Понятие государственного экологического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды. Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие государственного экологического управления.docx

— 91.51 Кб (Скачать файл)

* Федеральная служба по  надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия  человека;

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды (Росгидромет) и его  подведомственные органы являются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды по вопросам мониторинга состояния  и загрязнения окружающей среды.

Основные задачи Росгидромета включают:

* гидрометеорологическое  и гелиогеофизическое обеспечение  народного хозяйства, органов  государственной власти, населения  и Вооруженных Сил РФ и мониторинг  состояния и загрязнения атмосферы,  поверхностных вод суши, морской  среды, почв, околоземного космического  пространства, комплексный фоновый  мониторинг и космический мониторинг  состояния природных объектов;

* оценку климатических  изменений, агроклиматических и  поверхностных водных ресурсов  РФ и субъектов РФ;

* исследование гидрометеорологических  и геофизических процессов в  атмосфере, на поверхности суши  и в Мировом океане, включая  Арктику и Антарктику, околоземном  космическом пространстве;

* осуществление активных  воздействий на гидрометеорологические  и другие геофизические процессы  и явления в интересах народного  хозяйства;

* государственный надзор  за проведением предприятиями,  учреждениями и организациями  работ по активному воздействию  на гидрометеорологические и  другие геофизические процессы  и явления;

* выполнение в установленном  порядке международных обязательств  РФ по вопросам гидрометеорологии,  мониторинга загрязнения окружающей  среды, состояния верхних слоев  атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики  и Антарктики, активного воздействия  на гидрометеорологические процессы.

Министерство сельского  хозяйства РФ занимает особое место  в системе функциональных органов, обеспечивающих государственное управление природопользованием и охраной  окружающей среды, так как является специально уполномоченным государственным  органом по охране и регулированию  использования животного мира на территории России в части охраны и регулирования использования  охотничьих животных и рыболовства.

На Министерство сельского  хозяйства РФ возложены задачи разработки и реализации мероприятий по охране окружающей среды и природных  ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Министерство сельского хозяйства РФ оказывает содействие органам исполнительной власти субъектов РФ в организации рационального использования земельных, лесных, водных и других природных ресурсов; осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства; ведет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв, защиту растений от сорняков, вредителей, болезней и реализует мероприятия по охране окружающей среды; организует защиту от проникновения на территорию Российской Федерации болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов.

К основным задачам Минздрава  РФ относятся разработка основ государственной  политики в области санитарно-эпидемиологического  благополучия населения; осуществление  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора; санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование  вопросов охраны здоровья населения  в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды  его обитания и условий жизнедеятельности.

К главным задачам Минздрава  относится также создание функциональной подсистемы экстренной медицинской  помощи в чрезвычайных ситуациях  Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях  и руководит ее деятельностью  совместно с МЧС России.

В области профилактики заболеваний  Минздрав РФ осуществляет мероприятия  по профилактике инфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний  и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных  факторов среды его обитания.

В области санитарно-эпидемиологического  благополучия населения Минздрав РФ осуществляет гигиеническую сертификацию продукции; создает государственную  систему наблюдения, оценки и прогнозирования, состояния здоровья населения в  связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический  мониторинг), формирует базы данных о состоянии охраны здоровья человека и среды его обитания; проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических  веществ.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является государственным  органом, выполняющим специальные  функции в области охраны окружающей среды, и правоохранительным органом. Природоохранительная деятельность МВД России проводится на основе Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г., Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. МВД России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и охраны правопорядка, имеющее непосредственное отношение к охране природы.

Специальные природоохранительные функции МВД России связаны с  тем, что данное Министерство руководит  Государственной автомобильной  инспекцией, осуществляющей надзор за соблюдением владельцами автотранспортных средств правовых требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами. Оно. организует работу, связанную с допуском автомототранспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

МВД и его органы участвуют  в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных  мероприятий во время эпидемий и  эпизоотии. Они обеспечивают общественный порядок при ликвидации последствий  крупных аварий, катастроф, пожаров  и стихийных бедствий.

Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии призвана обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в области  стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии совместно  с другими природоохранительными  органами обеспечивает включение в  государственные стандарты на продукцию, работы, услуги обязательных экологических  требований и принимает государственные  стандарты РФ, определяет номенклатуру объектов, подлежащих обязательной экологической  сертификации, устанавливает общие  правила и рекомендации по проведению сертификации. Она осуществляет также  государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации.

Федеральная служба по технологическому надзору организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование  промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями  и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению  работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; организует и проводит государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Также лицензирует отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами.

Федеральная таможенная служба России в процессе осуществления  таможенного дела обеспечивает защиту экологических прав и интересов  граждан, предприятий, учреждений и  организаций; соблюдение разрешительного  порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров  через таможенную границу; пресекает  незаконный оборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС России) осуществляет руководство и координацию работ  в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями. Для реализации возложенных на него задач МЧС  России организует разработку и осуществление  на территории РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководит функционированием единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); проводит государственный надзор за выполнением установленных нормативных  требований по предупреждению и Ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств  РСЧС к выполнению неотложных работ  при возникновении чрезвычайных ситуаций; руководит функционированием  и развитием федеральной системы  сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; организует совместно  с заинтересованными организациями  и координирует работу по прогнозированию  вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию  территории РФ по наличию потенциально опасных производств, объектов и  угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей  степени риска на объектах народного  хозяйства и территориях.

 

 

МЕСТО И РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПРОБЛЕМ

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную  окружающую среду и достоверную  информацию о ее состоянии.

Федеральный Закон Российской Федерации № 7 от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды» особо выделяет право  граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические  функции, требовать от соответствующих  органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной  среды и мерах по ее охране.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально  может создавать и уже создает  необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной  окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными  структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией.

Ее анализ позволяет более  точно определить не только общее  состояние окружающей природной  среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в  том числе и с помощью правоохранительных органов.

 

1.1 Природоохранная  деятельность органов внутренних  дел

 

В соответствии с экологическим  законодательством и во исполнение приказа МВД Российской Федерации "О мерах по улучшению природоохранной  деятельности в МВД Российской Федерации" органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических  преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).

Так, например, Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД РФ в объеме своей компетенции  организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов  милиции по оказанию содействия соответствующим  органам в осуществлении мер  по охране и защите от загрязнения  природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и  рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

ГУООП в рассматриваемой  деятельности тесно взаимодействует  с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с  экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением  и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь  с Роскомрыболовства, Федеральной  службой лесного хозяйства и  другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Информация о работе Понятие государственного экологического управления