Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:23, реферат
Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды. Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.
Департамент по материально-
Главные управления
Главное командование внутренних войск
Главное управление на транспорте
Главное управление вневедомственной охраны
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
Главное управление
по обеспечению охраны
Главное управление по противодействию экстремизму
Главное управление собственной безопасности
Главное управление уголовного розыска
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции
Управления
Управление «К» МВД России
Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите
Управление по взаимодействию
с институтами гражданского
Управление по обеспечению
безопасности крупных
Организационно-штатное управление
Контрольно-ревизионное управление
Управление по организации дознания
Оперативное управление
Национальное центральное бюро Интерпола
Управление по обеспечению
деятельности подразделений
Министерство внутренних дел РФ (МВД России) участвует ъ надзоре за соблюдением владельцами автотранспортных средств
правовых требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами; организует работу, связанную с допуском автомототранспортных средств и водителей к участию в дорожном движении. Его органы участвуют также в осуществлении мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Они обеспечивают общественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.
2
Основными средствами
являются акты прокурорского реагирования.
Акты прокурорского реагирования есть
специфические установленные
В ст. 42 Конституции
Российской Федерации определено положение,
в соответствии с которым «каждый
имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного его здоровью
или имуществу экологическим
правонарушением». Анализ приведенной
нормы свидетельствует о том,
что экологическое
Но определение
направления, к которому относится
надзор за соблюдением экологического
законодательства, имеет немаловажное
значение, поскольку от этого зависит
инструментарий прокурорского реагирования.
Представляется правильным согласиться
с мнением тех ученых и практиков,
которые относят данную отрасль
к надзору за исполнением законов,
поскольку предметом данной отрасли
является надзор за исполнением экологического
законодательства, что является одной
из составляющей надзора за исполнением
законов. Следовательно, при осуществлении
надзора за экологическим
Протест -- это акт прокурорского реагирования на противоречащие закону правовые акты (акты применения права) уполномоченных органов и должностных лиц. Как показывает практика, чаще всего нарушаются требования Федерального закона «Об экологической экспертизе»6 и Земельного кодекса Российской Федерации, в особенности это касается процедуры присвоения землям определенного статуса (например, сельскохозяйственные, под застройку, промышленные и т.д.). Акты органов местного самоуправления, определяющие режим земель, часто не соответствуют требованиям закона. Причем это касается не только формы документа, но и его содержания -- нередко землям присваивается иной статус, чем тот, который должен быть на самом деле. Иногда это случается в силу недостаточной компетентности уполномоченных органов, а иногда в результате их прямой заинтересованности.
Протесты прокурора
способствуют отмене правовых актов, противоречащих
закону. Они подаются вышестоящему
должностному лицу или органу. Протест
является властным средством прокурорского
реагирования. Орган или должностное
лицо, которому принесен протест, обязаны
рассмотреть его в
Представление прокурора
является универсальным средством
прокурорского реагирования, позволяющим
ставить различные вопросы, обычно
правового характера, направленные
на устранение и предупреждение нарушений
законов и способствующих им обстоятельств.
Оно вносится в случае нарушения
закона, при условии, что данное нарушение
не образует состав уголовного преступления
или административного
Представление вносится руководителю органа, нарушившего закон. Например, в случае нарушения территориальным управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости предусмотренного порядка землеустройства прокурор обязан внести представление руководителю этого территориального управления. В последнее время широкое распространение получили случаи, когда предприятиями производятся несанкционированные и неконтролируемые выбросы вредных веществ в атмосферу, воду или земельные участки. При установлении подобных фактов прокурор вносит представление о прекращении нарушения экологического законодательства руководителю данного предприятия.
Представление прокурора
подлежит безотлагательному
Существует еще одна форма представления прокурора. На основе анализа исполнения экологического законодательства, а также видов и характера правонарушений, совершаемых наиболее часто, прокуроры могут вносить обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти. Обычно эти представления носят рекомендательный характер и направлены не на пресечение конкретного нарушения экологического законодательства, а на предупреждение, предотвращение таких нарушений в будущем. Обобщенные представления могут вноситься не только в представительные или исполнительные органы, но и в вышестоящие органы, в ведении которых находится формирование экологического законодательства.
Постановление о
возбуждении производства об административном
правонарушении также является важнейшим
средством прокурорского
По сути, это целый ряд средств прокурорского реагирования, объединенных тем, что оформляются они посредством вынесения постановления.
В надзорной деятельности
прокуратуры нередко
И постановления о возбуждении уголовного дела, и постановления о возбуждении производства об административном правонарушении должны содержать фактические данные, которые положены в основу этих актов реагирования, то есть должны быть мотивированы.
В Кодексе об административных
правонарушениях целая глава
посвящена ответственности за нарушение
экологического законодательства. В
ней содержится сорок одна статья.
Однако следует отметить, что прокурор
вправе лишь вынести постановление
о возбуждении производства по делу
об административном правонарушении,
но не вправе сам рассматривать его.
Рассмотрение дела осуществляет уполномоченный
орган государственной власти. Задача
прокурора в данном случае заключается
в том, чтобы привлечь внимание уполномоченного
органа к факту нарушения
В случае если деяние
содержит признаки преступления, предусмотренного
Уголовным кодексом Российской Федерации
(УК РФ), прокурор вправе и обязан вынести
постановление о возбуждении
уголовного дела. В УК РФ предусмотрена
отдельная глава, посвященная экологическим
преступлениям. В ней содержится
восемнадцать статей. Кроме того, в
разделе 12 УК РФ предусмотрено такое
преступление, как экоцид. Следует
отметить, что предварительное следствие
по всем этим преступлениям проводится
органами прокуратуры. Поэтому после
вынесения постановления о
Неразрывно с постановлением связаны и другие средства прокурорского реагирования -- обращение в суд с заявлениями и исками. Экологические преступления наносят большой вред на значительной территории. Поэтому прокурор вправе обратиться в суд с иском о защите прав неограниченного круга лиц (напомню, что право на благоприятную экологическую обстановку предусмотрено Конституцией Российской Федерации).
В литературе высказывается
мнение, в соответствии с которым
вынесение постановления не исключает
возможности внесения представления,
например, при нарушении правил выброса
в атмосферу загрязняющих веществ
может быть вынесено постановление
о возбуждении уголовного дела в
отношении виновного лица, а на
предприятие внесено
Еще одной формой
прокурорского реагирования при
осуществлении прокурорского
Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены. Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом прокурор обязательно разъясняет требования соответствующих норм, нарушенных этим лицом. Направление предостережения возможно только в случаях, когда у прокурора имеется достоверная информация о том, что правонарушение может быть совершено. Информация должна быть проверенной. Предостережение прокурора является начальным средством прокурорского реагирования -- оно направляется еще до того, как будет совершено нарушение экологического законодательства. Основное отличие предостережения прокурора от других средств прокурорского реагирования проводится по времени совершения правонарушения. Предостережение выносится до его совершения, в то время как все другие средства во время или после совершения правонарушения. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Информация о работе Понятие государственного экологического управления