Понятие государственного экологического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды. Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие государственного экологического управления.docx

— 91.51 Кб (Скачать файл)

В соответствии с приказом МВД РФ "О мерах по улучшению  природоохранной деятельности в  МВД России" в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие  комиссии по экологическим проблемам  из представителей заинтересованных служб  для организованного контроля и  координации природоохранной деятельности в регионах.

Наиболее распространенными  формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

Таким образом, органы внутренних дел относятся к числу специальных  отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в  области охраны природы с помощью  организационно правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической  безопасности на территории Российской Федерации.

Важным направлением деятельности органов внутренних дел в области  охраны природы является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей  эффективности эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется  в определенном снижении экологических  правонарушений, то их важнейшей задачей  становится выявление причин и условий, способствующих совершению экологических  правонарушений, и разработка мер  по их предупреждению.

При этом органы внутренних дел обязаны выявлять и устранять  лишь те причины и условия, способствующие совершению правонарушений природоохранительного  законодательства, которые должны и  могут быть им известны с учетом их компетенции.

В соответствии с действующим  законодательством органы внутренних дел правомочны постоянно вести  работы имеющимися силами и средствами по выявлению и устранению перечисленных  и иных условий, способствующих природоохранительным правонарушениям. Теория и практика выработали различные формы и  методы профилактики правонарушений в  области охраны природных ресурсов.

Действенной формой профилактики нарушений природоохранительного  законодательства является внесение органами внутренних дел представлений в  соответствующие органы по фактам правонарушений. При этом в направляемом представлении  необходимо конкретно и доходчиво  указывать причины и условия, способствующие нарушению природоохранительного  законодательства, и предложения  по их устранению. Нецелесообразно  вносить представления, носящие  общий характер, так как эта  форма желаемого результата не дает. Нередки в практике случаи, когда  по внесенным представлениям меры не принимаются и органы внутренних дел не информируются о проделанной  работе. В таких случаях необходима устная или письменная информация, после чего следует обязательно  ставить в известность вышестоящие  органы.

Хорошо и качественно  организованная воспитательная работа, в первую очередь правового характера, имеет важное значение в профилактической работе органов внутренних дел.

Охрана природных ресурсов стала одной из ряда задач, которые  органы внутренних дел решают совместно  с другими государственными и  общественными формированиями.

 

.2 Природоохранная  деятельность прокуратуры

 

Важнейшим звеном в сложном  государственном механизме надзора  за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.

Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.

Надзор за исполнением  законодательства об охране окружающей природной среды является одним  из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре  Российской Федерации" (в дальнейшем - Закон о прокуратуре РФ). В  нем излагаются общие задачи органов  прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением  природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также  в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они  тесно связаны с основными  задачами природоохраны, определяемыми Законом РФ "Об охране окружающей природной среды ".

В соответствии с Законом  о прокуратуре РФ, органы прокуратуры  осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением  природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов прокуратуры, независимой  от местных органов, чего нет у  других природоохранных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно  пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть  существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов  прокуратуры для обеспечения  законности в экологической сфере  созданы и успешно функционируют  специализированные природоохранные  прокуратуры.

Все это не означает, что  прокуратура подменяет в этих вопросах соответствующие контрольные  природоохранные органы. Основные усилия и действия прокуроров концентрируются прежде всего там, где исчерпываются полномочия контролирующих органов, на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей и затрагивающих интересы большого количества населения.

Каждый год прокурорами  направляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварском использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и других экологических преступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.

Спектр допускаемых экологических  правонарушений весьма широк: здесь  и размещение экологически опасных  объектов без заключения экологической  экспертизы, незаконное разрешение строительства  в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое.

В связи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением  правомочий, предоставленных органам  экологического контроля, и активного  требования от этих органов проведения проверок.

Другой важной задачей  прокуратуры следует считать  организацию взаимодействия с этими  органами.

При этом следует исходить из следующего. Во-первых, природоохранные  органы обладают всеми необходимыми правами и возможностями по выявлению, пресечению и устранению нарушений  природоохранительного законодательства и ведомственных актов, привлечению  к ответственности виновных лиц  и принятию мер к возмещению причиненного материального ущерба. Во-вторых, прокуроры, как уже отмечалось, не вправе подменять  природоохранные органы, дублировать  их деятельность, выполнять функцию  контроля. В-третьих, прокурорский надзор, обладая признаками всеобщности  и надведомственности, распространяется и на контрольную деятельность, осуществляемую природоохранными органами. А это означает, что прокуроры вправе требовать от указанных органов совершения определенных действий: проведения проверок, выделения специалистов для этого, предъявления исков в суды и арбитражные суды, представления в прокуратуру соответствующих материалов и сведений. Таким образом, прокуроры, с одной стороны, правомочны проверять исполнение законов природоохранными органами и, с другой - призваны всячески способствовать активизации и совершенствованию их деятельности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране природы. Это положение характеризуется следующими особенностями.

Прокурорский надзор может  осуществляться всегда, когда исполняется  законодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно  его осуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом  и без вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируют природоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания  для прокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства  могут отсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительного  законодательства может быть устранено  природоохранными органами. Вместе с  тем следует помнить, что, когда  нарушается любое законодательство, вмешательство прокурора всегда правомерно, хотя и не обязательно. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных  органов недостаточны или они  по какой-то причине не имеют возможности  для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного  законодательства. Участие прокурора  обязательно, если природоохранные  органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом  исполняют возложенные на них  обязанности. И, наконец, всегда, когда  возникает вопрос, кому проводить  проверку исполнения природоохранительного  законодательства, решающее слово принадлежит  прокурору. Поэтому при поступлении  сведений о нарушении законодательства, требующих проверки, он, прежде всего, решает, кому можно поручить проведение проверки. Всегда, когда это возможно, ее проведение следует поручать природоохранным  органам. Для этого прокуроры  должны хорошо знать эти органы, их основные задачи и полномочия.

Прокуроры обязаны активно  и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряжении арсенал  правовых средств для своевременного и полного выявления и устранения нарушений природоохранительного  законодательства, от кого бы они ни исходили, принимать предусмотренные  законом меры по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, по привлечению к ответственности  правонарушителей, в том числе  и уголовной, преследуя основную цель - предупреждение нарушений указанного законодательства. Для этого они должны широко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования, предоставленные им Законом о прокуратуре.

 

 

 

 

Задачи

 

1 Статья 1. Назначение полиции  

 

1. Полиция предназначена  для защиты жизни, здоровья, прав  и свобод граждан Российской  Федерации, иностранных граждан,  лиц без гражданства (далее  также - граждане; лица), для противодействия  преступности, охраны общественного  порядка, собственности и для  обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно  приходит на помощь каждому,  кто нуждается в ее защите  от преступных и иных противоправных  посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав. 

 

 

 Статья 2. Основные направления  деятельности полиции 

 

1. Деятельность полиции  осуществляется по следующим  основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных  посягательств;

2) предупреждение и пресечение  преступлений и административных  правонарушений;

3) выявление и раскрытие  преступлений, производство дознания  по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам  об административных правонарушениях,  исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка  в общественных местах;

7) обеспечение безопасности  дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и  объектов, в том числе на договорной  основе;

11) государственная защита  потерпевших, свидетелей и иных  участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих  органов, а также других защищаемых  лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической  деятельности.

2. По решению Президента  Российской Федерации сотрудники  полиции могут участвовать в  деятельности по поддержанию  или восстановлению международного  мира и безопасности.

 
Департаменты МВД

 

 Следственный департамент

 Департамент государственной  службы и кадров

 Департамент информационных  технологий, связи и защиты информации

 Договорно-правовой департамент

 Департамент делопроизводства  и работы с обращениями граждан  и организаций

 Департамент по финансово-экономической  политике и обеспечению социальных  гарантий

 Организационно-аналитический  департамент

Информация о работе Понятие государственного экологического управления