Шпаргалка по "Ценообразование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, шпаргалка

Краткое описание

Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:

Вложенные файлы: 1 файл

все шпоры. на экзамен. (1).docx

— 2.74 Мб (Скачать файл)

Следовательно, критической  точкой, после которой фирма прекращает свою деятельность, является равенство  цены и средних переменных издержек (P=AVC).  
Максимизация прибыли в качестве критерия оценки деятельности фирмы применима не только для определения выгодности уже существующего производства, но для определения привлекательности новых предприятий и проектов. В этом случае фирма сравнивает ожидаемую дополнительную прибыль от проекта с ожидаемыми дополнительными затратами. Если дополнительная прибыль больше нуля, проект может быть принят, если меньше или равна нулю — отклонен.  
Чтобы определить прибыль, которую фирма получит при данной цене и количестве выпускаемого продукта, нужно сравнить её общий доход с общими издержками.

Будет ли фирма производить  продукт в данных условиях? Очевидно, да, так как делая это, она имеет возможность получать прибыль уже начиная с третьей единицы выпуска, её доход превысит общие издержки и появится прибыль. Она будет возрастать и при 9 единицах выпуска достигнет максимума (+299). После чего дальнейший рост выпуска продукции будет давать уменьшение прибыли из-за быстрого темпа роста издержек. 

Общий доход будет представлять собой прямую, равномерно возрастающую линию, так как при постоянной цене каждая дополнительная единица  выпуска добавляет к общему доходу одну и ту же величину. 

Кривая издержек показывает, что по мере роста выпуска растут затраты, но темпы увеличения затрат будут различны. Вначале издержки растут медленнее, так как фирма  старается использовать ресурсы  наиболее эффективно, но по мере их исчерпания и в соответствии с законом  убывающей отдачи темп роста затрат возрастает. Где-то в районе выпуска  в 2 единицы продукции и свыше 10 единиц имеются критические точки, в которых кривая общих затрат пересекает прямую общих доходов. Любой выпуск за пределами этих точек является полностью убыточным, а выпуск в пределах пространства, ограниченного этими точками и кривой общих издержек, будет прибыльным. Максимум прибыли достигается в промежутке, где вертикальный отрезок между прямой дохода и кривой издержек — наибольший. 

Принцип сопоставления  предельного дохода с предельными  издержками 

Альтернативным подходом к определению объемов продукции, которые конкурентная фирма захочет  предложить на рынке по любой возможной  цене, является определение и сравнение  сумм, которые каждая дополнительная единица продукции будет добавлять  к валовому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам —  с другой. Иначе говоря, фирме  следует сравнить предельный доход  и предельные издержки каждой последующей  единицы продукции. Любую единицу  продукции, предельный доход от которой  превышает предельные издержки, следует  производить. Потому, что на каждой такой единице продукции фирма  получает больше дохода от её продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, единица продукции добавляет  к совокупным прибылям или — может быть и такой случай — уменьшает убытки. Точно также, если предельные издержки единицы продукции превышают её предельный доход, фирме следует избегать этой единицы. Она добавит больше к издержкам, чем к доходу; такая единица продукции не будет окупаться. На начальных стадиях производства; когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно превышать предельные издержки. Следовательно, прибыльно производить в пределах этого объема производства. Но на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержки вызовут обратное действие. Предельные издержки будут превышать предельный доход. Очевидно, следует избегать производства продукции, попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибылей. Разделять эти два интервала производства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка — ключ к правилу, определяющему объем производства: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC). 

Три отличительные черты  этого правила заслуживают комментария. 

1.     Ограничение: правило предполагает, что фирма предпочтет производить, нежели закрыться. Предельный доход должен быть равен или должен превышать средние переменные издержки, или фирма сочтет более предпочтительным закрыться, чем производить объем продукции, при котором MR=MC. 

2.     Нужно подчеркнуть, что правило MR=MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, не зависимо от того, являются ли они конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими. Применение правила не ограничивается особым случаем чистой конкуренции. 

3.     Третий момент состоит в том, что правило MR=MC можно сформулировать в несколько иной форме, если применять его для чисто конкурентной фирмы. В условиях чистой конкуренции мы можем заменять цену предельным доходом в правиле, так что оно будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам [2, c72]. 

Для определения уровня выпуска, дающего максимальную прибыль, можно  использовать также сравнение предельного  дохода и предельных издержек. Предельный доход в данном случае будет равен  цене, поскольку она зависит от производителя и будет представлять собой как раз ту величину, которую выпуск каждой дополнительной единицы добавляет к общему доходу. Предельные издержки будут показывать, на какую величину будут возрастать общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции. 

Подход с точки зрения анализа предельных величин особенно удобен для определения тех границ, до которых имеет смысл продолжать производства продукции. В приведенном  выше примере, в соответствии с правилом MR = MC, точкой, где будет достигнут максимум прибыли, будет 9-я единица выпуска, ибо именно здесь предельный доход сравняется с предельными издержками. 

 

Поскольку в условиях совершенной  конкуренции цена равна предельному  доходу, правило максимизации прибыли  может быть представлено как P =MC, что  означает возможность продолжать производство до тех, пока предельные издержки не сравняются с ценой. Это равенство означает достижение точки наиболее эффективного распределения ресурсов, при котором  наилучшим образом удовлетворяются  потребительские запросы. Если меняются потребительские предпочтения ресурсов, то цена откланяется от предельных издержек, а это значит, что при  производстве последней единицы  продукта ресурсы либо недоиспользованы (P>MC), либо перерасходованы (P<MC). В  обоих случаях возникает необходимость  в перераспределении ресурсов таким  образом, чтобы обеспечивалось максимально  эффективное их использование. Это позволяет не только максимизировать прибыль, но и наиболее полно удовлетворить потребности членов общества. 

Рыночная ситуация далеко не всегда бывает благоприятной для  фирмы и может сложиться так, что она не сможет получать прибыль. Допустим, цена упала значительно  ниже той, которая давала прибыль. Не будучи в состоянии как-либо повлиять на цену, фирма может лишь попытаться приспособиться к новым условиям. Но это еще не означает, что фирма  должна исчезнуть с рынка. В краткосрочном  периоде она может продержаться, если сведет свои убытки к минимуму и сможет покрыть хотя бы часть  издержек. 

Согласно приложения 3 если фирма не будет выпускать продукцию, то её доход будет равен нулю, но при этом она должна будет выплачивать постоянные издержки. Они и составят чистые убытки фирмы (-100). Ниже этого предела фирма не может опуститься, так как не сможет покрыть даже постоянных издержек. Но существуют варианты, при которых фирма хотя и несёт убытки, но меньше 100 долларов; в этом случае она может покрыть не только постоянные издержки, но и часть переменных. Таких вариантов несколько, но один из них (6 единиц выпуска) ведёт к минимальным потерям (-64). 

Если цена упадет еще больше, то убытки от любого уровня выпуска  будут больше 100, а следовательно, не могут быть покрыты даже постоянные издержки. В этом случае лучший выход для фирмы — закрыть производство, распродать оборудование и уйти с рынка. 

Поскольку в условиях совершенной  конкуренции цена совпадает с  предельным доходом, каждое её изменение (падение или увеличение) ведет  к необходимости в целях максимизации прибыли или максимизации убытков  находить такие уровни выпуска, при  которых новая цена уравнивалась бы с предельными издержками. Эта  зависимость будет иметь место, если цена не опустится ниже уровня средних переменных издержек. Если это произойдет, то фирма прекращает свое существование. 

Но ту же зависимость между  ценой и выпускаемым количеством  отражает и кривая предложения. Можно, следовательно, сформулировать предложение, согласно которому кривая предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль на рынке совершенной конкуренции, совпадает с возрастающим отрезком кривой переменных затрат, лежащим выше точки её пересечения с кривой средних переменных издержек. 

До сих пор поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции анализировалось в краткосрочном периоде, когда фирма реагировала на изменения цены решением сокращать или увеличивать объем производимой продукции. Но реакция конкурирующих фирм на изменение цен может выразиться также в решениях об участии или неучастии в производстве данного товара, о выходе на рынок или уходе с него. Эти решения отражают поведение фирмы уже в долгосрочном периоде[3, c.85]. 

 

  1.  Вопрос. Типы фирм на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

Доход и прибыль фирмы  в краткосрочном периоде. Виды фирм

В рыночной экономике под доходом фирмы понимается денежная оценка результатов деятельности фирмы в виде денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие в экономической жизни общества.

Соответственно видам  издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доход.

Общий доход (TR) - это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества благ: TR = P×Q, где TR - общий доход; P - цена; Q - проданное количество благ.

Средний доход (AR) - доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене: АR = TR/Q.

Предельный доход (MR) - это приращение дохода, вызванное продажей дополнительной единицы продукции: MR = ∆TR/∆Q.

Под прибылью фирмы понимают разницу между доходами и издержками: П = TR - TC, где П - прибыль, TR - совокупный доход, TC - совокупные издержки.

Напомним, сами издержки бывают внешними и внутренними. К внешним  издержкам относятся платежи  внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычитая из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки.

Вычитая из бухгалтерской  прибыли внутренние издержки (некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том  числе «упущенная выгода», затраты  на «стимулирование» чиновников в коррупционных  экономиках, дополнительные премиальные  работникам) мы получаем экономическую прибыль.

Таким образом, при определении  объема реальной прибыли следует  исходить из такой цены ресурса, которую  получил бы его владелец при наилучшем  его использовании.


Современная экономическая  теория утверждает, чтомаксимизация прибыли или минимизация издержек достигается при том объеме производства, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС). В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены: MR = MC = Р. Это и есть условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде.

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм:

1. Фирма, у которой средние  издержки равны цене (АТС = Р)  называется допредельной фирмой с нормальной прибылью.

2. Фирма, которой удается  покрывать лишь средние переменные  издержки (AVC = P), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть «на плаву» лишь недолгое время. В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные), но и все издержки (средние общие), т.е. получать нормальную прибыль (как допредельная фирма).

3. Запредельная фирма. В случае снижения цен фирма перестает быть конкурентоспособной, т.к. не может покрывать даже текущие издержки (AVC > P) и вынуждена будет покинуть отрасль.

4. Фирма, у которой средние  общие издержки меньше цены (АТС  < Р), называется допредельной фирмой со сверхприбылью.

 

  1. Вопрос. Равновесие совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Кривая предложения фирмы.

Производителю невыгодно  производить при уровне цен (Р1), меньшем чем minAVC  (точка а), т.е. меньшем Р2. Начиная с уровня цен Р2,  предприниматель готов производить Q2. При этом будут покрываться переменные издержки и убыток равен постоянным издержкам.

Кривая предложения отдельной  фирмы – совершенного конкурентапредставляет собой отрезок кривой предельных издержек, расположенный выше кривой AVC.

Цена Р4 покрывает валовые  издержки . При цене от Р2 до Р4 фирма будет минимизировать свои убытки, производя до точки, в которой MR(P)=MC. При  Р5 фирма получает прибыль.

В5. Фирма и отрасль. Цена равновесия.  

В условиях конкурентного  рынка цена равновесия определяется общим (рыночным) спросом и рыночным предложением.Предложение отрасли – это сумма предложения всех ее фирм. S=åMC. На рисунке показан график прибыльной фирмы. Цена превышает средние валовые издержки при равновесном объеме производства, когда MR(P)=MC. Это превышение определяет прибыль.

 

Максимизация  прибыли в долгосрочном периоде.      

В долгосрочном периоде фирмы  могут изменить свои производственные мощности. Число фирм в отрасли  также может измениться. Пусть  все фирмы имеют одинаковые графики  предельных издержек и вход/выход  фирм из отрасли не влияет на цену ресурсов.      

В состоянии равновесия равны  Р1=MR=minAC.  Фирмы не стремятся войти или покинуть отрасль, т.к. экономическая прибыль нулевая. Если цена превысит средние валовые издержки (Р2), то появляется возможность получения экономической прибыли. Фирмы устремятся в отрасль. Ее расширение увеличит предложение до S2 и снизит цены до величины средних валовых издержек. Однако, новое равновесие установится на новом объеме производства Q2.     

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразование"