Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 09:31, курсовая работа
Предмет исследования – экспериментирование как эффективный метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Целью работы является изучение эффективности метода экспериментирования детей 5-6 лет для формирования представлений о неживой природе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в экспериментальную деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений о неживой природе.
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет…………………...6
Комплекс знаний о неживой природе в программах ДОУ………………….12
Экспериментирование как метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе………………………………………………..21
Выводы по 1 Главе………………………………………………………….....33
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
2.1 Сформированность знаний о неживой природе детей 5-6 лет………………34
2.2 Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования………………………………………………………..…….37
2.3 Результаты сформированности представлений о неживой природе у детей 5-6 лет …………………………………………………………………………………40
2.4 Выводы по 2 Главе……………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………….45
Литература……………………
Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
2.1 Сформированность знаний о неживой природе детей 5-6 лет………………34
2.2 Формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе
экспериментирования……………………………
2.3 Результаты сформированности представлений о неживой
природе у детей 5-6 лет ………………………………………………………………………………
2.4 Выводы по 2 Главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение ………………………………………………………………………...
Введение
Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний [Л.С. Выготский,1998].
У детей 5-6 лет заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача педагога – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами воды и воздуха таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и
помогать им добывать эти знания сами с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. Нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции [А.И.Иванова, 1999]. То хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверждается их высказываниями, приведенными ниже.
Я.А.Коменский считал, что основной предпосылкой для успешного обучения является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. И.Г. Песталоцци говорил, что созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания. Н.Н. Поддъяков писал, что фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Обращает внимание, что игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Актуальность работы определяется тем, что многие классики педагогики такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский выступали за использование метода экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.
Проблема: недостаточное внедрение в практическую деятельность в дошкольных образовательных учреждениях метода экспериментирования.
Объект исследования: педагогический процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования.
Предмет исследования – экспериментирование как эффективный метод формирования у детей 5-6 лет представлений о неживой природе.
Целью работы является изучение эффективности метода экспериментирования детей 5-6 лет для формирования представлений о неживой природе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о неживой природе возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в экспериментальную деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений о неживой природе.
Объект, предмет, цель и гипотеза определяют задачи:
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о неживой природе у детей 5-6 лет
В 5-6 летнем возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду [И.Ю.Кулагина,1996]. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Опираясь на характерную для детей 5-6 лет потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Обязательным элементом образа жизни детей 5-6 лет является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей [И.Э.Куликовская, 2003]. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Дети 5-6 лет начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.
Организованное обучение осуществляется у детей 5-6 лет преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.
Условием полноценного развития детей 5-6 лет является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.
Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
В связи со всем вышесказанным можно выделить следующие задачи воспитания и развития детей 5-6 лет [И.Ю. Кулагина,1996]:
1. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
2. Развитие эстетических чувств
детей, эмоционально-ценностных
3. Развитие познавательной
4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
5. Развитие детской
Это общие задачи, нашей же более частной
задачей является при помощи экспериментирования, формировать у
детей 5-6 лет представления о неживой
природе, а также развития у детей познавательной
активности, стремления к активной деятельности,
умению добывать знания экспериментально-
По мнению Савенкова А.И. у детей в возрасте 5-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с целью изменения. Савенков А.И. считает необходимым развивать у ребенка умения и навыки проведения самостоятельных исследований в условиях дошкольного обучения. У ребенка должны сформироваться инструментальные навыки, необходимые в исследовательском поиске, а также умения логического и творческого мышления, требующиеся при решении исследовательских задач. К ним А.И. Савенков относит следующие умения:
Содержание представлений о неживой природе у детей 5-6 лет включает в себя следующие представления:
Вселенная- это множество звезд. Солнце – это наша огненная звезда. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие. Ребенок знает: вода не имеет формы, запаха и вкуса. Вода может менять свое состояние на морозе – превращается в лед, при нагревании - в пар. Вода может быть чистой, грязной, холодной, теплой, горячей. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Имеет представление о воздухе и его свойствах. Воздух нужен для дыхания всем живым существам. Знает свойства песка, земли, глины.