Шпаргалка по "Ценообразование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, шпаргалка

Краткое описание

Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:

Вложенные файлы: 1 файл

все шпоры. на экзамен. (1).docx

— 2.74 Мб (Скачать файл)

Кроме валовых издержек предпринимателя  интересуют издержки на единицу производимой продукции, которые называются средними. Эта группа издержек включает:

Средние постоянные издержки (AFC) - постоянные издержки, исчисленные на единицу продукции: AFC = TFC/Q, где Q – объем производства. С увеличением объема производства постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции, будут уменьшаться.

Средние переменные издержки (AVC) - переменные издержки в расчете на единицу продукции: AVC = TVC/Q. Динамика средних переменных издержек обусловлена изменением отдачи от переменного фактора. На начальном этапе процесса производства средние переменные издержки снижаются, затем достигают своего минимума, после чего начинают возрастать.

Средние совокупные (суммарные, валовые, общие) издержки (АТС) - общие издержки в расчете на единицу продукции: АТС= AFC+ AVC. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли.

Рисунок 2 - Cредние и предельные издержки


Определить, как изменяются издержки фирмы с выпуском дополнительной единицы продукции можно с  помощью показателя предельных издержек (МС) - дополнительные издержки, необходимые для производства каждой последующей единицы продукции: MC = ΔTC/ΔQ.

Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку  позволяет показать те издержки, которые  придется понести фирме в случае производства еще одной единицы  продукции или сэкономить их в  случае сокращения производства на эту  единицу.

Часто о состоянии дел  на фирме судят учитывая затраты  лишь тех ресурсов, которые фирма  приобретает со стороны (сырье, материалы, рабочую силу и т.п.). Их называют явными (внешними) издержками. Однако некоторые ресурсы могут уже находиться в собственности предприятия. Затраты этих ресурсов образуют неявные (внутренние) издержки. Собственными ресурсами фирмы обычно выступают предпринимательские способности ее владельца (если он сам управляет бизнесом), земля и капитал предпринимателя или акционеров.

Существует другой подход к оценке затрат ресурсов (экономический) - концепция альтернативных издержек (или издержек упущенных возможностей). Согласно этой концепции, издержки - это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.

 

  1.  Вопрос. Типы рыночных структур.

Принято выделять четыре типа рыночных структур, отличающихся друг от друга степенями и формами  свободы для экономических агентов. Их взаимное деление в форме конкуренции  может быть разбито на: чистую конкуренцию; монополию;

монополистическую конкуренцию; олигополию. Возможности рационального  выбора для фирмы зависят от того, в какой рыночной среде она  действует. При этом два первых типа рыночной структуры обычно характеризуют как идеальные, а два остальных — как реальные.

Хотя, в известном смысле, все эти типы — всего лишь теоретические  модели, выделяющие только главное  и общее, и поэтому неспособные  исчерпывающим образом описать  множество конкретных рыночных ситуаций, с которыми встречается любая  реальная фирма.

177

Основным признаком, по которому отличаются друг от друга различные  рыночные структуры, считается количество участников конкуренции.

Чистая конкуренция предполагает, что участниками рынка является очень большое количество фирм, производящих и продающих один и тот же (стандартизованный) продукт. Любая новая фирма может  включиться в данную структуру без  каких-либо препятствий: нет ограничений  на доступ к информации или ресурсам, необходимым для организации  производства и реализации такого продукта. Такая структура считается идеальной  потому, что на практике некоторые  ограничения всегда существуют, а  полная стандартизация продукта невозможна. Наиболее близкие реальные условия  существуют в сельском хозяйстве  и в некоторых отраслях, производящих услуги.

Монополия предполагает одного-единственного производителя — продавца какого-либо товара. Такая фирма является для рынка целой отраслью. Препятствия на пути других фирм являются практически непреодолимыми, поэтому формально такая структура предоставляет фирме наибольшую свободу выбора объемов производства и цены реализации продукции. Эта ситуация является также идеальной — в том смысле, что невозможно в условиях рынка абсолютно закрыть какую-либо отрасль для проникновения конкурентов (либо прямого, либо косвенного). Очень высокий уровень доходности производства и реализации монопольного продукта обязательно начинает привлекать другие фирмы, которые рано или поздно расшатывают монопольную ситуацию.

Чистая конкуренция и  монополия представляют собой два  полюса рынка, между которыми располагаются  реальные рыночные структуры.

Сформулировав эти граничные  условия рынка, легче понять общие  принципы его работы, абстрагируясь  от множества сложных и запутанных конкретных ситуаций.

Монополистическая конкуренция  как реальная рыночная структура  предполагает достаточно большое количество продавцов, которые предлагают на рынке  неодинаковые продукты. Дифференциация продукта дает возможность в отрасли  иметь множество мелких фирм и  обеспечивает легкость входа и выхода с

178

рынка. Характеристики монополистической  конкуренции свойственны отраслям сферы обслуживания:

станции техобслуживания, сети ресторанов (и отраслям промышленности), производству зубной пасты, стиральных порошков, безалкогольных напитков. При  монополистической конкуренции  каждая фирма продает особый тип  товара, который отличается по качеству, оформлению, престижности. При этом фирма является монопольным производителем своей марки товара.

Олигополия — это рыночная структура с незначительным количеством  производителей, которые конкурируют  между собой, и 'вступление на эти  рынки новых фирм затруднено. В  условиях олигополии наиболее крупные  фирмы контролируют значительную долю рынка. Товар, производимый фирмами, может  быть дифференцирован (производство автомобилей) и не дифференцирован (производство стали), главное значение имеет только то, что несколько фирм производят почти всю продукцию.

Олигополистическими структурами  являются многие отрасли обрабатывающей промышленности (производство нефтехимикатов, алюминия, сигарет). В современных условиях олигополия является преобладающей формой рыночной структуры.

Таблица 1

Характеристика рыночных структур Рыночные Количество и Характер Условия выхода структуры размер фирмы продукции на рынок Совершенная  Много мелких Абсолютно Однородный , конкуренция фирм свооодвыи

Вход Монополия Одна фирма Уникальный

Монополисти-Много мелких Диффиренци- Некоторые ческая фирм рованныи ограничения конкуренция

Однородный

Несколько Существенные Олигополия или дифферен-

крупных фирм препятствия  цированный

179

Между олигополией и монополистической  конкуренцией не существует четкого  разграничения. Характеристика конкретного  рынка зависит от реализуемой  на нем продукции.'

Монополистическая конкуренция  и олигополия описывают реально  существующие рынки. Однако, чрезвычайно сложно создать точную модель поведения фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции из-за огромного числа переменных в анализе принятия решений.

Совершенная конкуренция  и монополия — явление редкое, скорее они являются абстракциями. В то же время их анализ позволяет  понять, как функционирует рыночная экономика; построить модели, на примере  которых можно определить объем  выпуска продукции, обеспечивающей максимальную прибыль, и формировать  ценовую стратегию.

Таким образом, рыночная структура  определяется условиями конкуренции, количеством и размерами фирм, характером продукции, свободой выхода на рынок.

Совершенная конкуренция  и монополия являются «идеальными» типами рыночных структур, поскольку  рынков, соответствующих характеристикам  этих структур, в реальности не существует. В то же время монополистическая  конкуренция и олигополия характерны для рынков в экономике промышленно развитых стран.

 

  1. Вопрос.  Рынок совершенной конкуренции. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде: два подхода.

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом  рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой  конкуренции»), характерными чертами которого являются:

– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;

– предлагаемая ими продукция является однородной;

– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;

– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

Кривая спроса отдельной фирмы  на таком рынке совершенно эластична  и совпадает с кривой и предельного  дохода (рис. 14.1)

 .

Рис. 14.1. График предельного и совокупного  дохода

 

Максимизация  прибыли в краткосрочном периоде 

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать своиубытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.), которые она использует.

Экономические прибыли, к  которым фирма стремится, определяются как разность между валовым доходом  и валовыми издержками. И это действительно  указывает направление нашего анализа. Данные о доходе и данные об издержках должны быть сведены вместе, с тем чтобы можно было определить для фирмы объем производства, максимизирующий прибыль. 

Существует два дополнительных подхода (принципа) к определению  уровня производства, при котором  конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные  убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй — сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях любой из трех рыночных структур. Чтобы облегчить понимание определения объема производства  в условиях чистой конкуренции, мы используем оба подхода, делая упор на втором подходе. Для подкрепления нашего понимания двух подходов будут использоваться гипотетические данные как в форме таблиц, так и в виде графиков. 

Принцип сопоставления  валового дохода с валовыми издержками  
При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных вопроса: 1. Следует ли производить? 2. Если да, то какое количество продукции? 3. Какая прибыль (или убыток) будет получена?  
На первый взгляд ответ на вопрос 1 кажется очевидным: Вам следует производить, если это принесет прибыль. Но ситуация немного сложнее. В кратко срочном периоде часть валовых издержек фирмы является переменными издержками, а остальные — постоянными издержками. Последние должны быть оплачены из кармана, даже когда фирма закрывается. В кратко срочном периоде фирма несет убытки, равные ее постоянным издержкам, когда производство находится но нулевом уровне. Это означает, что, возможно, не существует ни одного уровня производства, при котором фирма получала бы прибыль, но фирма могла бы все-таки производить при условии, что, поступая так, она несет убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, с которой она столкнется при закрытии.

Другими словами, правильный ответ на вопрос: Следует ли производить? — таков: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо 1) экономическую прибыль, либо 2) убыток, который меньше, чем её постоянные издержки. 

Предположив, что фирма  будет производить, уместно поставить  второй вопрос: сколько продукта должно быть произведено? Ответ здесь совершенно очевиден: в кратко срочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки. 

Теперь давайте исследуем  три случая, которые продемонстрируют обоснованность этих двух обобщений, и  ответим на наш третий вопрос, показывая, как могут быть рассчитаны прибыли  и убытки. В первом случае фирма  будет максимизировать свои убытки посредством производства. В третьем  случае фирма будет минимизировать свои убытки путем закрытия. Наш  план действий заключается в том, чтобы, приняв одни и те же данные об издержках в краткосрочном периоде  для всех трех случаев, изучить производственные решения фирмы, сталкивающейся с  тремя различными ценами на продукт [2, c.69].  
Анализ с позиций максимизации прибыли позволяет судить не только о более выгодных вариантах выпуска продукции, но и о том, до каких пределов вообще фирма может удерживаться на рынке со своей продукцией. В данном случае решающим критерием будет минимизация потерь, которые будет нести фирма. Если полученного дохода будет достаточно, чтобы покрыть хотя бы переменные издержки, фирм может продолжать существование. Если же она не в состоянии сделать это, то ей придется закрыться, даже если она еще сможет оплачивать свои постоянные издержки. Показателем минимизации потерь будет разность между ценой и переменными удельными издержками (P - AVC). Если продажная цена меньше AVC, фирма должна будет закрыться хотя бы временно.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразование"