Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:23, реферат
Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды. Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.
Функции экологического управления:
- определение стратегии и планирование;
- учет природных ресурсов
и наблюдение за состоянием
окружающей среды (
- распределение и
- пространственно-
- разрешительная система
(выдача разрешений, лицензий на
пользование природными
- нормотворчество;
- контроль и надзор;
- разрешение споров (кроме подсудных).
Не все субъекты управления
осуществляют перечисленные функции.
Например, такие функции, как экологическое
нормирование, лицензирование, сертификация,
выполняются лишь в рамках государственного
управления. Для наиболее полного
осуществления функций
Методы государственного управления в сфере охраны окружающей среды можно подразделить на административные (управленческие), экономические, идеологические (воспитание, образование, агитация и т.д.).
Управление
в сфере взаимодействия общества
и природы представляет собой
совокупность предпринимаемых
Цель управления природопользованием и охраной окружающей cpeды – предупреждение негативного воздействия общественной деятельности на окружающую среду, которое выходит за рамки необходимого для общества потребления природы.
Управление экологией является составной частью управленческом деятельности государства в целом. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер и имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта управления.
Особенности управления в сфере взаимодействия общества и природы:
1. Юридическим основанием управления экологией является преимущественное право государственной собственности на природные ресурсы и политический суверенитет (право территориального верховенства) государства на территории расположения природных ресурсов.
2. Комплексный характер управления. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных ресурсов и природных явлений управление природными ресурсами и охраной окружающей среды может осуществляться только в комплексе. Это означает, что распределение и перераспределение, планирование и другие действия в отношении природных ресурсов в одном регионе должны осуществляться с учетом влияния этих мер на другие природные ресурсы в другом регионе, что использование природных ресурсов не может осуществляться без одновременной их охраны и наоборот.
3. Управление экологией осуществляется
не только по административно-
4. Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в области экологии. Речь идет о том, что одни субъекты эксплуатируют природные ресурсы, а другие – контролируют правильность их эксплуатации. На практике такое разделение имеет место. Так, одни министерства организуют добычу, переработку и использование природных ресурсов, другие, например, Министерство природных ресурсов, осуществляют контроль и надзор за правильным, рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.
Механизм управления природопользованием состоит из методов, функций и субъектов управления, т.е. организационной структуры (органов управления).
Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основные из них:
1. Административные (командно-распорядительные) – обеспечиваемые возможностью государственного принуждения.
Основными инструментами
административного
2. Экономические – создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования. Это использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. К таким рычагам относятся: рентные платежи; платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог); компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производственной деятельности; штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования; система налоговых льгот, льготное кредитование и субсидирование и др.
3. Социально-психологические – методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).
Государственное
управление природопользованием и
охраной окружающей среды строится
на основе ряда специфических принципов:
• законности управления –
функции управления могут и должны осуществляться
в соответствии с требованиями экологического
законодательства согласно компетенции
того или другого государственного органа.
• комплексного (всестороннего) подхода
к решению вопросов природопользования
и охраны окружающей среды – этот принцип
обусловлен объективным законом единства
природы, всеобщей взаимосвязью происходящих
в природе явлений. Он проявляется в том,
что в рамках данного вида управления
реализуются все вытекающие из законодательства
функции, в сфере государственного управления
оказываются все природопользователи,
призванные выполнять экологические требования,
при принятии административных решений
принимаются во внимание все виды вредных
воздействий на состояние природы, ведется
их учет.
• разделения хозяйственно-эксплуатационных
и контрольно-надзорных функций при организации
деятельности специально уполномоченных
государственных органов. Органы, наделенные
контрольно-надзорными функциями управления
использованием и охраной природных ресурсов
не могут выполнять функций по хозяйственному
использованию соответствующих ресурсов.
Этот принцип должен быть применим к специально
уполномоченным государственным органам
в области природопользования и охраны
окружающей среды. Посредством данного
принципа обеспечивается объективность
экологического контроля и надзора и эффективность
действия права окружающей среды в целом.
• многоуровненность и разветвлённость
системы органов государственного управления
в данной сфере (наличие горизонтали и
вертикали органов).
Система органов государственного экологического управления
В настоящее время система органов государства, осуществляющих функции в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления - органы общей и специальной компетенции.
К числу первых относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны окружающей природной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.
Органы специальной компетенции - это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач.
К первой группе принадлежат
органы, осуществляющие надведомственны
МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами.
Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране законодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:
- осуществлять разработку
и реализацию целевых
- принимать нормативные
акты по вопросам охраны
- организовывать экологический
мониторинг, проводить экологический
контроль и экологическую
- осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;
- согласовывать нормы
и лимиты использования
- проводить совместно
с другими органами
- проводить обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям;
- ограничивать или
- рассматривать дела об
административных
- предъявлять в суде
иски о возмещении вреда,
Другая группа органов государственного экологического управления осуществляетведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохранения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
В число органов специальной компетенции входят также некоторые органы, которые выполняют лишь отдельные функции в сфере экологического управления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор России - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей среды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплексов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.
Структура и компетенция
рассматриваемых органов
Функции государственного экологического управления
Несмотря на разнообразие
задач и особенности
Исходя из характера и содержания составляющих их правомочий следует выделить несколько наиболее важных функций государственного экологического управления:
1. Учет и ведение
кадастров природных ресурсов.
Учет природных ресурсов
осуществляется по административно-
Информация о работе Понятие государственного экологического управления