Шпаргалка по "Ценообразование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, шпаргалка

Краткое описание

Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:

Вложенные файлы: 1 файл

все шпоры. на экзамен. (1).docx

— 2.74 Мб (Скачать файл)

Кроме цены существуют и  другие факторы, определяющие спрос. К ним относятся:

- Вкусы и предпочтения потребителей, определяемые  частой модой, рекламой, качеством потребляемых благ, обычаями, традициями и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.

- Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса.

- Цены на другие товары могут  повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары.

- Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.

- Эффект отложенного спроса, связанный с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, квартальные, недельные колебания.

Степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов  или других факторов позволяет измерить эластичность спроса, которая рассчитывается через коэффициент эластичности.  

Различают эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность.

Эластичность  спроса по цене (Ер) показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. При этом различают:

 

Совершенно неэластичный спрос

Ep(D) = 0

Объем спроса не меняется при  изменении цены (товары первой необходимости). Кривая спроса вертикальна.

Неэластичный спрос

Ep(D) < 1

Когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет  замены).

Единичная эластичность спроса

Ep(D) = 1

Изменение цены вызывает абсолютно  пропорциональное изменение объема спроса.

Эластичный спрос

Ep(D) > 1

Объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Совершенно эластичный спрос

Ep(D) = ∞

Объем спроса не ограничен  при падении цены ниже определенного  уровня. Кривая спроса горизонтальна.


На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

- Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей; 
-Консерватизм покупателей во вкусах; 
- Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность); 
- Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

- Значимость товара для бюджета семьи.

- Является ли товар  предметом роскоши или предметом первой необходимости;

- Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных.

Перекрестная  эластичность - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми, отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие.

 

  1. Вопрос. Предложение. Эластичность предложения.

Предложение - это желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения зависит  от объема производства, но две эти  величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку  обычно часть произведенной продукции  потребляется в рамках предприятия. Существуют и различные потери при  транспортировке и хранении товаров.

На количество товара, которое  фирма желает произвести, оказывают  воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей.

Таким образом, предложение - функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости  между величиной предложения  и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать  воздействие на предложение.

Между ценой и количеством  предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Это и есть закон предложения. Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.

Кривая  предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Различают индивидуальное и  рыночное предложение.

Индивидуальное  предложение - предложение отдельного производителя.

Рыночное предложение - совокупность индивидуальных предложений данного товара (сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене).

Эластичность  предложения по цене - степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения их в цене. Процесс изменения эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения (Еs) - числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Различают следующие формы эластичности предложения:

Aбсолютно неэластичное предложение

Es = 0

Величина предложения  абсолютно не меняется при изменении  цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна

Неэластичное предложение

Es < 1

Величина предложения  изменяется на меньший процент, чем  цена. Эта форма эластичности предложения  присуща короткому периоду

Единичная эластичность предложения

Es =1

При изменении цены на 1процент  величина изменяется тоже на 1 процент

Эластичное предложение

Es > 1

Величина предложения  изменяется на больший процент, чем  цена. Эта форма эластичности предложения  характерна для долгого периода

Aбсолютно эластичное предложение

Es = ∞

Величина предложения  бесконечно изменяется при малом  изменении цены. Эта форма эластичности предложения свойственна долгому  периоду, а кривая предложения строго горизонтальна


 

  1. Вопрос.  Рыночное равновесие. Влияние изменения спроса и предложения на рыночное равновесие.

Рыночное ценообразование способствует развитию конкурентной борьбы, которая является залогом высокой эффективности экономики страны. Механизм рыночного ценообразования основан на таких категориях, как спрос, предложение и равновесная цена. Под спросом понимается готовность потребителя купить некоторое количество продукта по определенной цене в течение некоторого периода времени. Закон спроса: чем выше уровень цены на товар, тем меньшее его количество желает приобрести покупатель при прочих равных условиях.

Предложение выражает желание  и способность производителей предлагать товар или услуги на рынке. Закон  предложения: чем больше цена товара, тем большее его количество производители  желают предложить к продаже при  прочих равных условиях. В условиях рынка цены формируются не в результате их усреднения, а в процессе определенного  компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны  предложения.

Теоретически среди множества  цен (шкалы цен) существует только одна, по которой покупатели желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определенное количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, - договорной. Цена, выше равновесной, стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. В результате на рынке появляется избыточное предложение данного товара.

Наличие избыточного товара у производителей будет побуждать  их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут  готовы предложить гораздо меньшее  количество товара, но число покупателей, готовых приобрести этот продукт, возрастет. Спрос превысит предложение, образуется дефицит. В свою очередь, конкуренция  между покупателями приведет к росту  цены, а рост цены подтолкнет производителей к увеличению выпуска товара. Снижению цены будет способствовать избыток  товара, а росту цены -его дефицит. Такая ситуация будет продолжаться до того момента, пока при определенной цене количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, не совпадет с количеством товара, которое производители готовы выпустить и продать по этой же цене.

На рынке могут возникнуть следующие ситуации:

1) предложение растет, спрос сокращается. В данном случае происходит снижение равновесной цены. Изменение равновесного количества может быть со знаком «+», «–» или «0». Все зависит от количественного соотношения изменений спроса и предложения;

2) предложение сокращается, спрос растет. В этой ситуации происходит повышение равновесной цены тоже за счет изменения и спроса и предложения. Изменение равновесного количества может быть различным, как и в первом случае, оно зависит от соотношения изменений спроса и предложения;

3) предложение и спрос растут. В этом случае равновесная цена подвержена влиянию двух противоположных тенденций: роста предложения в направлении понижения цены и роста спроса в направлении повышения цены. При этом равновесная цена увеличивается;

4) предложение и спрос сокращаются. Данные изменения не позволяют определенно сказать о воздействии на равновесную цену. Если объемы сокращения предложения превышают объемы сокращения спроса, то равновесная цена повышается. В случае, если объемы сокращения предложения меньше сокращения спроса, равновесная цена уменьшается.

 

  1.  Вопрос. Фактор издержек в ценообразовании. Постоянные, переменные, совокупные, средние и предельные издержки.

Издержки – это затраты ресурсов на осуществление производства в денежном выражении. Величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В краткосрочном периоде выделяют:

Постоянные  издержки (ТFC) величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции (амортизационные отчисления, проценты по банковскому кредиту, арендная плата, содержание административного аппарата и др.).

Переменные  издержки (TVC), величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочего персонала и т. п.).

По мере увеличения объема выпуска продукции при неизменной величине постоянных издержек переменные издержки возрастают. Если фирма прекратит  производство и объем выпуска (Q) достигнет нулевого уровня, то и  переменные издержки сократятся почти  до нуля, в то время как постоянные издержки останутся неизменными.

Валовые издержки (ТС) - это сумма постоянных и переменных издержек, исчисляемая для каждого данного объема производства: ТС=TFC+TVC. Поскольку постоянные издержки (TFC) равны некоторой константе, динамика валовых издержек будет зависеть от поведения переменных издержек (TVС), то есть будет определяться действием закона убывающей предельной производительности.

Рисунок 1 - Постоянные, переменные  
и валовые издержки


Чтобы получить кривую валовых  издержек, необходимо просуммировать графики постоянных и переменных издержек - сместить график TVC вверх  вдоль оси ординат на величину TFC, которая неизменна при любом Q (рисунок 1).

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразование"