Понятие государственного экологического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды. Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие государственного экологического управления.docx

— 91.51 Кб (Скачать файл)

Указанные нормативы разрабатываются  и утверждаются специально уполномоченными  государственными органами в области  охраны окружающей природной среды - Госкомэкологией России, Госстандартом России, Государственной саритарно-эпидемиологической службой РФ, Госгортехнадзором России, Госатомнадзором России, Госгидрометом и др.

Нормативы предельно допустимого  вредного воздействия имеют юридическое значение, так как закрепляются в нормативно-правовых актах и являются обязательными для исполнения. Они выступают критериями правомерности поведения субъектов экологических отношений, и за их нарушение установлена юридическая ответственность.

Система экологических стандартов включает в себя нормативы предельных воздействий на окружающую среду (производственных, территориальных и др.), нормативы организации охраны окружающей среды и контроля за ее качеством, а также стандарты, определяющие экологические понятия и термины.

Наиболее важное значение среди них имеют нормативы предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду:

- нормативы предельно  допустимых концентраций вредных  веществ (ПДК) в воздухе, воде  и почве. ПДК установлены для  нескольких сотен химических веществ при их изолированном действии и их комбинаций в мг/куб. м (двуокиси азота, бензола, окиси углерода, пыли, сажи, свинца, ртути, фенола, хлора и т. д.);

- нормативы предельно  допустимых уровней вредных физических  воздействий (ПДУ), таких, как шум, вибрация, ультразвук, радиация, магнитные поля и др., для которых приняты различные единицы измерения (например, децибелы - для шума, мкВт/кв. см - для электромагнитных полей, мбэр/час - для радиационного облучения и др.). Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- нормативы предельно  допустимых выбросов и сбросов  вредных веществ в воду, воздух, почву (ПДВ). Они устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта (источника загрязнения), данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК. Источники загрязнения должны также соблюдать установленные уровни шума, вибрации, электромагнитных полей и других вредных физических воздействий (ПДУ).

Эти нормативы в отличие  от предыдущих являются по существу индивидуальными для каждого источника загрязнения (вредного физического воздействия) и фиксируются в разрешениях (лицензиях), выдаваемых компетентными государственными органами;

- предельно допустимые  нормы нагрузки на окружающую  природную среду. Это комплексные  нормативы, учитывающие суммарное  хозяйственное и рекреационное воздействие на окружающую среду и потенциальные возможности природы при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов и других населенных пунктов с целью обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем, необратимых изменений в окружающей природной среде.

В сфере охраны окружающей природной среды применяются  также предельно допустимые нормы использования агрохимикатов в сельском хозяйстве (минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, стимуляторов роста и др.), нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания (минимально допустимые дозы, безвредные для здоровья человека), нормативы санитарных и защитных зон для охраняемых водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, экологические требования к продукции, новым технике, технологии, материалам, веществам и т. д., а также другие нормативы.

5. Распределение  и перераспределение природных  ресурсов; лицензирование и лимитирование природопользования и охраны окружающей природной среды. Данная функция подразумевает осуществление государственными органами деятельности по предоставлению природных объектов в пользование, собственность, аренду, а также их изъятие у природопользователей по основаниям, установленным в законе.

Деятельность по распределению  и перераспределению природных  ресурсов проводится в рамках государственной системы лицензирования и лимитирования использования природных ресурсов, то есть путем выдачи или аннулирования соответствующих лицензий на право пользования природными ресурсами, а также определения предельных объемов такого использования (изъятия природных ресурсов или загрязнения окружающей природной среды) - лимитов. Общие вопросы лицензирования и установления лимитов в сфере природопользования рассматриваются в предыдущем разделе учебного пособия, а конкретный порядок предоставления отдельных видов природных ресурсов - в соответствующих темах, посвященных правовому режиму земель, лесов, вод, недр и др.

6. Пространственно-территориальное  устройство природных ресурсов.Пространственно-территориальное устройство природных ресурсов представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение реальной возможности использования природного объекта, предоставленного в пользование, и предполагает осуществление взаимосвязанных действий по обоснованию и определению границ выделяемого природного объекта, установлению их на местности, разработке планов и схем их использования, отводу соответствующих участков земель, лесов, вод, недр и т. д., составлению проектов внутрихозяйственной организации их территорий. Эта деятельность осуществляется на основе топографо-геодезических, картографических работ, инвентаризации, обследования, надзора за проведением устроительных проектов и т. д.

Функции землеустройства, лесоустройства, недроустройства и др. регламентируются законодательством о соответствующих видах природных ресурсов (например, ст. 112-114 Земельного кодекса РСФСР, ст. 7 Закона РФ «О недрах», ст. 72, 73 Лесного кодекса РФ и др.).

7. Контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды. Контроль является важнейшей функцией государственного управления в любой его отрасли. Однако контроль в сфере экологии имеет особое значение в силу той роли, которую он способен играть в предупреждении экологических правонарушений, вред от которых, причиненный природной среде, зачастую оказывается необратимым.

Поэтому общей характеристике экологического контроля, его понятию  и видам, методам его осуществления (включая экологическую экспертизу) посвящается специальный раздел данного учебного пособия (Тема 5).

8. Разрешение споров  о праве природопользования; применение  ответственности за экологические правонарушения.

Все споры, касающиеся предоставления и изъятия природных ресурсов, порядка и условий их использования, а также нарушения прав собственности, пользования, аренды и возмещения причиненных  этим убытков, в настоящее время отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбитражных судов, если споры возникают между юридическими лицами, или судов общей юрисдикции при разрешении споров с участием граждан (ст. 109 Лесного кодекса РФ, ст. 129 Водного кодекса РФ, ст. 57 Федерального Закона «О животном мире», п. 4 Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767 и др.). Защита прав пользования природными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения, принимаемые при разрешении споров о праве природопользования в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.

Для рассмотрения споров, возникающих  между природопользователями, находящимися на территориях разных субъектов РФ, законодательством установлен особый порядок. Такие конфликты рассматриваются специально созданными комиссиями, образованными на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов (ст. 79 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Процедура разрешения споров регламентируется законодательством  о судопроизводстве.

Органы государственного экологического управления специальной  компетенции участвуют в применении юридической ответственности за экологические правонарушения. Это  может выражаться в предъявлении исков в суд о возмещении ущерба, причиненного экологическим правонарушением  здоровью граждан, а также имуществу  государства, юридических лиц и  граждан; в наложении административных взысканий за нарушение экологических  требований, направлении материалов о привлечении виновных в них  лиц к дисциплинарной ответственности; в содействии компетентным правоохранительным органам в их деятельности по предупреждению и выявлению экологических преступлений, привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.

 

 

Вопрос 2.1

 

 

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных  ресурсов, относятся:

- Президент России;

- Правительство России;

- правительства (администрация)  субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и  охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием  осуществляется как непосредственно  Президентом, так и структурами  в его администрации. За время  действия института президентства  в России специальной структурой в Администрации Президента был  советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта  должность была упразднена. В настоящее  время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической  безопасности Совета Безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием  и охраной окружающей среды нельзя не обратить внимания на очевидную  тенденцию принятия им решений, уменьшающих  возможности для решения в  стране острейших экологических  проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности советника  по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими Указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды  и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный  на его основе Государственный комитет  РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная  служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому  надзору России (1996 г.) как самостоятельные  органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства  РФ и правительств (администраций) субъектов  Российской Федерации в сфере  природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция  РФ, Федеральный конституционный  закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации». Конкретные полномочия этих органов  по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими  актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами  Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство  России:

- обеспечивает проведение  в Российской Федерации единой  государственной политики в области  экологии;

- осуществляет управление  федеральной собственностью на  природные ресурсы;

- проводит меры по обеспечению  законности, осуществлению экологических  прав граждан и др.

Федеральный конституционный  закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил  полномочия Правительства РФ в сфере  природопользования и охраны окружающей среды. Правительство «обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической  безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию  природных ресурсов, регулированию  природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных  бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий». Российская Федерация. Законы. О Правительстве  РФ: федер. от 17.12.1997. № 2-ФКЗ // РГ. - 1997. - 245 [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как  самостоятельно, так и через созданные  им структуры. В Аппарате Правительства  РФ вопросами в данной области  ведают Департамент социального  развития и охраны окружающей среды  и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики  природопользования).

 

 

Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды функциональными  и иными органами

 

В системе центральных  органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые  также возложены специальные  задачи по государственному управлению природопользованием и охраной  окружающей среды наряду с решением иных задач. К таким органам относятся:

* Федеральная служба России  по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды;

* Министерство сельского  хозяйства РФ;

* Министерство здравоохранения  и социального развития РФ;

* Министерство внутренних  дел РФ;

* Министерство РФ по  делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий.

* Федеральная служба по  техническому регулированию и  метрологии;

* Федеральная служба по  технологическому надзору;

* Федеральная таможенная  служба;

Информация о работе Понятие государственного экологического управления