениями;
    • в области общей стратегии развития предприятия этот метод является средством количественной оценки деятельности, независимой от эмоционального восприятия руководителей, непосредственно отвечающих за достижения поставленных целей, и сигнализирует руководству предприятия о неблагоприятных изменениях ситуации путем сообщения об отклонениях фактических результатов от прогнозных показателей [30, с. 58].

Текущее финансовое планирование

Текущее финансовое планирование является планированием осуществления. Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии  и финансовой политике по отдельным  аспектам финансовой деятельности [28, с. 244]. Производится увязка каждого  вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сметами  образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы  необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложения собственных ресурсов.

Текущее планирование хозяйственной  деятельности предприятия состоит  в разработке трёх документов: плана  движения денежных средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. [18, с. 342]

Основной целью построения этих документов является оценка финансового  положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется  тем, что за год в основном выравниваются  сезонные колебания конъюнктуры  рынка. К тому же такой период времени  соответствует законодательным  требованиям к отчётному периоду. [21, с. 462]

Текущие финансовые планы  предпринимательской фирмы разрабатываются  на основе данных, которые характеризуют:

    • финансовую стратегию фирмы;
    • результаты финансового анализа за предшествующий период;
    • планируемые объёмы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;
    • систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
    • действующую систему налогообложения;
    • действующую систему норм амортизационных отчислений;
    • средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п. [18, с. 342]

Процесс текущего финансового  планирования можно рассмотреть  на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления  расходования средств. В разделе  поступлений отражаются выручка  от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и  нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года или квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающейся в соответствии с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребления, резервный фонд). [33, с. 645]

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии